Гендиректор ICS Travel Group Дмитрий Шевченко рассказал о том, какую выгоду получит компания от покупки доли в проекте «1001 тур», почему оператор решил войти в сделку с оператором «Русский Экспресс», а также о том, как будет работать «1001 тур» в дальнейшем.
- Дмитрий, слухи о том, что «Русский Экспресс» планирует покупать сеть «1001 тур» появились в прошлом году. Однако ICS Travel Group тогда не упоминалась. В чем заключается ваша заинтересованность в этой сделке?
- Мы давно и внимательно рассматривали проект Сергея Ватутина, который объединяет в себе федеральную сеть «1001 тур» и один из самых популярных порталов Turizm.ru. Именно комбинация этого всего интересна для нас как для инвестора: туроператора, который хочет иметь современные технологии продвижения продукта. То есть не просто взаимодействие с федеральной сетью, а комбинация. Это наиболее успешное на сегодняшний день решение с точки зрения онлайн продвижения продукта и его оффлайн поддержки.
- Почему вы решили войти в сделку совместно с «Русским Экспрессом»?
- Структура сделки такова, что в ней участвуют два соинвестора – два акционера, помимо существующего основного акционера Сергея Ватутина. Почему с «Русским Экспрессом»? Так сложилось (в силу разных причин), что нам интересно на сегодняшний день объединение с туроператором равным по размеру, с технологиями, со своей продуктовой линейкой, которая не сильно пересекается с нашей. Это возможность использовать технологии друг друга, продвигать продукт друг друга: контролировать определенный сегмент рынка. Для Сергея Ватутина так же стало интересным сотрудничество с двумя игроками.
- О какой конкретно синергии с «Русским Экспрессом» идет речь?
- Речь идет об обмене технологиями, возможностями продвижения. Возможна согласованная региональная политика. На сегодняшний день подобные примеры объединения туроператоров существуют. Почему бы не объединяться вокруг продвижения?! У нас с «Русским Экспрессом» разные продуктовые линейки, поэтому совокупный продукт, который мы предлагаем, если мы работаем вместе, агентства могут брать на равных условиях. Именно здесь происходит консолидация.
- То есть юридически никакого объединения двух компаний не происходит?
- Нет, это объединение вокруг розницы. Мы по-прежнему два независимых туроператора.
- ICS Travel Group и «Русский Экспресс» имеют контрольный пакет в «1001 тур» и Turizm.ru?
- Я бы не хотел раскрывать подробности структуры сделки. В целом, она такова, что Сергей Ватутин остается акционером. Он главный акционер, и он будет в этом проекте, и будет продолжать им управлять. У нас с «Русским Экспрессом» одинаковые доли, и мы будем придерживаться согласованной политики. Это нормальная практика, когда решения по развитию проекта принимаются советом директоров компании совместно.
Еще раз подчеркну. Никакого объединения туроператоров нет. Это независимый проект, который будет развиваться по рыночным технологиям, по рыночной логике. Проект, который будет продвигать, в первую очередь, продукт тех туроператоров, которые наиболее востребованы. Конечно, мы будем искать любые рыночные механизмы продвижения сети и портала, но это будет совершаться только на рыночных условиях. Мы будем изучать структуру предложения.
- Появление в «1001 тур» и Turizm.ru акционеров в качестве туроператоров как-то скажется на продукте агентской сети?
- Никто не будет навязывать свой продукт, а тем более ограничивать сеть в развитии. Ни у меня, ни у «Русского Экспресса» на сегодняшний день в продуктовой линейке нет широко представленной, например, Турции, Египта, который сейчас являются основным продуктом на рынке. Безусловно, что эти продукты в сети будут предлагаться от операторов, которые сильны на этих направлениях.
- Вы планируете как-то ограничивать круг партнеров сети, опираясь на информацию о рынке, которой обладаете как его игрок?
- Эти процессы идут сами по себе. Конечно, мы свои понимания рынка будем выносить на совет директоров, обсуждать их между собой. Процессы же регулирования рынка в сторону политики преференций каких-либо туроператоров, идут уже сейчас. Сейчас уже сети получают разные предложения от разных туроператоров, и выстраивают свою политику продвижения в связи с этим. С дугой стороны, сами туроператоры решают, с кем лучше продвигать свой продукт. То есть это вопрос рыночный, а не искусственный. Допустим, нельзя заставить «1001 тур» продавать продукт только ICS или «Русского Экспресса», если его недостаточно. Так же нельзя заставить нас, например, работать только с одной сетью, потому что мы взаимодействуем с десятью федеральными сетями и продвигаем свой продукт. Возможна только рыночная эволюция.
- А если на сайте будет представлен ваш продукт и продукт конкурирующего оператора по более низким ценам?
- Этого невозможно избежать. На мой взгляд, регулирование акционерами политики сети "сверху", в том числе и наложение ограничений по работе с тем или иным оператором, может быть включено только тогда, когда этот оператор явно находится в плохом состоянии и в своей работе использует демпинговый, а не рыночный механизм.
