Отмена международных санкций дала Ирану новый импульс в развитии туристического сектора. Власти страны надеются, что продвижение страны на международном рынке вызовет интерес иностранных туристов, а развитие туристического сектора экономики позволит не только уменьшить зависимость от нефти, привлечь новых инвесторов для строительства мест размещения и отдыха, но и снизить высокий уровень безработицы.
Амбиции Ирана весьма значительны: как заявил президент Рухани, Иран стремится к 2025 году принимать до 20 млн туристов, которые должны обеспечить экономике страны не менее 25 млрд евро. Последние несколько лет Иран посещало порядка 4-5 млн иностранных туристов в год – в основном, из соседних государств.
Определенные шаги на пути возвращения на большой туристический рынок Иран уже предпринимает: в конце прошлого года было заявлено о частичном упрощении визовых требований для граждан различных государств, в том числе России. Кроме того, длительность периода, на который выдается туристическая виза, увеличена с 15 дней до одного месяца. Как ожидается, в 2016 году будут внедрены электронные технологии для выдачи разрешающих въезд документов.
Отметим, что для краткосрочного посещения острова Киш, популярного иранского курорта в Персидском заливе, виза не нужна. Киш – это особая экономическая зона, где действует безвизовый 72-х часовой режим, в рамках которого визитер должен находиться только в пределах острова. Для поездок по материковой части Ирана туристу все равно придется оформлять визу, это можно будет сделать на острове.
Киш позиционируется как самый передовой курорт Иранской Республики, однако и здесь действуют определенные правила поведения, предписанные религиозными и культурными нормами поведения. Так, действует тотальный запрет на алкоголь, нет дискотек и других развлекательных заведений. А главное, там нет привычных в понимании европейцев пляжей: для отдыха мужчин и женщин созданы раздельные пляжи, которые расположены вне зоны гостиниц, на определенном отдалении друг от друга, что, конечно, никак не подходит для семей с детьми и романтических пар.
Тем не менее, в Иране надеются и на рост российского турпотока. По крайней мере, этому должно содействовать Соглашение об упрощении условий взаимных поездок отдельных категорий граждан России и Ирана, которое вступило в силу 6 февраля этого года. Документ, в частности, предусматривает, что работникам научно-исследовательских институтов, деятелям науки и культуры, профессорам и студентам, осуществляющим поездки по обмену, а также представителям других отраслей, оформление долгосрочных виз будет осуществляться в сжатые сроки.
На последней встрече с делегацией Ирана исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе предложила иранской стороне рассмотреть возможность отмены визы для россиян в одностороннем порядке, не дожидаясь симметричных решений. Эта инициатива иранскими дипломатами и турбизнесом была воспринята с энтузиазмом, однако решение будет принимать МИД и руководство страны.
Какими бы не были визовые упрощения, Ирану для реализации своих туристических амбиций предстоит решить много задач. Одни являются общими для всех туристических направлений, другие – достаточно специфическими, учитывая местный менталитет и долгие годы международной изоляции.
Следует учитывать, что пребывание в Иране имеет свои жесткие форматы. В стране строго следят за исполнением законов шариата, который запрещает привычные как для западных, так и для русских туристов употребление алкоголя, проживание не состоящих в официальном браке пар в одном номере в гостинице, и, конечно же, строгий дресс-код в одежде, особенно для женщин: для пребывания в общественном месте необходим платок на голове и одежда, скрывающая формы тела. В Иране нет дискотек, баров и прочих развлекательных и досуговых заведений, так привычных на отдыхе не только на пляжах Европы, но и того же Египта.
Готов ли Иран придерживаться более либерального подхода, как в ОАЭ, Малайзии и Турции? Разрешат ли власти страны свободное перемещение иностранных туристов, или возьмут за основу опыт Мальдив, где также сильны религиозные установки, и поэтому туристов размещают отдельно от основной массы населения, в специальных туристических зонах? От ответов на эти вопросы зависит выбор целевых туристических рынков для Ирана. Безусловно, Иран является местом, где находятся уникальные исторические и культурные памятники, но многие из этих достопримечательностей почти не известны российским путешественникам. А Ирану есть, о чем рассказать и есть, что показать. Древняя земля, родина Зороастризма, известная миру до 1935 года как Персия, имеет в своем культурном и туристическом багаже 19 объектов Всемирного наследия туризма, еще 52 достопримечательности, претендующие на вхождение в этот почетный список, а также –самую высокую гору на Ближнем Востоке, сохранившиеся древние города, такие как Персиваль, аутентичные базары и мечети. Чтобы понять историческое и духовное наследие Ирана, нужно непременно побывать в Ширазе и Исфахане.
Но для того, чтобы турист захотел все это увидеть, необходима обширная промо-кампания. Нужно рассказывать о туристических возможностях страны как туроператорам, так и потенциальным туристам, в том числе –посредством социальных медиа, которые в Иране, к слову, под запретом.
Нельзя не остановиться на таком важном для иностранных гостей пункте, как выполнение финансовых операций: в Иране пока невозможно пользоваться международными банковскими картами. Банки страны были отключены от международных платежных систем. Туристам приходится брать с собой наличность и пытаться найти способ ее поменять, так как пунктов обмена немного.
Что касается гостиничной и транспортной инфраструктуры, то за последний год ситуация начала меняться к лучшему. О приходе в Иран уже заявили Rotana, Accor, Melia и другие международные гостиничные операторы. В стране 14 авиакомпаний, три из которых запущены в 2015 году.
Только за прошлый год число международных рейсов выросло в два раза –в основном, за счет ближневосточных авиаперевозчиков и объемов Turkish Airlines. В ближайшие годы количество международных направлений Иран будет увеличивать уже сам –авиакомпании страны в январе 2016 года сделали заказ на 118 самолетов Airbus на общую сумму 25 млрд. долларов. На новых самолетах иранские перевозчики намерены больше летать в страны Европы и Россию. Так, к 2016 году запланировано увеличение числа регулярных рейсов между Москвой и Тегераном с 5 до 9 в неделю, чартеры из иранской столицы полетят также в Санкт-Петербург, Сочи и Астрахань.
Российские операторы отмечают, что в Иране ощущается нехватка профессиональных экскурсоводов и гидов, подготовленных водителей. Практически все надписи – на фарси, информация на иностранных языках встречается только на самых основных туристических объектах, в стране мало кто говорит на иностранном языке, почти как в России. Наконец, десятилетия политической изоляции привели к тому, что Иран объективно отстал от международного туризма.
В Иране, однако, уверены, что при правильном подходе быстро наверстают упущенное. Иностранные туристы отмечают юмор и радушие иранцев, их гостеприимство и стремление показать гостям лучшее.