Андрей Смолин: «Туристы, которые предпочитали иностранные речные круизы, приходят к нам»

Андрей Смолин: «Туристы, которые предпочитали иностранные речные круизы, приходят к нам».

Компания «ВодоходЪ» по традиции первая начала продажу круизов на навигацию 2017 года. В этом году она открылась 28 июня. Менее, чем за три недели, туры уже забронировали порядка 3000 человек. О развитии круизного туризма, спросе на речные путешествия у россиян и иностранцев и возможностях для турагентств рассказал коммерческий директор компании «ВодоходЪ» Андрей Смолин.

- С чем связан столь ранний старт?

- На правах крупнейшей судоходной компании России «ВодоходЪ» традиционно на протяжении многих лет первым открывает продажу туров на предстоящий сезон. Изначально она открывалась перед навигацией, а мы сначала стали предлагать бронировать путешествия до Нового года, теперь с каждым годом сдвигаем срок, приводя продажу речных круизов в России к мировым стандартам, когда они начинают продаваться даже за полтора года. В прошлом году мы начали 1 июля, в позапрошлом – 1 августа. В этом году мы открыли продажу 28 июня. Более того, сейчас мы продаем не только продолжительные путешествия, которые привлекают постоянных клиентов, но и навигацию выходного дня. Уже и коллеги подтянулись, еще две судоходные компании начали продажи.

 - А российские клиенты готовы к мировым стандартам продажи круизов?

- Есть определенный контингент людей, постоянные клиенты, которые готовы не то, что заранее бронировать туры, а делать это сразу, как только начинается продажа. Буквально проходит час, и первые клиенты покупают путевки. Причин этому много. Во-первых, люди пользуются максимальными скидками при раннем бронировании, у нас это 11%. Причем, эта скидка действует на текущую стоимость, а компания «ВодоходЪ» цены не понижает. Есть вероятность, что цена, заявленная сейчас, в зависимости от конъюнктуры рынка, экономических реалий, будет повышаться. Клиенты, а мы их долго к этому приучали, понимают, что сейчас  могут купить тур максимально выгодно. Еще люди обращают внимания на надежность партнера. Мы хорошо зарекомендовали себя, и они уверены, что тур, который они приобретают, сейчас на 99,9% состоится. Вне зависимости от погодных условий и проходимости Городецких шлюзов, мы стараемся выдерживать расписание в полном объеме, и организуем стыковочные круизы, если воды не достаточно. В этом году такой проблемы нет.

Также многие из клиентов, которые покупают тур сегодня, воспринимают это как вложение денег в свой будущий отдых. Они знают, что в любом случае пойдут в круиз, и готовы заплатить заранее. Бывают такие путешественники, которые из года в год выбирают конкретное судно и даже конкретную каюту. Вот, например, привык человек путешествовать на «Александре Радищеве» в каюте № 406, и он хочет забронировать именно их на конкретный круиз. Также стараются выкупать одноместные каюты, потому что их достаточно мало, они пользуются повышенным спросом. Как правило, к Новому году свободных практически не остается.

- По сравнению с прошлым годом, есть ли рост ранних бронирований круизов?

- Если говорить о динамике, то у нас сейчас примерно в три раза больше заявок, чем в прошлом году. На данный момент у нас круизы забронировали уже 2752 человека, многие – внесли деньги.

- Не опасно ли покупать настолько заблаговременно, за год многое может произойти…

- Согласно закону, человек может отказаться от тура до его начала и получить полную стоимость, за исключением фактически понесенных расходов. Они обычно не так велики, а если человек по уважительной причине отказывается, то мы без всяких вопросов возвращаем полную стоимость. Даже если это произошло накануне рейса.

- Существуют ли преференции для агентств при раннем бронировании?

- Дело в том, что те клиенты, которые приобретают сейчас, как правило, люди хорошо осведомленные, кто является туроператором, кому принадлежит тот или иной теплоход. Поэтому они обращаются напрямую к нам, соответственно, до Нового года мы никаких специальных программ для агентств не проводим, работаем в стандартном режиме.

