В «Турпомощи», как было заявлено, «по инициативе участников объединения и агентских сетей», будет создан единый реестр туристических агентств. Создание такого реестра при «Турпомощи» не противоречит закону, но расходится с целями объединения, указанными в уставе, отмечают юристы.Какую именно практическую пользу этот реестр может принести, зачем «Турпомощь» занимается явно непрофильным проектом, почему агентства должны перечислять деньги за ведение добровольного реестра – вопросов на данный момент больше, чем ответов.
Про реестр
Внесение данных в реестр, как заявляют в «Турпомощи», будет иметь добровольный характер, стоимость членства в реестре – тысяча рублей в год. Как пояснил «Вестнику АТОР» директор «Турпомощи» Александр Осауленко, решение о создание добровольного реестра турагентств было принято в ходе заседания Правового комитета и Комитета по взаимодействию с турагентствами «Турпомощи». На заседании присутствовали представители агентских сетей, а также некоторые крупные туроператоры – «Пегас Туристик», Coral Travel, «Натали Турс» и другие. Создать такой реестр при «Турпомощи», как прокомментировал Александр Осауленко, «закон не запрещает». По его словам, инициатива о создании реестре пришла непосредственно от самих агентств, а туроператоры ее поддержали.
Александр Осауленко, не исключает, что реестр не избавит рынок от мошенников. По его словам, «он создаст дополнительный барьер, и участники рынка с этим согласны». Кроме того, «наличие единого списка будет удобным для туроператоров при выборе новых партнеров на агентском рынке».
Судя по всему, этими, весьма шаткими тезисами необходимость реестра и ограничивается, поскольку не удалось получить ответов на вопросы: если реестр добровольный, почему новое агентство должно стремиться туда попасть, непонятно. Равно, как и почему наличие в списке станет рекомендацией или гарантией профессиональной работы.
Стоит отметить, что реестр турагентств уже существует: с 2013 года агентства должны уведомлять Роспотребнадзор о начале своей деятельности. Сложно судить, насколько эта мера защитила права туристов. Статистики по количеству мошеннических действий среди турагентств нет, но в СМИ о подобных случаях пишут с завидной регулярностью. Каким образом еще один список сможет уберечь как туристов, так и туроператоров от недобросовестных предпринимателей, объявляющих себя турагентами, по-прежнему не ясно.
Однако, Александр Осуаленко полон оптимизма. «У Роспотребнадзора он (список. – Прим. ред.) есть, но, к сожаления, он пока, наверное, не совсем полноценно функционирует потому что, на мой взгляд, у него нет связи непосредственно с самим агентским рынком. Это один из ключевых моментов. Ну и потом, там тоже принцип добровольности и, наверное, сами компании не стараются себя позиционировать в этом плане в контрольно-надзорном органе», – туманно пояснил он.
Г-н Осауленко почему-то уверен, что в случае создания реестра при «Турпомощи» все будет иначе, поскольку инициатива идет от агентского рынка. Точнее, агентских сетей. Т.е. от того, что в список захотели войти приближенные к руководству «Турпомощи» сети, сам список станет иным.
«Почему все это делается непосредственно внутри ассоциации, потому что совпадают те обязательства, которые государство накладывает непосредственно на туроператоров, с одной стороны. Мы с вами знаем, в частности, что туроператоры обязаны публиковать информацию о том, с какими агентами они работают», – говорит г-н Осауленко, видимо, будучи убежденным, что именно «Турпомощь» должна вынудить операторов выполнять «наложенные государством обязательства».
По словам Александра Осауленко, «Турпомощь» ожидает гарантированного участия в реестре около двух тысяч турагентств. Это агентства, работающие под брендами сетей, которые и выступили с инициативой о создании реестра. Их наименования Александр Осауленко не назвал, но сообщил, что обсуждение велось не менее, чем с пятью компаниями.
Отметим, что список участников агентских сетей опубликован на сайтах управляющих компаний. И даже управляющие компании не всегда оперативно отслеживают франчайзинговые агентства, которые обманывают туристов, пользуясь раскрученной торговой маркой. Не говоря уже о том, что список даже из 2 тыс. агентств не дает ничего даже с точки зрения статистики – судя по количеству договоров у лидирующих операторов, более или менее активно на рынке работает более 12 тыс. агентских компаний.
Про деньги
Предполагаемый бюджет реестра составит около 2 млн рублей в год. «Само техническое сопровождение реестра имеет разные уровни. Если на элементарном уровне, то это относительно небольшие средства. Если делать все по серьезному – с серьезным программным обеспечением, с пересечением с различными базами, в том числе, государственными, то понятно, что там уже требуются бόльшие средства», – рассуждает директор «Турпомощи».
Иными словами, 1 тыс. рублей – явно не предел. Особенно интересна синхронизация с государственными базами. Напомним, что «Турпомощь» - общественное объединение туроператоров в сфере выездного туризма. Того самого выездного туризма, который за год сократился почти на 50%, а количество туроператоров уменьшилось втрое, что, безусловно, повлияло и на бюджет «Турпомощи».
Причем тут «Турпомощь»
Стоит отметить, что в октябре прошлого года Альянс турагентств (АТА) выступил против создания реестра турагентств при «Турпомощи». «Все члены правления единодушны в одном – передача реестра ТА под опеку Ассоциации противоречит законодательству», – говорится в заявлении на сайте АТА. Реестром турагентств, по мнению АТА, должен заниматься федеральный орган исполнительной власти, причем на бесплатной основе.
Функционал «Турпомощи» четко прописан в законе – эвакуация туристов случае невыполнения туроператором своих обязательств. Никаких дополнительных функций для этой существующей за счет средств туроператоров по выездному туризму организации не предусмотрено, хотя неоднократно велись разговоры о расширении функционала «Турпомощи» непонятно с какой целью.
В уставе организации есть некоторые ограничения. Так, например, в нем говорится: «Объединение не имеет основной целью своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученный доход среди членов Объединения, а использует его только для целей деятельности Объединения».
А цель объединения – это «представление и защита общих имущественных интересов членов Объединения, связанных с оказанием экстренной помощи туристам; оказание экстренной помощи туристам в соответствии Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».