СК РФ возбудил уголовное дело в отношении руководства туристической компании "Ланта-тур вояж" за нанесение материального вреда клиентам в особо крупном размере, сообщил сегодня утром «Интерфакс». Туристическая общественность шокирована решением СК.
"Главным следственным управлением СК России по городу Москве возбуждено уголовное дело в отношении руководителей туристической компании "Ланта-тур вояж" по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ ("мошенничество, совершенное организованной группой в особо крупном размере")", - сообщил "Интерфаксу" во вторник официальный представитель СК РФ Владимир Маркин. Также в рамках дела будет дана правовая оценка действиям госчиновников, которые осуществляют контроль в туристической сфере.
По его словам, в ходе доследственной проверки, которая была начата в связи с сообщениями СМИ о многочисленных нарушениях прав российских граждан, установлено, что "в результате неправомерных действий руководителей компании "Ланта-тур вояж" пострадали более 3,5 тысяч граждан, которым причинен материальный ущерб в особо крупном размере. Маркин отметил, что в период с конца 2011 года до 28 января 2012 года по указанию руководства компании в Москве с клиентами были заключены многочисленные договоры на оказание им туристических услуг, включавшие в себя авиаперелеты, трансфер, проживание в гостиницах, туристические экскурсии. "Оговоренные договорами денежные суммы компанией были получены в полном объеме, однако, взятые на себя перед клиентами обязательства, руководство компании умышленно не выполнило, объявив 27 января о предстоящем банкротстве и присвоив полученные денежные средства граждан", - подчеркнул представитель СК РФ.
Маркин отметил также, что в рамках уголовного дела будут установлены все лица из числа руководства компании, чьи действия повлекли нарушения прав российских граждан как на территории РФ, так и за рубежом. "Виновные понесут уголовную и иную предусмотренную законом ответственность за преступное нарушение прав граждан и хищение их денежных средств", - подчеркнул он.
"Выводы, которые сделал СКР после нескольких часов общения с руководством компании "Ланта-тур", причем, не имея на руках всех материалов, списков, итоговых сумм, вызывают удивление", - заявил "Интерфаксу" первый вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Владимир Канторович. По его словам, такая позиция ведомства в корне противоречит программному предвыборному заявлению Владимира Путина о необходимости ослаблять государственный контроль за бизнесом и руководствоваться в первую очередь "презумпцией добросовестности бизнеса".
То, что у СК на руках нет полного пакета всех необходимых документов, нам подтвердили и в «Ланте». Вчера, одновременно с доследственная проверкой в СК, в компании выдавали документы туристам и объяснялись с туристами.
А вдруг не хватит?
Очередь в офис «Ланты» начали занимать еще в ночь с 29 на 30 января (о том, что в понедельник можно будет забрать все необходимые бумаги, в «Ланте» сообщили заранее). Большинство туристов и турагентов паниковали: «а вдруг не хватит фингарантии?». Как рассказали вышедшие из офиса туристы, на месте им выдали все необходимые документы, а также проинструктировали на предмет правил подачи заявлений на возмещение в страховой компании.
Стоит отметить, что картина, которая разворачивалась у офиса туркомпании, несколько отличалась от той, что показывали по центральному телевидению. До обеда ожидавших разделили на две части: туристы и турагенты. Потом, правда, очередь опять объединилась. После трех дня у офиса находилось около тридцати человек. Одни считал себя «кинутыми», другие, напротив, вспоминали долгую и плодотворную работу с оператором. Ожидавших в очереди запускали по пять человек в один из входов в офис, выпускали, во избежание давки, через другой выход. Там их уже ждали корреспонденты «Вестей» и «Первого канала», которые спрашивали, куда туристы хотели улететь и как часто путешествуют. Получившие документы туристы и турагенты планировали направляться в страховую компанию.
Как рассказал представитель «Ингосстраха» Владимир Клейменов, в понедельник два офиса компании в Москве получили около 200 заявлений от туристов. По несколько пакетов документов приняли представительства «Иногосстаха» в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Уфе, Курске и Новосибирске. Он сообщил, что «Ингосстрах» еще не получил от «Ланты-тур вояж» официального письма о приостановке деятельности и точных данных по туристам, перед которыми туроператор не выполнил свои обязательства. Поэтому информации о порядке выплат в страховой пока не дают. Предполагается, что все необходимые документы будут переданы страховщику 31 января.
Напомним, что ответственность оператора застрахована на максимальную сумму 100 млн рублей. По данным «Ланты-тур вояж», на момент прекращения деятельности компании за границей находилось 2700 туристов, ожидали вылета – тысяча человек.
Российские туристы продолжают бороться с отельерами
Между тем, ряд отельеров и принимающих компаний по-прежнему пытаются держать в заложниках туристов «Ланта-тур вояж». В Таиланде, Индии, Вьетнаме туристам не возвращают паспорта, не выпускают из отелей. Местные отельеры не захотели отвечать за риски по своим контрактам с туроператором, поэтому стали требовать деньги с туристов, с которыми их не связывают договорные отношения. Известны случаи, когда принимающие компании берут с туристов деньги за экскурсии, а потом исчезают в неизвестном направлении.
Стоит отметить, что террор в отношении туристов устраивают далеко не все партнеры «Ланты». Ряд отельеров вошли в их положение, разрешив людям спокойно провести свой отдых. «Трансаэро» первым сообщил о намерении вывезти всех туристов оператора с курортов без дополнительных затрат. Позже к нему присоединился «Аэрофлот».
Больше всего проблем в Таиланде, где от «Ланты» отдыхает около полутора тысяч наших сограждан. С отельерами долгое время договаривались российские дипломаты, однако те, памятуя банкротство «Капитал Тура», отказывались идти навстречу туристам. В результате, Федеральное агентство по туризму направило в эту страну для оказания содействия в разрешении проблемных ситуаций своего специального представителя – заместителя руководителя Ростуризма Григория Саришвили. В понедельник стало известно, что он достиг соглашения с руководством туристической полиции Таиланда о беспрепятственном выезде российских граждан. «Главам национальных туристских администраций тех стран, где находятся в настоящее время российские туристы компании «Ланта-тур вояж», направлены соответствующие официальные письма. Кроме того, Ростуризм направил официальное обращение Генеральному секретарю Всемирной туристской организации ООН г-ну Талебу Рифаи с просьбой оказать содействие в благополучном разрешении сложившейся ситуации», - сообщили в Ростуризме.
Помимо мер по обеспечению беспрепятственного выезда россиян с курортов, Ростуризм также выразил намерение составить «черный список» отелей и отельеров, которые решили перенести споры двух хозяйствующих субъектов на туристов.
По последним данным, 30 января из Таиланда вылетело 100 человек, из Вьетнама – 50 россиян. Планово осуществляются вылеты из Гоа, где было более 400 туристов: 70 из них вылетели еще 29 января.
В Ростуризме по-прежнему открыты «Горячие линии» для туристов. Телефон 8(985)226-82-71 работает круглосуточно, а телефоны 8(495)607-39-49 и 8(495)607-34-77 - с 09.00 до 18.00.
Свою горячую линию для клиентов «Ланта-тура» открыл и Роспотребнадзор: 8(800)100-00-04.
Телефоны «горячей линии» для туристов (иных заказчиков туристского продукта), пострадавших от действий туроператора ЗАО «ЛАНТА-ТУР ВОЯЖ»: с 9.00 до 18.00: 8(495)607-39-49, 8(495)607-34-77; круглосуточно: 8(985)226-82-71.
31.01.2012