Как сообщил министр курортов и туризма Александр Лиев на пленарном заседании Верховной Рады Крыма, в Крыму за год побывало 79 круизных судов, которые привезли 60 тысяч туристов. Это рекордная для Крыма цифра за всё время существования круизного сегмента в регионе.
Александр Лиев также отметил, что два крымских круизных судна побывали в других странах и два иностранных корабля посетили Ялту. 12 ноября в Ялту зашел морской лайнер Pacific Princess, на борту которого находилось 649 иностранных туристов. Ранее, 12 октября, Керченский морской торговый порт принял греческое пассажирское круизное судно Harmony G. На борту судна был 41 пассажир из Великобритании и 15 членов экипажа.
Начальник круизного отдела «Бриз Лайн» Илья Милитицкий отмечает, что основной поток круизеров в Крыму составляют сами украинцы и иностранцы. «На Украине есть круизные компании, которые организуют круизы по Черному мору с заходом в Турцию, Крым. Российские же туристы привыкли отправляться в круиз туда, куда они не попадут иным путем. Либо в те страны, которых они не видели», - считает эксперт. В Крым россияне ездят на машинах, личном автотранспорте, но не на круизных лайнерах. «Иностранные компании не часто заходят в Крым. Таких круизов может быть 1-2 в год», - отмечает Илья Милитицкий.
Единственным городом Украины, вызывающим интерес наших криузеров, остается Одесса. В этом порту иностранные компании разрешают российским туроператорам подсаживать туристов на лайнеры, которые потом идут в Европу. Россиянам же удобнее совершить посадку на борт на Украине, а не в стране с визовым режимом и более сложным перелетом.
Отметим, что круизный туризм назван одним из приоритетных направлений туризма в Ялте. «Хотя круизный туризм - это не очень большой сегмент в нашем общем турпотоке, он очень важен для нас, потому что это те туристы, которые привозят информацию о нас в Европу, США и так далее», - считает заместитель Ялтинского городского головы Елены Юрченко. Городские власти Ялты активно обсуждают создание новых и включение старых экскурсионных объектов в туры, которые город сможет предложить туристам, путешествующих на круизных суднах.
В Росси же круизные перспективы связывают с Сочи, где сейчас идет активная стройка. В настоящее время порт этого города принимает только грузовые суда, но, ожидается, что к Олимпиаде сюда смогут заходить и круизные лайнеры. Как рассказали в пресс-службе «Базэл», который занимается строительством порта, после Олимпиады порт превратится в яхтенную марину, а деревни для олимпийцев и параолимпийцев – в объекты размещения класса «люкс» для владельцев яхт. При этом из-за нехватки объектов размещения в Сочи для приема всех олимпийцев и гостей, не исключено, что в порту поставят круизные лайнеры, которые будут работать в качестве гостиниц.
К лету следующего года в Сочи должен появиться и морской пассажирский порт, способный принимать все типы круизных лайнеров, включая океанские. После завершающих работ порт Сочи позволит принимать одновременно до пяти круизных пассажирских судов, в том числе два лайнера длиной более 300 метров, рассчитанных на 3,5 тысячи пассажиров.
Туроператоры перспективы организации круизов из Сочи видят двояко. Так, например, гендиректор «ПАК групп» Илья Иткин ранее заявлял о перспективности круизов из Сочи. В компании руководствуются тем, что выходы в море из собственной страны для россиян намного интересней. А вот Илья Милитицкий считает, что говорить об этом сейчас рано. Общая емкость российского круизного рынка составляет около 50 тысяч человек. Для сравнения, емкость американского круизного рынка, который занимает первое место в мире, составляет около 10 млн человек. Второе место у Великобритании – примерно 3,5 человек. Европейский рынок оценивается в 800-900 тысяч туристов-круизеров. По мнению Ильи Милитицкого, наш рынок не даст лайнеру необходимой загрузки, поэтому россиян проще подсаживать в других портах по маршруту следования круиза.