Но в любом случае, мы даем агентствам возможность предоставлять те же скидки туристам, которые мы сами даем напрямую. Каждый год проводим обучающие семинары, любое агентство может оставить заявку, и специально для него мы проведем выездную презентацию. Регулярно у нас проходят вебинары. Во время навигации – тренинги, бесплатные экскурсии по теплоходу, рекламные туры.

- Как сказался кризис на круизном рынке, спрос на раннее бронирование растет, а что происходит с продажами в целом?

- Порядка 90 тыс. человек мы отправили в круизы в прошлом году, увеличив поток на 15%, по сравнению с 2014-м. В этом году мы также рассчитываем на увеличение в 15-20%. Конечно, в 2014 году сказалось уменьшение покупательской способности, но и мы сдерживали цены.

- Какова сейчас средняя стоимость круизов?

- Базовая цена тура в стандартной двухместной каюте в середине сезона – примерно 5 тысяч рублей с человека в день. То есть, семидневный круиз до Петербурга обойдется примерно в 35 тысяч. Трехдневный круиз выходного дня, например, от Петербурга до Валаама, от Москвы до Углича – будет стоить от 10 до 15 тысяч рублей с человека. А дальше все зависит от желания и покупательской способности. У нас есть круизы и по 300 тысяч, и по 500 тысяч рублей. Например, трехнедельный круиз до Астрахани в каюте класса «люкс».

- Изменилась ли целевая аудитория?

- Как бы мы ни пытались привлечь молодежную аудиторию, а она есть, особенно на круизах выходного дня, да и в Петербурге аудитория помоложе, но все-таки круизный отдых выбирают люди более зрелого возраста, семейные. Он достаточно спокойный, размеренный, безопасный. Какого-то серьезного сдвига тут не наблюдается.

Несколько помолодела аудитория после того, как произошло закрытие или серьезное подорожание ряда выездных направлений. Часть клиентов переориентировалась в том числе на круизы. Не в массовом порядке, конечно. Но, например, очень отрадно, что многие туристы, которые предпочитали иностранные речные круизы, приходят к нам.  При этом они привыкли к определенному уровню комфорта, сервиса, и такой же уровень ожидают и в России. Это заставляет нас подтягивать наши стандарты качества.

- Какова ситуация на въездном круизном рынке, много ли в Россию едет иностранцев?

- К сожалению, с иностранными клиентами пока что ситуация не очень хорошая, она стабильно плохая. До известных событий, до кризиса, мы принимали порядка 35 тысяч иностранных клиентов ежегодно. Сейчас эта цифра упала до 15 тысяч. Падение произошло у всех компаний, занимающихся круизами. Какие-то страны полностью свернули российское направление, какие-то сократили количество флота. К сожалению, пока никакого восстановления нет и, похоже, не предвидится.

- Но ведь туры стали дешевле из-за разницы в курсе валют.

- Дело не в дешевизне. Во-первых, дешевле они не стали, так как иностранные операторы устанавливают цены в евро, плюс нужно прибавлять стоимость перелета. А во-вторых, иностранные круизные клиенты это, как правило, пенсионеры. Для них принципиальное значение имеет не цена, а вопросы безопасности, в ряде случаев какие-то политические соображения. Если в США говорят, что в России плохо, то туроператоры в принципе сворачивают программы по России. Если в Европе показывают, что в России нестабильно, то иностранный пенсионер предпочтет тур по России отложить. Цена – на втором или даже на третьем месте. Наш премиальный теплоход «Мстислав Ростропович» работал с американскими клиентами, как только начались проблемы, наш партнер просто закрыл программу. И у всех туроператоров так же. Например, теплоходы «Тихий Дон» и «Россия», которыми оперировала компания Grand Circle Travel, работающая с американским рынком, уже два года не эксплуатируются.

- Есть ли разница в обслуживании зарубежного и российского рынка?

- Только расписания и маршруты. Иностранные туристы безальтернативно выбирают круизы «Санкт-Петербург – Москва» и «Москва - Санкт-Петербург», - с длительными стоянками в обоих городах. Другие маршруты таких клиентов не интересуют. У россиян по спросу очень большой разброс – от трех дней до трех недель. Например, очень популярен круиз из Москвы в Астрахань и обратно. Уровень же сервиса идентичный. Более того, мы ушли от разделения на русскую и иностранную линии. Все 23 круизных теплохода доступны для российских клиентов. Мы предупреждаем, что в ряде случаев возможны совместные круизы с иностранцами, но это подразумевает лишь, что несколько отличается программа на борту. Что касается экскурсий, питания, обслуживания – все одинаково. Тем более, в последние годы российский клиент становится гораздо более требовательным. Когда человек заплатил 50 тысяч рублей за круиз, ему нужно ресторанное обслуживание, классическая музыка. Также круизные туристы, как правило, интересуются историей, культурой. На борту существует должность методист - это человек, который рассказывает о том, мимо чего проходит теплоход, о шлюзах и так далее.

- Если человек внезапно решил отправиться в круиз, выбор будет?

- Из-за оттока иностранных клиентов для российского рынка происходит отрадная вещь - большое количество комфортабельного флота вышло на линии, популярные у россиян. Так что, места есть. Рейсы не забиты под завязку. Да, есть отдельные наиболее популярные даты, например, на День России. Паломнический рейс на Валаам, куда прибыли патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Президент РФ Владимир Путин.  Такие круизы раскупаются влет, за полгода свободных мест не бывает. Если же мы говорим о стандартных маршрутах, то всегда можно найти тур с отправлением, например, не сегодня, а завтра.

- Какие новинки запланированы на навигацию 2017 года?

- Самое главное, что мы каждый год делаем, это повышаем класс теплоходов, обслуживания, качество кают. Например, оборудуем телевизорами, холодильниками. Так, теплоход «Ленин» переходит в класс обслуживания «Комфорт Плюс». Сейчас круизы повышенной комфортности в большей степени востребованы, чем экономичные. Также каждый год мы расширяем количество флота на внутреннем рынке. В 2017 году только с россиянами будет работать теплоход «Русь», сейчас он работает преимущественно с иностранными клиентами. Плюс у нас есть проект по полному комплексному переоборудованию теплохода «Юрий Андропов». Мы хотим сделать из него судно класса 4*.

- Можно ли ожидать появления в России новых теплоходов?

- В ближайшее время – нет, новые круизные теплоходы в России не строятся с 90-х годов, только переоборудуются. Но есть концепт круизного судна PV300VD на 310 пассажиров, разработанный в 2010-2015 годах Морским Инженерным Бюро по заказу Федерального агентства морского и речного транспорта России. Деньги под реализацию этого проекта выделены, но сложно сказать, когда судно будет построено. Дефицита флота нет, он может возникнуть через 3-4 года, когда в силу морального или технического устаревания с рынка уйдут двух-, трехпалубные не переоборудованные теплоходы. Сейчас эксплуатируются примерно 90 судов и их количество постепенно сокращается. Из них примерно 50 «четырехпалубников» с комфортабельными каютами, остальные – двух-, трехплалубники, возраст которых - 50-60 лет.

- Как вы планируете справляться с этой ситуацией?

- У компании «ВодоходЪ» в наличии только четырехпалубные теплоходы, которые лет 20 еще проработают. Кроме того, если говорить о программе нового судостроения, то мы свой интерес к ней проявили, отправили заявку. Появление новых теплоходов возможно только в рамках государственно-частного партнерства, когда заказчики строительства судна - это государственные компании, которые потом передают теплоход туроператору в лизинг на длительный период – 20-30 лет.

 
 

Поделиться

Подпишитесь на рассылку АТОР