В то же время, если какие-то агентства поддерживают оператора, а он, в свою очередь, ставит полетные программы из каких-то регионов, то нельзя ограничивать агентства в работе с теми компаниями, с которыми им удобно работать. Тем более, есть естественный отбор операторов самими агентствами.
- По озвученным данным, площадки «1001 тур» и Turizм.ru сейчас располагают примерно 3-4 млн уникальных посетителей в месяц. ICS и «Русский Экспресс» заявили достаточно амбициозные планы об увеличении этой цифры до 15-17 млн. У вас уже есть какие-то планы по достижению этой планки?
- Сейчас еще немного рано говорить о стратегии, но видение уже есть. Механизмы его реализации могут быть различными. Сергей Ватутин уже показал, как он умеет делать популярными образованные порталы. Не исключено образование других порталов с другими доменными именами, которые будут развиваться, или консолидация действующих порталов. Задача по достижению в ближайшие несколько лет планки в 10-15 млн не кажется недостижимой.
- Вы планируете проводить какой-то ребрендинг?
- Никакого ребрендинга не будет: «1001 тур» и Turizm.ru достаточно хорошо известны. Нет необходимости что-то ребрендировать, потому что они развиваются в качестве известных марок на потребителя. Будет некая стратегия развития этого проекта самостоятельно, в котором туроператоры ICS и «Русский Экспресс» попытаются найти свое место на рыночных условиях.
- Проект «1001 тур» и Turizm.ru прибыльные?
- Конечно, этот проект прибыльный и инвестиционно привлекательный. При этом проект развивается. Просто, на мой взгляд, возможности увеличения прибыльности этого проекта очевидны – вопрос в технологиях и команде, которая будет это реализовывать. Технологии, которые наработаны обеими нашими компаниями, будут изучаться, отфильтрованы и реализованы в стратегию, которую мы привнесем. Свежая «кровь» и свежие деньги всегда позволяют развивать проект в правильном направлении.
- Почему именно «1001 тур»?
- Нам интересно в первую очередь он-лайн продвижение. «1001 тур» как сайт по количеству посетителей является одним из самых раскрученных, а Turizm.ru является одной из самых популярных интернет площадок. Это целая площадка, на которую так или иначе, стремятся попасть все туроператоры. А если наш продукт будет соответствовать тому, что востребовано там, он будет лучше продаваться.
- Каким-то образом на интернет-площадках этих ресурсов будут заметны новые акционеры – ICS Travel Group и «Русский Экспресс»?
- На сайте Turizm.ru есть сверстанная маркетинговая программа. Если вы зайдете на сайт, вы увидите тех туроператоров, которые участвуют в ней на сегодняшний день. В ближайшее время ничего на сайте не может измениться, даже если мы захотим. Наша задача - в том числе и себя подтягивать до уровня некоторых других операторов, а не убирать их с турпортала. Это совершенно противоречит логике развития бизнеса и логике Сергея Ватутина, который это развивает. Это независимые площадки.
- Руководителем сети «1001 тур» ранее был назначен Рубен Акоста, который совмещал эту должность с руководством розничной сетью «Русского Экспресса»…
- Теперь он будет полностью сосредоточен на руководстве сетью «1001 тур». В ближайшее время команда «1001 тур» будет расширена по своему функционалу.
- Когда вы ожидаете первых результатов от совершенной сделки?
- Мы ожидаем, что уже это лето покажет, насколько мы правильно выбрали стратегию и насколько увечились продажи. Последнего мы будем добиваться, повторюсь, только посредством рыночных механизмов.
- Вы сказали, что уже сотрудничаете с рядом федеральных агентских сетей. Почему на этот раз было принято решение о покупке, а не о стандартном сотрудничестве?
- Нам интересна именно синергия портала и сети, нам не интересно, допустим, взаимодействие только с порталом или только с сетью. Это интересно для нас как туроператора, который достиг определенного размера и участвует в процессе построения розницы. Куда это приведет, это вопрос еще долгой истории, но нам интересно инвестировать деньги в разные проекты розницы. Кто-то создает свои афилированные сети, создает уполномоченные агентства. Все туроператоры инвестируют в розницу каким-то образом, а мы решили войти в этот инвестиционно привлекательный для нас проект.
- «Русский Экспресс» не так давно обзавелся розничной сетью «Мегаполюс Турс». Каким образом развивается розничная сеть ICS сейчас?
- У нас есть свои уполномоченные офисы продаж. Мы также будем развивать свои офисы продаж (у нас уже есть региональные офисы продаж), но вопрос построения какой-то глобальной сети вокруг нашего продукта не стоит. Для того, чтобы строить федеральную сеть вокруг какого-то оператора, он должен иметь продуктовую линейку, по моему мнению, на уровне ТОП-5.
У нас не стоит задача расширения своей франчайзинговой сети. Мы будем открывать какое-то количество своих офисов, но задачи продвигать свою розницу как ICS пока не стоит в глобальном или федеральном масштабе.