Несмотря на ряд событий политического и экономического характера, в этом летнем сезоне рейтинг самых популярных направлений внутреннего туризма не изменился, сообщают туроператоры. Наибольший прирост турпотока демонстрирует Сочи, наихудшую динамику – по-прежнему Крым. Вместо Украины туристы в этом году поехали в Беларусь и по средней полосе России.
Лето – время пляжа
В летний период по-прежнему самыми популярными остаются пляжные направления. В компании «Алеан» первым в рейтинге называют Краснодарский край. Расстановка сил по популярности в этом регионе выглядит следующим образом: Анапа (рост турпотока на 20%), Сочи (рост 35%), Геленджик (рост 5%) и Туапсе (на уровне прошлого года). Вторую строчку в рейтинге самых популярных направлений занимает Крым. Однако все опрошенные «Вестником АТОР» туроператоры отмечают, что объем продаж по этому региону по-прежнему составляет не более 45-50% от уровня прошлого года. «Общий объем продаж по Крыму в этом году ниже, чем по Кавказским Минеральным Водам, Беларуси, Подмосковью и средней полосе России», - говорит директор туристического департамента компании «Мультитур» Алена Загорец. Основной причиной невысокого объема продаж туроператоры единогласно называют транспортную доступность.
Далее в рейтинге следует регион КавМинВод, опередивший по популярности пляжную Абхазию. К слову, Абхазия могла стать прорывом этого лета. В начале сезона туроператоры отмечали значительный рост количества заявок по этой стране, но в июне ситуация изменилась в худшую сторону. В этот период в Сухуми прошли политические акции протеста, оппозиция требовала отставки правящей власти. Информация о митингах активно освещалась в СМИ. В результате, в течение месяца спрос на Абхазию ощутимо падал. Тем не менее, по итогам сезона, туроператоры по Абхазии по-прежнему ожидают пусть не рекордный, но прирост турпотока.
Турпоток в Беларусь в этом году вырос примерно на 15-20%, сообщают туроператоры. Во-первых, значительно выросло количество туристов, посещающих эту страну с экскурсионными целями. В основном, речь идет о тех туристах, которые отказались от поездок в Украину. Во-вторых, вырос интерес россиян к санаторно-курортному отдыху. «Мы отмечаем повышение спроса на санатории не только в таких сугубо лечебных регионах, как, например, Кавказские Минеральные Воды, но и в Сочи, Крыму. В связи с этим произошло увеличение средней продолжительности отдыха с 7-8 дней, зафиксированной в прошлом году, до 10-11 дней в этом. На побережье (Сочи, Крым) наибольшим спросом пользуются санатории уровня «средний+» и выше. В Крыму, в силу небольшого перечня таких объектов, вырос спрос на категории номеров повышенной комфортности», - говорит коммерческий директор «Алеан» Оксана Булах.
Среди других направлений туроператоры отмечают небольшой рост спроса на Золотое Кольцо, Карелию, Байкал. «Вырос интерес туристов к средней полосе России. Это Костромская, Ивановская, Ярославская области. Санатории и объекты размещения этих регионов в этом году дали хорошие цены, динамика спроса на них превысила аналогичный показатель по Подмосковью», - поясняет Алена Загорец. Формируется стабильные спрос на сравнительно новые для внутреннего туризма направления: Азербайджан, Грузия, Армения, Узбекистан.
А вот глубина продаж этим летом заметно снизилась. Туроператоры называют несколько причин. Во-первых, общая экономическая ситуация, падение рубля и рост валют, политическая нестабильность, связанная с украинскими событиями, привели к тому, что люди откладывали решение о покупке путевок.
Во-вторых, старт сезона ознаменовался приобретением Крымом нового статуса и, как следствие, активным продвижением его как туристического направления на российском рынке. Власти заявили о субсидировании авиаперевозки в Крым из целого ряда регионов, а потенциальные туристы ждали дешевые билеты, откладывая поход в турфирму. Однако субсидированные рейсы появились только в июне и в небольшом количестве. как следствие, часть туристов вообще отказалась от идеи ехать в Крым. Наконец, в качестве третьей причины туроператоры называют ограничение выезда за рубеж для некоторых категорий граждан. Многие из них заняли выжидательную позицию, не решаясь строить конкретные планы на отдых.
Между тем, эти же факторы "отложили" традиционный спад продаж. Пик активности продаж традиционно пришелся на середину июня, но при этом спад, обычно начинавшийся после 10-15 июля, сейчас не наблюдается. Многие эксперты предполагали такую ситуацию еще в начале сезона и не ошиблись.
Сколько стоит отдых на российском пляже
Лидером по приросту турпотока в этом сезоне является Сочи. И если в первую очередь бронировались «старые» отели, то сейчас отмечается очень активный интерес к отелям Имеретинской низменности. Отели этого региона, ощутив недозагрузку в первой половине сезона, прислушались, наконец, к операторам и сделали ряд шагов, которые позволили привлечь поток туристов - некоторые отели предложили пакет «все включено» и выпустили очень привлекательные спецпредложения. Например, отель «Богатырь» предложил «Алеану» на эксклюзивных условиях пакет с обслуживанием по системе all inclusive и бесплатным неограниченным по количеству посещение «Сочи-парка» всей семьей. Сейчас стоимость ночи в этом отеле на этом пакете составляет 3,4 тысяч рублей на человека.
Размещение в «старой части» Сочи сейчас можно найти от 1,9 тысяч рублей с человека (бывший санаторий «Ордоникидзе») в номере стандарт эконом с трехразовым питанием. «Ночь в новом отеле «Чистые пруды» комплекса «Бархатные сезоны» обойдется туристам в 28 тысяч рублей с человека с размещением в стандартном двухместном номере по системе питания all inclusive», - сообщают в «Мультитур». Приятные бонусы и интнресные ценовые предложения можно найти и в таких отелях, как Azimut, Radisson и т.д.
Между тем, Крым все еще остается дешевле Краснодарского края. Напомним, что ранее разница в цене на объекты размещения в этом регионе в сравнении с Краснодарским краем составляла 15-20% в пользу Крыма. С присоединением региона к России, местные объекты начали «играть» с курсом, зачастую завышая цены. В выигрыше оставались лишь те, кто предлагал оптимальное соотношение цены и качества. С начала июля в Крыму пришло понимание, что главным инструментом привлечения туристов по-прежнему остается цена. А учитывая то, что дешевые билеты на авиаперевозку быстро заканчиваются, значимость разумных цен на размещение все больше увеличивается. «Примерно с начала июля крымские базы начали снижать цены, высылать спецпредложения. Пока Крым дешевле Краснодарского края, но неизвестно, сохранится ли эта разница в дальнейшем. Цены могут продолжить расти с учетом новых условий поставки продуктов, тарифов на водо- и электроснабжение», - рассуждает Алена Загорец. Стоит отметить, что с точки зрения разнообразия отельной базы на текущий момент выигрывает Краснодарский край.
По информации, опубликованной на сайтах туроператров, ночь в крымском отеле обходится туристам от 1000 рублей при условии размещения в стандартном номере с завтраками. Разместиться на базах в популярной у туристов Евпатории можно по цене от двух тысяч рублей с человека.