Руководитель Ростуризма в интервью «Вестнику АТОР» рассказал о том, как Россия в этом году продвигает свои туристические возможности на зарубежных рынках, довольны ли в Ростуризме ростом въездного турпотока в Россию, а также о том, как повлияет проведение Олимпиады в Сочи и ЧМ по футболу на рынок въездного туризма.
Александр Васильевич, какие основные мероприятия по продвижению туристического потенциала РФ за рубежом проводились и будут проводиться в этом году?
Ростуризм проводит масштабную рекламную кампанию с использованием наиболее эффективных инструментов, обеспечивающих максимальный охват целевой аудитории. Так, были созданы и размещены в эфире серии оригинальных программ о туристских возможностях России на федеральных телеканалах и крупнейших радиостанциях.
В 2012 году Ростуризмом в Великобритании, Франции и Германии проведено масштабное мероприятие нового формата - Russian Tourism Roadshow 2012, привлекшее внимание значительного числа туристов, иностранных инвесторов и представителей туристского бизнеса. Об эффективности проведения мероприятия говорит тот факт, что именно из этих стран, несмотря на экономический кризис и общее снижение числа туристских поездок из европейских стран, в 2012 году получено наибольшее увеличение туристского потока - из Великобритании количество туристов увеличилось на 9%, из Германии – на 10%, из Франции – на 7%.
В этом году в едином формате Russian Tourism Roadshow свой туристский потенциал и новые турпродукты российские регионы представляют в Китае.
В феврале в Риге в рамках мероприятий Российско-Балтийского культурно-туристского форума на международной туристской выставке "Balttour 2013" состоялась презентация, на которой свой туристский продукт представили 10 российских регионов, в числе которых Москва, Новгородская, Ивановская, Вологодская, Псковская, Липецкая, Свердловская области, Краснодарский и Ставропольский края, Республика Удмуртия.
В марте в Берлине российский культурно-туристский форум был приурочен к международной туристской выставке ITB Berlin-2013. Свой туристский потенциал и предложения по сотрудничеству европейским партнерам представили Республика Саха (Якутия), Республика Бурятия, Алтайский край, Ханты-Мансийский АО, Иркутская область, Свердловская область, Новгородская область, Краснодарский край, Калининградская область и Ярославская область.
Во второй половине этого года культурно-туристский форум будет организован в Великобритании.
Ведется активная подготовка к проведению перекрестных Годов туризма Россия-Италия. Безусловно, подобный формат совместной работы по продвижению национального турпродукта придаст мощный импульс развитию двустороннего сотрудничества в сфере туризма, увеличению взаимных туристских потоков, совершенствованию качества туристских услуг, а также укрепит дружественные связи.
В предыдущие годы акцент делался на участии в зарубежных туристических выставках. Расскажите о выставочной активности Ростуризма в этом году.
Туристские возможности российских регионов по традиции широко представлены на едином национальном стенде России на крупнейших международных туристских выставках. В этом году календарь международных туристских выставок, на которых Ростуризм формирует объединенную российскую экспозицию, дополнен тремя форумами.
Впервые Федеральное агентство по туризму с целью всесторонней презентации современного туристского потенциала РФ представило экспозицию на выставке The New York Times Travel Show, которая прошла январе в Нью-Йорке.
В феврале в Риге на международной туристской выставке «Balttour» Федеральное агентство по туризму представило не только российскую экспозицию, но и презентацию с участием российских регионов.
В октябре в Сингапуре пройдет выставка Trade Show for the Asian Travel Market «ITB Asia», участие в которой позволит заявить о себе российским игрокам на стремительно развивающемся рынке Азиатско-Тихоокеанского региона. Для участия в «ITB Asia» продолжается сбор заявок от российских региональных администраций и представителей турбизнеса.
Какие регионы, судя по ФЦП, сильнее всего хотят принимать иностранных туристов?
Одним из направлений направление работы в рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» является государственная поддержка проектов, направленных на создание и развитие современной туристской инфраструктуры РФ. Включение инвестиционных проектов, связанных с капитальным строительством, в ФЦП осуществляется с учетом их значимости, как для туристской отрасли, так и для социально-экономического развития территории в целом. При этом особенно важно, что создаваемые туристские кластеры должны стать точкой роста для региональных экономик. Именно такой подход позволит обеспечить эффективность мероприятий Программы.
В рамках ФЦП с привлечением внебюджетных средств на основе государственно-частного партнерства ведется работа в 19 субъектах РФ: Алтайском крае, Вологодской, Ивановской, Калужской, Костромской, Липецкой, Нижегородской, Оренбургской, Псковской, Ростовской, Рязанской, Ярославской областях, Республиках Алтай, Бурятия, Саха (Якутия), Тыва, Чувашия, Чеченской Республике, Ямало-Ненецком автономном округе.
Эти регионы предприняли максимальные усилия для того, чтобы войти в Программу: разработали концепции туристских кластеров, подготовили проектно-сметную документацию, приняли решение по земельным участкам, нашли инвесторов, предусмотрели средства из своего бюджета, тем самым заложили основу для качественного приема туристов, в том числе и иностранных.
На реализацию задачи «Развитие туристско-рекреационного комплекса РФ» Программой предусмотрено выделение из всех источников финансирования в 2012 году – 9,1 млрд. руб. в 2013 году – 9,5 млрд. руб. Начало реализации в 2012 году первых пилотных проектов создало стимулирующий эффект развития отрасли в формате государственно-частного партнерства.
За первый квартал 2013 года турпоток в РФ вырос почти на 10%. Довольны ли этим результатом в Ростуризме?
Безусловно, на фоне спада мировой экономики увеличение количества международных туристских прибытий в Россию является положительной тенденцией. Это говорит о результативности нашей общей работы по продвижению национального турпродукта и подтверждает тот факт, что туризм – является одной из самых быстро растущих отраслей экономики.
Поможет ли проведение таких мероприятий, как Олимпиада в Сочи и Чемпионат мира по футболу FIFA, въездному туризму в России?
Несомненно, проведение широкомасштабных спортивных мероприятий укрепляет авторитет и повышает привлекательность туристской дестинации на международном рынке, традиционно привлекает большое количество туристов и способствует созданию современной туристской инфраструктуры. Например, проведение Универсиады-2013 в Казани способствовало увеличению турпотока в Республику Татарстан более чем на 15%.