Крушение пассажирского речного теплохода «Булгария» в водах Волги привело к тому, что сегодня каждый любитель круизов задумывается, насколько безопасно вообще путешествовать на теплоходах, возраст которых варьируется от 20 до 60 лет. Тем не менее, эксперты советуют не паниковать: безопасность судна определяется не его возрастом, а тем, насколько ответственно к его содержанию подходит судовладелец. О тонкостях речного пассажирского судоходства, а также о текущем состоянии отрасли речных круизов по России рассказал директор по внутреннему туризму компании «ВодоходЪ» Андрей Смолин.
- Современная история знает много примеров трагедий, подобных произошедшей мс теплоходом «Булгария»?
- За последние 20-25 лет, насколько мне известного, такого не происходило ни разу. Дело в том, что пассажирское судно, тем более речное, крайне живуче. Разумеется, периодически, 2-3 раза в год, случаются различные внештатные ситуации. Теплоход может сесть на мель, столкнуться с другим теплоходом или со стенкой шлюза, он может даже получить пробоину. Но подобные ситуации были предусмотрены конструкторами, во всех подобных случаях судно остается на плаву. Так, например, было в прошлом году. Судно столкнулось с баржей, которая серьезно пробила ему борт. Теплоход при этом не затонул, людей в штатном порядке, насколько это слово здесь применимо, сняли с борта и переправили на берег, после чего на автобусах они отправились домой. Никакой катастрофы не произошло. Именно поэтому сейчас многие специалисты, действительно разбирающиеся в судоходстве, отказываются комментировать эту трагедию, так как не могут сказать, что же в реальности произошло.
Последняя трагедия, произошедшая с речным пассажирским флотом и приведшая к многочисленным человеческим жертвам, произошла в начале 80-х годов, однако связана она была не с техническим состоянием судна, а исключительно с человеческим фактором, и даже тогда теплоход остался на плаву. Именно поэтому, на мой взгляд, столь сильно это событие и обсуждается. Между тем, попробуем взглянуть на ситуацию объективно: сообщения о гибели самолетов поступают едва ли не еженедельно, в результате дорожно-транспортных происшествий в России ежегодно погибает порядка 30 тысяч человек. Согласитесь, что на фоне этой печальной статистики ситуация с аварийностью на речном транспорте не столь ужасающа. Хотя, безусловно, это нисколько не служит оправданием виновных в произошедшей трагедии и не снимает с операторов и судовладельцев ответственности за обеспечение безопасности пассажиров.
- Как строится цепочка «судовладелец-туроператор»?
- Существует несколько процедур, и они все просты и прозрачны. Есть компания, которая является судовладельцем. Далее, есть перевозчик - компания, которая занимается перевозкой пассажиров, в роли нее чаще всего выступает сам судовладелец. Лицензию на перевозку пассажиров получает та компания, которая непосредственно эксплуатирует судно и нанимает экипаж. Без этой лицензии судно не может быть выпущено в эксплуатацию в принципе.
Судовладелец также может передать судно в аренду без экипажа – бербоут. В этом случае экипаж набирается той организацией, которая арендует судно, и эта организация автоматически становится бербоутным судовладельцем и перевозчиком пассажиров.
- Как построена работа в компании «ВодоходЪ»?
- Во всей нашей группе компаний перевозчиком пассажиров выступает Волжское пароходство, старейшее в России. То есть именно пароходство нанимает экипажи, обеспечивает движение судна, а компании «ВодоходЪ», «ВодоходЪ - Санкт-Петербург», «Волга-Флот-Тур», то есть все компании нашей группы, являются исключительно туроператорами. Они создают турпродукт, нанимают работников ресторана, туристических бригад, организуют экскурсионное обслуживание, питание. История Волжского пароходства насчитывает не один десяток лет, и лицензия у него, разумеется, имеется. А у туроператора, в свою очередь, должно быть страхование ответственности туроператора и реестровый номер.
- В России осуществляет деятельность большое количество судовладельцев?
- Достаточно. Помимо крупных судовладельцев - Волжское пароходство, Камское пароходство, Московское речное пароходство, - есть еще небольшие судовладельцы, которые совмещают функции владельца и туроператора. Таковых достаточно много в Московском регионе. При этом весь российский речной пассажирский флот начитывает примерно 120 судов. Есть еще суда, которые находятся на консервации и, скорее всего, уже никуда выведены не будут. Это устаревшие суда, находящиеся в худшем техническом состоянии. Но важно понимать, что часто состояние судна не зависит от того, сколько ему лет. На консервации могут находиться судна, которые раза в полтора раза моложе «Булгарии». Все зависит от того, как эксплуатировалось и обслуживалось судно.
- Насколько необходимо обновление современному российскому речному пассажирскому флоту?
- Если речь идет о комфортабельности кают, то данный вопрос решается сейчас туроператорами и судовладельцами за собственный счет. То есть теплоходы реновируются - некоторые частично, некоторые переделываются целиком. То есть этот вопрос решается. Проблема лишь в том, что мест размещения в таких теплоходах становится значительно меньше, чем было изначально.
Другое дело, если говорить о совсем старых судах 50-и и 70-ти лет, они по своим конструктивным особенностям не позволяют создать достаточно комфортные условия для существования там пассажиров. То есть, там нет условий для создания большого количества комфортабельных кают.
Что касается безопасности: 20-ти – 30-ти-летние суда, которые есть у нас в наличии сейчас, создавались с серьезным запасом прочности, с учетом условий навигации в нашей европейской части, то есть с учетом выхода в Ладожское и Онежское озеро. Трудно представить себе европейское судно, которое может выдержать волну высотой 3 метра и обладает классом «М». У нас в эксплуатации 15 судов, и все они имеют класс «М» - морской. Судно имеет право на выход в открытое море с удалением от береговой линии на 20 миль. Это серьезный запас прочности, который до конца, может быть, и не используется.
- Кто должен заниматься реновацией судна, заменой агрегатов?
- Эстетическим ремонтом судна занимается только судовладелец либо тот, кто арендует его на продолжительный срок.
Вопросом обеспечения безопасности и заменой агрегатов занимается также судовладелец либо бербоутный судовладелец. Объем работ по обеспечению безопасности на судне определяется контролирующими органами. Есть четкий регламент, какова должна быть, например, толщина стенок корпуса. И раз в 5 лет эта толщина проверяется. Если при проверке обнаруживается, что не хватает даже полмиллиметра, выдается предписание на устранение данной проблемы. Также производится разборка рулевого механизма, и если Российским речным регистром обнаруживается дефект, то также издается предписание этот дефект устранить. Если данный дефект не устраняется, Регистр не дает теплоходу разрешение на выход. Еще с Советских времен деятельность пассажирских речных судов очень строго регламентирована. Если в полном объеме следовать всем требованиям и рекомендациям, которые существуют в данной отрасли, судно может проработать не один десяток лет, и 50 лет для него не возраст.
- Какие инстанции должно пройти судно для начала навигации?
- Раз в год, до выхода в навигацию, судно проходит освидетельствование Российского речного регистра. Во время этого освидетельствования проверяются все агрегаты и все технические узлы судна, проводятся ходовые испытания. Производится осмотр судна на предмет наличия или отсутствия нестандартного оборудования - нештатного оборудования, которое не прошло сертификацию Регистра, на суде быть не может. Вплоть до камбузного оборудования и сковородок.
В продолжение самой навигации периодически теплоход посещает судоходная инспекция. Инспекция проверяет проверяет наличие всех лицензий, сведений о минимальном штатном составе экипажа и подтверждает наличие этого самого числа экипажа на борту.
Раз в пять лет судно обязательно поднимается в док или на слип. Производится смотр корпуса, замеры толщин корпуса, разбор двигателя и рулевого механизма. В случае необходимости детали заменяются или ремонтируются.
- Каким образом отрасли может помочь государство? Как строились теплоходы раньше в СССР?
- Весь тот флот, который сейчас используется, был построен до 90-ого года. Соответственно, заказчиками его выступали пароходства совместно с государством. При этом государство финансировало половину стоимости данного судна. То есть это был некий беспроцентный кредит, выданный на срок 30 лет.
В условиях крайней ограниченности периода эксплуатации судов, очень продолжителен срок их окупаемости. По нашим оценкам, период окупаемости нового теплохода - 20-25 лет. Но эти цифры приблизительны, так как всегда все останавливается на этапе планирования. Дело не доходит даже до проектирования, до оценки реальной стоимости судна.
Поэтому, конечно, если мы хотим каким-то образом сохранить в перспективе отрасль как таковую, помочь модет только государственная поддержка, государственно-частное партнерство. Обсуждались различные варианты: например государство может выступить заказчиком строительства и судовладельцем, а потом передавать эти суда во фрахт или бербоут частным компаниям. Также стимулом к новому судостроению могут послужить какие-то налоговые послабления. Без этого ни один частный инвестор не будет строить полноценное пассажирское судно.
- Какими судами располагает «ВодоходЪ»?
- Всего в нашей группе - «ВодоходЪ», «ВодоходЪ –Санкт-Петербург» и «Волга-Флот-Тур» -27 теплоходов. Из них 26 - комфортабельные четырехпалубные суда. Самые молодые - четырехпалубники вместимостью 280 мест, им 24-29 лет. Компания также располагает судами проекта 301. Им примерно 30 лет. Также есть теплоходы категории «Q, австрийской постройки. они чуть постарше, но по качеству они даже несколько превосходят более молодые суда.
- Как вы оцениваете спрос на речные круизы по России у россиян и иностранных граждан?
- В 2010 году «ВодоходЪ» компаний обслужила примерно 30 тысяч иностранцев и 19 тысяч российских клиентов. Иностранцев традиционно больше всего из Европы - Франции, Германии, Италии, Испании. Однако у нас, например, целый теплоход всю навигацию ходит с американцами. Есть также австралийцы, граждане других стран.
- В этом году тенденция роста отмечалась?
- В этом году у нас было достаточно большое оживление на внутреннем рынке до Нового Года, но в сам сезон все компании отметили спад. Возможно, объяснение кроется в понижении стоимости зарубежных туров.
- Какие круизы пользуются наибольшим спросом?
- Среди иностранцев практически безальтернативным является маршрут Санкт-Петербург - Москва и Москва - Санкт-Петербург.
Россияне выбирают из большего спектра предложений. Однако, базовым также является Москва - Санкт-Петербург. Интересом пользуются также круизы по Волге, в Астрахань, Пермь. В прошлом сезоне очень популярны были круизы выходного дня. В этом году их популярность несколько спала, но я думаю, что это временное явление.
- С чего следует начать тем, кто ни разу не бывал в круизах?
- Если человек хочет просто оценить преимущества речного круиза, понять, что представляет собой речной круизных теплоход, то мы всегда предлагаем отправиться в «трехдневку» до Углича или Твери. Это обойдется примерно в 10-11 тыс с человека. Включая питание, экскурсионную и развлекательную программу.
Если человеку хочется действительно отдохнуть, и он путешествует в первый раз, то это круиз Москва - Санкт-Петербург. Это один из наиболее интересных маршрутов и в отличие от нестандартных маршрутов, это хорошо отлаженная туристическая линия, где в каждом городе есть вся необходимая инфраструктура, подготовленные гиды, нормальные автобусы.
Если речь идет о нестандартном маршруте, с заходом в маленькие города с небольшими причалами, то он больше подойдет туристам опытным, которым хочется попробовать что-то новое.
- Какова средняя стоимость круизного дня?
- Если речь идет не о комфортабельном теплоходе (каюта без удобств), то такой продукт может стоить от 1,5 до 2,5 тысячи рублей с человека за сутки. Если речь идет о комфортабельном теплоходе со всеми удобствами в номере, то такой продукт в сезон стоит от 4,5 до 5,5 тысяч рублей за сутки.
- В этом году цены на круизы повысились по сравнению с прошлым годом?
- В нашей компании в этом году цены практически не повышались. Были повышены только стоимости отдельных рейсов и категорий кают;
- Топливные надбавки не вводились?
- Цены на топливо выросли только этой весной. А цены на этот сезон мы публиковали 1 августа прошлого года, тогда же и начали продажи на текущий сезон. С тех пор цены не изменились ни в большую, ни в меньшую сторону.
- Какое влияние оказала трагедия на спрос среди клиентов
- В первый день после трагедии количество заявок действительно резко сократилось, что вполне объяснимо. Однако массового возврата путевок не было, всего три человека отказались от ранее приобретенных туров. Также поступало много звонков с вопросом, состоится ли рейс в связи с запланированными проверками судов. Однако уже в середине недели паника спала, и сейчас уровень продаж практически стабилизировался. Что же до проверок, то ни на одном из наших теплоходов каких-либо нарушений выявлено не было, и все они благополучно продолжают навигацию.