Турфирмам нужен доктор?!

Что нужно сделать для эффективного продвижения санаторно-курортного туризма в России -  обсуждали на прошлой неделе в Белокурихе. Туроператоры считают, что в процесс продвижения должны быть вовлечены медики.

Международная конференция, посвященная формированию туристского продукта курортных территорий, прошла в городе-курорте Белокуриха. Мероприятие было организовано Ростуризмом совместно с администрацией Алтайского края. Представители турбизнеса и администраций, руководители санаториев и иностранных министерств по туризму обсуждали, как сделать турпродукт курортных территорий интересным потребителям.  

О том, что эта тема крайне актуальна для российских курортов, свидетельствуют цифры. По экспертным оценкам среднегодовая загрузка санаториев составляет 50-60%. Вместе с тем 70% россиян среднего и старшего возраста никогда не бывали в санаториях, а более половины «коммерческих» туристов, отправляющихся в санатории, не лечатся там, а просто отдыхают: летом количество таких отдыхающих на черноморских курортах достигает 90%.

Вместе с тем очевидно, что число людей, заботящихся о своем здоровье, неуклонно растет, о чем свидетельствует спрос на услуги фитнес, спа- и велнесс-центров, платных клиник. По данным туроператоров, около 40% россиян, выезжающих на зарубежные морские курорты, покупают там спа-услуги, около 10% выбирают курорты и отели со спа-центрами, и еще около 10% наших сограждан выезжают на зарубежные курорты, являющиеся аналогами российских, с целью лечения. Все эти цифры говорят о том, что россияне просто не знают об уникальных российских курортах и о возможностях лечения на них.

В работе конференции приняли участие исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе, руководитель комитета по внутреннему туризму АТОР, генеральный директор компании «Алеан» Илья Уманский и Людмила Сысойкина - заместитель генерального директора компании «Солвекс-трэвел», члена комитета по внутреннему туризму.

«Причина низкой загрузки санаториев – информационный вакуум, - сказал Илья Уманский на пленарном заседании. – Нет рекламы курортов, отсутствует информация о возможностях лечения на них. 70% россиян, ни разу не бывавших в санаториях, как раз и есть потенциальные потребители лечебных и оздоровительных программ. Но если они отправятся за ними за рубеж, вернуть их на российские курорты будет очень сложно».

Илья Уманский предложил вернуть врачей в цепочку «клиент-турфирма-санаторий» и «клиент-санаторий» и организовать площадку, где врачи санаториев могли бы делиться знаниями и опытом с врачами поликлиник.

«У менеджеров турфирм, занимающихся продажей путевок в санатории, уже достаточно опыта, чтобы посоветовать клиенту тот или иной курорт, - сказал г-н Уманский. - Но это неправильно: рекомендации по лечению может давать только врач. И, в первую очередь, от врача человек должен узнать, что ему показано лечение на курорте». 

На круглом столе, организованном АТОР,  российские и зарубежные участники говорили об опыте продвижения курортов и о «механизме» участия медицинских организаций и страховых компаний в продвижении лечебно-оздоровительного туризма.

Оказалось, что снижение спроса на лечение на курортах есть и в европейских странах. Но там именно врачи рекомендуют клиентам курортное лечение и имеют «комиссию» за каждого «курортника». Во Франции, Португалии и Испании инициативы по продвижению курортов исходят «снизу». Там владельцы курортных отелей, клиник и водолечебниц объединяются в «клубы» и ассоциации и занимаются их продвижением при активной поддержке местных властей.

Участники круглого стола согласились с тем, что врачи должны стать «проводниками» санаторно-курортного лечения. Что касается взаимодействия с властями, то было решено действовать одновременно на всех «уровнях». С одной стороны, направить соответствующее письмо в Минздрав – и эта идея нашла поддержку в Ростуризме, с другой, постараться реализовать идею в отдельных городах и регионах.

Сразу же после круглого стола состоялась встреча исполнительного директора АТОР Майи Ломидзе с представителями администрации Алтайского края, в ходе которой они решили провести в апреле будущего года встречу с представителями краевого Минздрава, турбизнеса, руководителями санаториев в рамках ежегодного туристического форума.

Зарубежные участники круглого стола рассказали, что продвижению лечебно-оздоровительного туризма способствуют сайты, содержащие информацию о курортах, отелях и клиниках. Участники круглого стола сочли, что такой сайт нужен и в России, и что он может быть создан под эгидой Ростуризма.

 
 

Поделиться

Подпишитесь на рассылку АТОР