Александр Трофимов: «Желаю всем возвращения к стабильности».

2009 год является знаковым для судоходной компании «ВодоходЪ»: с момента ее создания в 2004 году прошло 5 лет. Ровно 5 лет назад в российском круизном бизнесе появился крупный игрок, который ставил своей целью профессионально создавать качественный туристический продукт, профессионально эксплуатировать теплоходы и обеспечить профессиональный менеджмент. За годы своего существования «ВодоходЪ» укрепил лидирующие позиции на рынке российских речных круизов и добился значительных успехов в области развития туристической индустрии в нашей стране.

Александр Александрович, в чем уникальность того вида отдыха, который предлагает ваша компания?

Мы считаем, что речной круиз – это совершенно особый, уникальный вид отдыха. Хотя мы даже называем это не отдыхом, а культурно-познавательным туризмом. Наши клиенты имеют возможность получить "в одном месте и сразу" несколько сервисов. В этом, собственно, и состоит главная привлекательность круиза – ведь "на земле" организовать подобный отдых невозможно. За одну поездку можно увидеть несколько городов, в каждом городе побывать на нескольких экскурсиях. Все это с максимальным комфортом, потому что не нужно без конца собирать-разбирать чемодан, переезжать из отеля в отель. На борту теплохода к услугам туристов ресторан, бары, постоянные культурно-развлекательные программы. Так что речной круиз отлично подходит для тех, кто пытается сочетать страсть к путешествию и страсть к комфорту.
Кстати, по протяженности рек Россия несопоставима ни с какой другой страной. И внутренние водные путешествия, водные перевозки существуют издавна, с той самой поры, когда Кулибин изобрел первое движущееся судно, назвав его Водоход. В честь него названа и наша компания.

Как пережили этот год, который был непростым для всей отрасли?

Пассажиропоток в этом году у нас упал на 11%, это естественно на фоне общемировой экономической ситуации. Но 11% – это не катастрофично. Мы вообще позиционируем речное путешествие как "путешествие, от которого нельзя отказаться". Многие люди глобально решают для себя, какие путешествия они бы хотели совершить, где бы им обязательно хотелось побывать. В этом списке могут находиться, к примеру, Китай, Австралия и США. И в том же списке стоит и путешествие по реке и по морю – если человеку данный вид туризма интересен.
Как плюс для развития нашего сегмента можно отметить то, что цены на отдых в тот же Египет или Турцию сейчас сильно выросли и почти сравнялись с предложениями по внутреннему туризму. Времена, когда можно было за 200-300 долларов съездить в Египет и получить там качественный отдых в сочетании с познавательными экскурсиями, уже прошли. А исключительно пляжный отдых – это не конкурент круизных путешествий.

Какие антикризисные меры вы предприняли?

Мы довольно жестко перекроили бюджет. Несколько проектов пришлось закрыть. У нас было направление, связанное с выездным туризмом – организация круизов по китайской реке Янцзы. Мы развивали этот проект 3 года, но он так и остался убыточным. В прошедшем году мы вынуждены были его закрыть и, соответственно, уволить персонал, который по нему работал.
Кстати, во многом кризис нам только помог. Мы давно планировали увеличение количества точек продаж, и в 2009 году открыли 3 новых офиса в Москве. Считаем этот шаг весьма удачным, потому что и месторасположение офисов и арендная плата – как нельзя более привлекательны. Понятно, что такая ситуация с арендой сложилась благодаря кризису. Нам оставалось только удачно воспользоваться ей.
Мы также открыли единый центр бронирования. Он и раньше существовал, но сейчас, когда каждый клиент дорог как никогда, мы усилили контроль за качеством работы на телефоне и четко контролируем практически каждый звонок. Созданный call-центр помогает нам понимать эффективность приема звонков и предоставляет информацию для изучения спроса. Анализируя звонки, мы точно понимаем, что нужно потребителю.
Также могу сказать, что мы изменили стратегию продаж собственного продукта. И в большей степени сейчас полагаемся на собственные силы, нежели на помощь турагентств. Мы выделили группу агентств, с которыми мы давно работаем и в надежности которых мы уверены. И сделали для них специальное предложение, в том числе повысили комиссионный процент. И параллельно мы осуществляем продажи в собственных офисах.

 Как вы готовите кадры для круизов?

У нас традиционно много обучающих программ – так всегда было и есть сейчас. Хотя надо признать, что эту статью затрат мы также сократили в уходящем году. Мы готовим гидов-переводчиков на базе двух вузов: Пятигорского лингвистического университета и Нижегородского лингвистического университета. Там читается спецкурс по переводу, по сопровождению туристов в круизе.
У нас также есть программы обучения для судовых ресторанов: поваров, кондитеров, пекарей, официантов. Два года работает программа обучения экскурсоводов: мы приглашаем студентов различных вузов и даем им некую базу, так сказать, "погружаем в специальность". В основном к нам приходят студенты академии туризма и исторического факультета РГГУ. И потом мы можем принять их на работу в качестве экскурсоводов.
Вообще, я должен заметить, что в России нет ни одного вуза, который бы готовил специалистов для речных круизов – я не имею ввиду судоводителей, конечно. Нигде не учат на директора круизов, директора ресторанов на судне, метрдотеля, шеф-повара. Шеф-повар круиза – это не шеф-повар городского ресторана. Шеф-повар на кухне ресторана – это либо руководитель, либо художник, творец. У нас шеф-повар стоит у плиты, ведет все калькуляции и принимает участие в раздаче блюд, участвует в анимационных программах. Проходимость нашего ресторана в сутки – около 1000 человек. Ни один московский ресторан похвастаться этим не может.

 Мы с вами встречаемся в декабре. Вы уже можете сказать, что подвели итоги года? Как оцениваете 2009 год?

Да, итоги мы уже подвели. И можем ответственно заявить, что этот непростой год мы отработали достойно. И оцениваем его как успешный. Все наши антикризисные меры себя оправдали. Нам не стыдно смотреть в глаза друг другу и не стыдно смотреть в глаза нашим туристам. Туристический продукт, который мы приготовили в этом году, был качественным.

Что вы ждете от следующего года? Что бы хотелось пожелать коллегам, клиентам и самим себе?

Возвращения к стабильности. Чтобы снова наступил период прогнозируемого развития. Хотя, может быть, это будет скучно…

Что-то новое собираетесь предложить своим клиентам в 2010 году?

Да, конечно. Будут открываться новые стоянки – вот, на Ладожском озере открывается зеленая стоянка. Будем включать новые города и интересные места в списки наших экскурсионных маршрутов. На картах наших круизов обязательно появятся новые точки. Надеемся, что российским любителям культурно-познавательного туризма они будут интересны.
 

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР