Обложились стратегией

В понедельник на сайте Правительства была опубликована Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года. Минкультуры России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти поручено в трехмесячный срок представить в Правительство проект плана мероприятий по реализации Стратегии. К 2020 году в Россию должны приезжать 40 млн интуристов.

В ходе прошедшего в понедельник совещания с вице-премьерами глава Правительства Дмитрий Медведев отметил, что Россия, вопреки общему убеждению, пока не занимает «прочного положения на международном туристическом рынке». «Мы можем занять прочное положение, потому что для этого у нас есть все возможности, но пока это у нас не получается», - отметил Премьер.

Чтобы получилось

На достижение этих целей направлена принятая недавно программа «Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года». Документ дает описание текущей ситуации в сфере туризма в России. В перечислении наиболее популярных у наших сограждан направлений робко пробивается надежда чиновников, что очень скоро эти направления, наконец, перестанут быть популярными. «Рейтинг по-прежнему возглавляет Турция (2516,1 тыс. туристских прибытий из России в 2012 году). Динамика туристского потока из России в эту страну ухудшается с каждым годом. В 2010 году рост въездного туристского потока составил 20,5 процента, в 2011 году - 13,3 процента, а в 2012 году въезд в Турцию снизился на 6,2 процента. Основной причиной является рост цен и то, что это направление уже все меньше удивляет российских туристов новизной впечатлений», - утешаются авторы стратегии.

Далее дается описание инфраструктурных проектов, которые ведутся в российских регионах. Речь, в основном, идет о кластерах, создаваемых в рамках ФЦП развития внутреннего и въездного туризма. Большая роль в документе отводится Крыму и Севастополю, над развитием туризма в которых предлагается усиленно работать.

Что касается состояния внутреннего и въездного потоков в Россию, в документе старательно перечисляются общеизвестные на протяжении 10 лет проблемы: высокие цены, транспортная недоступность, недостатки инфраструктуры гостеприимства и сервиса. Предлагается искать пути решения этих проблем, а также создавать «доступную и комфортную туристскую среду, включающую, в том числе, унифицированную систему навигации и ориентирующей информации для туристов».

Итоги выполнения Стратегии должны быть следующими. Въездной турпоток в 2020 году должен составить 40 млн туристов (30,5 млн в 2015 году). Российские объекты размещения должны обслужить 77 млн туристов (48 млн в 2015 году), а самих объектов должно стать почти 15,5 тысяч (около 10,8 тысяч в 2015 году). Их единовременная вместимость должна составить более миллиона тысяч мест (в 2015 году – 714 тысяч). Наконец, объем платных услуг объектов размещения должен составить 228 млрд рублей. В 2015 году ожидается 161 млрд рублей.

Компенсационный фонд для внутреннего туризма

Отдельный раздел программы посвящен безопасности туристов, а также защите их прав. В документе указывается, что механизм защиты прав туристов постоянно совершенствуется. Так, например, в прошлом году появилось объединение «Турпомощь», задачей которого является оказание экстренной помощи туристам за рубежом в случае, если их туроператор не выполнил свои обязательства по причине, например, банкротства.

«В части внутреннего туризма подобного защитного механизма, кроме финансовых гарантий, сегодня не существует. Туристские администрации ряда регионов Российской Федерации отмечают наличие проблемы несвоевременной оплаты и задержек с перечислением денег от туроператоров за уже оказанные услуги предприятий туристской инфраструктуры. Таким образом, в тех случаях, когда речь идет о недобросовестной деятельности туроператора или турагента, несвоевременной оплате контрагентам, которая приводит к финансовым потерям поставщиков туристских услуг, входящих в туристский продукт, компенсационный фонд не может нивелировать эти убытки», - говорится в документе. Такие проблемы требуют комплексного решения.

Конкретных мер в стратегии не предлагается, но перечисляются желаемые результаты:

  • повышение прозрачности финансовых расчетов между предприятиями отрасли и поставщиками туристских услуг;
  • повышение платежной дисциплины взаиморасчетов между заказчиками и поставщиками туристских услуг;
  • наличие актуальной информации о туристских компаниях, которым грозит банкротство, для принятия своевременных мер по их финансовому оздоровлению и перспективного планирования состояния компенсационного фонда.

Если не получится

Авторы документа предусмотрительно предупреждают, что на пути реализации Стратегии возникнут препятствия. «Такие риски могут возникнуть в сфере геополитики, международных отношений, макроэкономики, финансов, администрирования, научно-технического прогресса и изменений природной среды. Также нужно отметить наличие риска усиления различий уровня социально-экономического развития регионов Российской Федерации», - поясняется в документе.

Например, геополитические риски могут проявиться в случае потери стабильности и усложнения политической ситуации в Российской Федерации и мире. Примерно такую ситуацию мы наблюдаем сейчас на рынке въездного туризма. Для снижения этой группы рисков в Стратегии приведен анализ развития туризма в мире, выявлены позитивные и негативные для Российской Федерации тенденции, которые были учтены при разработке цели, задач и плана мероприятий Стратегии. В документе предусмотрены пути нивелирования и других групп рисков.

Минкультуры России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти поручено в трехмесячный срок представить в Правительство проект плана мероприятий по реализации Стратегии.

Ознакомиться с документом можно по ссылке

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР