Российский круизный рынок рискует потерять минимум 50 млн евро

Речные круизы являются одним из самых перспективных способов развития внутреннего туризма в стране, уверены туроператоры. По экспертным оценкам, общий объем реализации услуг за период навигации составляет примерно 10 млрд рублей. Этим летом туроператоры прогнозируют хороший сезон. Так, по итогам раннего бронирования, спрос на круизы в этом году вырос примерно на 15-30%. По итогам навигации туроператоры ждут прирост как минимум на уровне 10%. Вопрос лишь в том, сколько таких сезонов еще впереди?

Краткий экскурс в прошлое

Во времена Советского союза речные круизы пользовались огромным спросом. Само отправление в круиз считалось торжественным событием. Конечно, во многом это объясняется тем, что заграничные поездки в то время были практически недоступны. Зато к услугам советских туристов  были современные теплоходы, которые строились на верфях стран соцлагеря: Венгрии, Австрии, Чехословакии и ГДР. Инфраструктура, необходимая для организации круизов, также поддерживалась в соответствующем состоянии.

«Одним из самых популярных маршрутов в 80-90х годах был круиз «Московская кругосветка». Корабль выходит из Южного речного порта, далее идет по Москва-реке до Бронниц, Коломны, потом выходит в Оку, заходит в Каширу, Серпухов. В Нижнем Новгороде теплоход заходит в Волгу, после чего возвращается в Северный речной порт. Каждый сезон по этому маршруту ходили более десятка теплоходов. Сейчас маршрут существует в урезанном варианте, а оперирует на нем несколько кораблей. Между тем, он мог бы быть популярным даже у яхтсменов», - вспоминает директор «Русской пароходной компании на паях» Андрей Басов.

По его мнению, причиной тому, что маршрут опустел, стала заброшенность инфраструктурных объектов, необходимых для совершения навигации. Органы власти не только отказываются проводить реновацию портов и швартовых стенок, но и чистить реку. Помимо прочего, постепенно приходят в негодность теплоходы 305-ого проекта – единственные, которые могут пройти по этому маршруту.

Портовый беспредел

Кроме непосредственно туристической привлекательности, речные круизы – редкая и прекрасная возможность развития малых российских городов: Кижи, Углич, Горицы и многие другие. Здесь, благодаря туристам, существуют музеи, рестораны, работают гиды. Более того, даже крупный Ярославль строит свою экономику во многом благодаря туристам.

Весь этот мультипликативный эффект сохраняется и сейчас. Но, отношение государства к этому виду экономической деятельности изменилось. Порты – первое, на чем строится впечатление о городе у круизера, -  заброшены. Четыре крупнейших российских порта – Москва, Санкт-Петербург, Самара и Нижний Новгород,  находятся в плачевном состоянии, считают участники рынка. Что говорить, если на речной вокзалй в Москве уже давно находится на реконструкции. Для того чтобы посадить туриста на теплоход, его буквально приходится водить за руку, т.к. самостоятельно найти выходд на причал. Аналогичная ситуация в Петербурге. Если бы на реке не стояли теплоходы, никто бы вообще не понял, что смотрит на территорию речного вокзала – никаких опознавательных знаков, как и здания речного вокзала, нет. В Самаре здание речного вокзала находится в аварийном состоянии. На месте вокзала находится несколько небольших магазинчиков с  сувенирной продукцией, а также окно для продажи билетов.

В Нижнем Новгороде может и вовсе сложиться критическая ситуация. «Сейчас прокуратура города пытается добиться запрета на эксплуатацию причальной стенки вообще. Сама стенка находится в хорошем состоянии, но на нее не были оформлены какие-то документы. В результате, порт может просто закрыться для круизов. Вот еще интересный пример. В Нижнем Новгороде наш офис в здании Волжского речного пароходства является единственным, куда люди могут спокойно зайти без пропуска. В результате, многие туристы стали приходить оставить вещи и сходить в туалет, считая, что это речной вокзал. Наши сотрудники входят в положение (другого здания вокзала нет), поэтому пускают туристов. И вот через какое-то время нам приходит предписание от администрации города – в срочном порядке оборудовать общественный туалет и камеру хранения в нашем офисе!», - рассказывает директор по внутреннему туризму компании «ВодоходЪ» Андрей Смолин.

Впрочем, местные власти все чаще применяют запретительный порядок вместо того, чтобы направить силы на исправление ситуации и реновацию портов. Эта тенденция усилилась после крушения лайнера «Булгария». Проверки круизных теплоходов серьезно ужесточились, а иногда доводились до абсурда: многим лайнерам грозили запретом на навигацию, например, из-за присутствия в плафоне одной из ламп мухи или отсутствии штампа речного регистра на предмете кухонной утвари или свистка на спасательном жилете.

Правда, несмотря на все проверки, в новый навигационный сезон вышли все теплоходы, которые были заявлены. Более того, вопреки опасениям, ни один крупный речной туроператор не ушел с рынка. Все это указывает на то, что интерес к этому виду туризма есть, а сегмент стабилен. И речь идет не только об интересе со стороны россиян, но и иностранцев. По примерной оценке, за сезон иностранцы тратят на речные круизы около 90-100 млн евро. Это только те деньги, которые были потрачены на сами путевки. Традиционно, круизами по нашим рекам интересуются европейцы и американцы. Однако с ухудшением экономической ситуации в странах ЕС произошла корректировка спроса: европейский рынок «просел», зато начал активно расти рынок азиатский. «Это обеспеченные туристы, которые помимо стоимости тура готовы тратить деньги и на месте отдыха: покупать дополнительные экскурсии, сувениры, ходить в кафе и рестораны. Например, если раньше китайцы отправлялись в круизы на 3-4 дня, то теперь они берут полноценные маршруты по 7-10 дней», - говорит Андрей Смолин.

На чем по рекам пойдем

Последний теплоход сошел с советских верфей в 1991 году. Таким образом, самому новому кораблю уже 23 года. Между тем, вкусы и приоритеты туристов за этой время серьезно поменялись. Флагманами современного флота являются четырехпалубные корабли: в зависимости от уровня ремонта им присуждается 4-5 звезд. Более маленькие корабли считаются бюджетными. Примерно половину флота (около 11 тысячи мест) составляют корабли, которым уже более 50 лет. При должном использовании они еще могут прослужить примерно лет 5-7, но потом начнут «сыпаться», а значит, будет запущен процесс массового вывода кораблей из флота.

Разговоры о реновации круизного флота ведутся уже давно и на разных уровнях. Более того, уже разработан ряд программ, и даже проект теплохода, в котором испытывает потребность отрасль. Дело за малым – реализацией программ и строительством теплоходов. Сами судовладельцы не смогут оплатить строительство новых судов. «В России очень дорогие деньги. Если европейцы могут брать кредиты на эти цели под 0,2%, то в нашей стране ставка доходит до 14%», - говорит Андрей Басов.

По принятым программам, предполагается государственно-частное партнерство. Государство должно оплатить строительство теплоходов, а затем сдать их в лизинг судовладельцам на приемлемых условиях. «При условии строительства оговоренных кораблей большой вместимости (около 500 мест), срок их окупаемости может составить не 25 лет, а 7-8 лет», - говорит Андрей Смолин. Речь идет о строительстве все тех же 11 тысяч мест, которыми можно было бы заменить устаревшие корабли. Таким образом, «четырехпалубники» постепенно перейдут в сегмент «эконом». Правда, сейчас дальше программных заявлений дело не заходит, а участники рынка, модернизируя свои суда под современные требования, постепенно теряют надежду.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР