Алла Манилова: «Если турбизнес развернется к внутреннему туризму, Минкульт готов оказывать ему всяческую поддержку»

На первой неделе июля в Туле состоялся форум-презентация «Русские усадьбы: от идеи до маршрута». В мероприятии приняли участие заместитель министра культуры и туризма Алла Манилова, министры культуры и другие члены правительства различных регионов России, представители турбизнеса и музейного сообщества. Основная тема форума – возрождение внутреннего культурно-познавательного туризма и презентация одного из концептуальных туристских маршрутов, реализованных по инициативе Министерства культуры.   

Глобальных маршрутов будет несколько, охватить они, по задумке организатора проекта – Министерства культуры РФ – должны всю территории нашей страны. В ближайшие стратегические планы входит запуск трех из них: «Русские усадьбы» (Тульская, Орловская, Брянская и Московская области), «Серебряное ожерелье России» (11 регионов северо-западного федерального округа, от Петербурга до Арктики) и «Великий шелковый путь» (объединяет 27 регионов на юге страны).

Глобальный маршрут – это проект, целая сеть различных туристских маршрутов, объединяющая несколько регионов. В рамках форума участники обсуждали широкий круг насущных вопросов, от развития инфраструктуры до создания разнообразной сувенирной продукции, выпускаемой под единым брендом глобального маршрута. В результате совместных усилий на внутреннем туристическом рынке России должен появиться качественный турпродукт.

«Такой турпродукт у нас есть, – заявила заместитель министра культуры и туризма Алла Манилова на презентации пилотного проекта «Русские усадьбы» в Туле. – Мы готовы вручить его в руки ведущих российских туроператоров, как региональных, так и федеральных, которые имеют огромный опыт по отправке и приему туристов по всему миру. У них есть опыт, технологии, средства. У нас – пилотный маршрут. Идею «Русских усадеб» нам подсказали музейщики тульской области, из «Ясной поляны» и «Поленово». В этой идее есть то, о чем можно только мечтать со стратегической точки зрения. Ведь здесь что не имя, то бренд. Миру не нужно объяснять, кто такой Лев Толстой. Внутри проекта «Русские усадьбы» – изобилие вариантов путешествий для туристов. Они дают возможность выбирать, и самое главное – возвращаться. А возвратность туристов – это и есть успех в случае туротрасли. Мы надеемся, что бизнесу будет интересен продукт, созданный в результате реализации проекта».

Участники форума презентовали различные варианты маршрутов, разработанные для туристов, делились опытом объединения различных культурных объектов в интересные программы. Важный вопрос, обсуждаемый представителями как властных структур, так и музейного сообщества – вопрос государственно-частного партнерства в сфере культуры и туризма, привлечения частных инвестиций для восстановления, развития и эксплуатации усадеб и других музейных объектов. По информации Минкульта, в2015 г. в объекты туристской инфраструктуры в субъектах Российской Федерации будет вложено более 15 млрд рублей частных инвестиций.

«Сам факт присутствия на сегодняшнем мероприятии АТОР говорит о том, что происходит нечто очень важное: это одно из двух крупнейших корпоративных профессиональных туристских объединений России. Мы готовы поддержать тот туроператорский бизнес, который разворачивается к внутреннему туризму. Среди методов стимулирования турбизнеса могут быть и нормативно-правовые шаги. Мы готовы рассматривать ваши предложения. Это – наш стратегический курс».

Министр культуры тульской области Татьяна Рыбкина рассказала о формировании электронной площадки, куда могут зайти инвесторы, чтобы ознакомиться с базой проекта и сделать выбор для финансовых вложений. «Правительством тульской области прорабатывается вопрос создания фонда целевого капитала, – заявила г-жа Рыбкина. – Это один из наиболее дипломатичных способов по привлечению частных инвестиций в сферу культуры».

Также министр сообщила, что информационно-инвестиционная поддержка «Русские усадьбы» спровоцировала рост интереса к проекту у турбизнеса, среди тех, кто занимается внутренним туризмом. «За первое полугодие 2015 г. количество туристов, путешествующих по маршруту «Русские усадьбы» составило 5 млн человек, для сравнения, в 2013 г. это были 936 тыс., – сообщила г-жа Рыбкина. – У иностранных туристов глобальный маршрут также вызвал интерес: по статистике в 2013 г. 1 млн 83 тыс. иностранцев побывали на маршруте «Русские усадьбы», а в 2014 г. их было уже 1 млн 800 тыс. Иностранные туристы прибывают как из Европейских стран и США, так и из стран СНГ и Азии».

Разумеется, участники форума не только рапортовали об успехах, связанных с продвижением маршрута. Отдельными вопросами для обсуждения стали проблематика региональных и частных усадеб. Выступали представители тех участников проекта, кто сумел придумать и внедрить у себя эксклюзивные экскурсионные и интерактивные программы. Креатив и смелость привели их к финансовому успеху и росту турпотока, как например, музей-усадьбу «Мелихово». Такие участники делились опытом с теми, кто пока только мечтает о таких достижениях, как, скажем, представители небольших частных усадеб.

Прошла презентация информационного портала visitusadba.ru, который, по замыслу организаторов проекта, объединит музеи-усадьбы всей России на едином пространстве, что принесет пользу не только туристам, но и, что важнее всего, поможет туроператорам создавать успешный турпродукт. Пока на портале представлены только государственные музеи-усадьбы России. Для включения в информационное поле других участников, скажем, частных усадеб, требуется согласование юридического департамента Министерства культуры. Презентацию портала провела журналистка Фекла Толстая, которая является руководителем данного проекта. Она же выступила инициатором создания координационного совета форума, в который вошли представители разных сфер – Министерства культуры и туризма РФ, региональных министерств, государственных музеев-заповедников, сферы турбизнеса, некоммерческих организаций и частных усадеб. Координационный совет по результатам форума составит резолюцию, в которой будут изложены меры и предложения, призванные способствовать продвижению глобальных маршрутов, обмену опытом и информацией. 

Майя Ломидзе, исполнительный директор АТОР, была избрана в координационный совет форума. «Мы уверены, что отдача от проекта может быть колоссальной, – сказала г-жа Ломидзе. – Человек ищет, где лучше, рыба, где глубже, а бизнес – где богаче. Сегодня деньги есть во внутреннем туризме. Во время форума у участников турбизнеса появились идеи, мысли, которые, с некоторой редактурой, можно будет представить, как хорошо продаваемые продукты».

Директор по развитию «НТК Интурист» Ирина Петрова согласна с мнением директора АТОР. «Это прекрасное начинание Министерства культуры, его, без сомнения, оценят крупные туроператоры, – заявила г-жа Петрова. – В нашей стране огромное количество культурных объектов, на базе которых может развиваться внутренний и въездной туризм. Мы со своей стороны просим, чтобы на такие мероприятия приглашали больше федеральных туроператоров, больше СМИ, в том числе – отраслевых, которые описывают не только культурные события, но и наши, профессиональные. Турбизнесу необходимо, чтобы такие мероприятия, как форум «Русская усадьба», проходили с бОльшим насыщением, с расширенной программой презентации регионов, более детальной. Ждем следующего мероприятия из проекта глобальных маршрутов. У нас большие планы».

В рамках проведенного форума в целях реализации глобального проекта «Русские усадьбы», осуществления совместных действий по организационной и информационной поддержке проекта, оказания содействия разработки и продвижения региональных и межрегиональных культурно-познавательных маршрутов на внутреннем и международном туристских рынках, организации рекламно-информационных туров для туроператоров по русским усадьбам 3 июля было подписано соглашение о сотрудничестве между Министерством культуры РФ и Ассоциацией туроператоров России. От министерства соглашение подписала замминистра Алла Манилова, от АТОР исполнительный директор Майя Ломидзе.

В заключительной речи г-жа Манилова заявила: «Сам факт присутствия на сегодняшнем мероприятии АТОР говорит о том, что происходит нечто очень важное: это одно из двух крупнейших корпоративных профессиональных туристских объединений России. В АТОР входят представители туротрасли с огромными объемами перевозок туристов. Теперь эти компании будут активно участвовать в культурно-познавательном туризме в России. Мы готовы поддержать тот туроператорский бизнес, который разворачивается к внутреннему туризму. Среди методов стимулирования турбизнеса могут быть и нормативно-правовые шаги. Мы готовы рассматривать ваши предложения. Это – наш стратегический курс».

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР