Согласно последним данным Росстата, в первом полугодии 2015 года на территорию РФ с туристическими целями въехало 204,4 тыс. граждан КНР. По сравнению с аналогичным периодом 2014 года, показатель вырос на 51,6%. По планам федеральных властей, в ближайшие два года въездной китайский турпоток должен увеличиться, как минимум, в пять раз – до 1 млн человек. Такую цифру озвучила на Восточном экономическом форуме вице-премьер РФ Ольга Голодец.
На пути к получению миллионного китайского туристические власти России «подтягивают» регионы (проект «Красный маршрут»), турбизнес, а также договариваются об упрощения ряда административных процедур, связанных с визовым режимом между двумя странами.
В частности, Россия и Китай намереваются уменьшить число туристов в группе до трех, увеличить число дней безвизового пребывания с 15 до 21, и упростить формальные вопросы при подготовке документов. Договоренности об этом были достигнуты недавно в ходе 12-го заседания Подкомиссии по туризму Российско-Китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству, которое состоялось в Казани. По мнению представителей обеих стран, эти меры должны способствовать росту турпотоков из обеих стран и увеличить общее число туристов до 5 млн человек.
Туроператоры, специализирующиеся на въездном туризме и принимающие китайских туристов, считают, что предпринимаемые меры, особенно в части еще большей визовой либерализации, помогут росту китайского турпотока в Россию, однако все-таки этот процесс не стоит переоценивать.
«Безусловно, меры, которые направлены на упрощение безвизового обмена, пойдут на пользу российско-китайскому туризму».
«Безусловно, меры, которые направлены на упрощение безвизового обмена, пойдут на пользу российско-китайскому туризму. Например, увеличение периода безвизового пребывания туристов из КНР в РФ с 15 до 21 дня позволит совершать китайцам более длительные путешествия на поезде или по рекам России. Правда, пока, таких туристов, которые готовы путешествовать по РФ так долго, немного. В основном, граждане КНР путешествуют по России в течение 7-8 дней, в силу разных причин. Так что в глобальной перспективе увеличение периода без визового пребывания до 21 дня не приведет к значительному увеличению количества туристов из Китая», – говорит Александр Курносов, заместитель генерального директора компании «Академсервис».
Несколько более оптимистична в своих оценках Светлана Чунгак, директор департамента приема и MICE incoming UTS Group. По ее словам, «если с визами все будет позитивно, то турпоток из Китая увеличится еще больше. В сезон это могут быть новые десятки или даже сотни тысяч туристов».
Г-жа Чунгак считает, что росту турпотока поможет открытие новых направлений из китайских провинций, а также развитие приграничного туризма, а точнее, приграничного шопинга. «Шопинг для китайца – важная составляющая, это часть традиции, культуры. Это и заработок для турлидеров. Шопинг уже стал обязательной частью китайских программ Не секрет, что сегодня китайцам из-за слабого рубля стало выгодно ездить в Россию за покупками», – говорит эксперт.
Росту турпотока поможет открытие новых направлений из китайских провинций, а также развитие приграничного туризма, а точнее, приграничного шопинга.
Анализируя возможность сокращения с 5 до 3-х человек участников безвизовой туристической группы, г-н Курносов считает, что такой формат сейчас пойдет на пользу приграничному туризму. Но в будущем это может помочь развитию и семейного туризма, поскольку в составе таких минигрупп могут поехать китайские семьи. «Пока что азиатский менталитет и специфика организации туров для гостей из Поднебесной таковы, что туристы из Китая едут большими группами. Это также более удобно для российских принимающих компаний. Например, из-за того, что для туристов из КНР не хватает китайских гидов и сопровождающих», – поясняет вице-президент АТОР.
Как отмечает Светлана Чунгак, в последние годы качество китайских туристов выросло: «Конечно, туристы из Китая к нам едут разные. Есть те, которые живут в отелях 3*, есть те, которые селятся только в фешенебельных отелях, но при этом едят в бюджетных китайских ресторанах. Но точно прослеживается тенденция: уровень и качество китайского туриста изменились».
Напомним, что в прошлом году Россию с туристическими целями посетили 400 тыс. граждан Китая, и, по данным исследований компании GfK, туристы из Поднебесной оставили в России порядка 1 млрд долларов.
Несмотря на существующие сложности, российский бизнес заинтересован в китайском туристе, причем часть проектов будет развиваться на деньги китайских же инвесторов. Так, 3 сентября паромный оператор «St.Peter Line», базирующийся в Санкт-Петербурге и обслуживающий на Балтике две регулярные паромные линии с заходами в порты Хельсинки, Таллинна и Стокгольма, подписал меморандум с инвестиционным фондом «Маоруи». Документ предусматривает привлечение индустриального партнера и инвестора для увеличения туристического потока из Китая в Россию, развитие туристической и транспортной инфраструктуры, ориентированной на туристов из КНР. «St.Peter Line» откроет паромные линии между портами российского Дальнего Востока и Китая, причем круизный продукт будет формироваться преимущественно под туристов из КНР. В компании считают, что этот комплексный турпродукт позволит им довести китайский трафик до сотен тысяч туристов в год.
По официальным данным, в этом году на своих паромах «St.Peter Line» перевезла порядка 18 тыс. китайских туристов. В 2016 году оператор хочет выйти на цифру в 50 тыс. китайских пассажиров. В компании подчеркивают, что речь идет о достаточно платежеспособных гражданах КНР. По оценке заместителя Ростуризма Сергея Корнеева, проект «St.Peter Line» является знаковым для отечественной туристической отрасли, поскольку речь идет о возможно «самой крупной на сегодняшний день инвестиции в отечественную туриндустрию».