Мировой рынок MICE обеспечивает ежегодно 610 млн. деловых поездок и почти $430 млрд. финансового оборота. Несмотря на непростую экономическую ситуацию, корпоративные выезды по-прежнему востребованы. О том, какие страны пользуются наибольшим спросом, и об особенностях развития делового туризма в России рассказывает руководитель отдела корпоративного туризма & MICE компании «ВЕДИ ТУРГРУПП» Ирина Крайникова.
- За последние годы рынок MICE изменился – многие компании существенно урезали бюджеты, штат, соответственно и количество корпоративных выездов. Появились новые запросы. Почувствовали ли вы эти изменения? Как экономическая ситуация в России сказалась на этом сегменте туризма?
- Конечно, политические и экономические изменения оказали существенное влияние на корпоративный туризм. Раньше популярными направлениями были безвизовые страны Турция и Египет с мощной, разнообразной по бюджетной составляющей, отельной базой и инфраструктурой для приёма больших конференц-групп по системе «всё включено». Европа всегда была дороже, и популярна у компактных групп. Сейчас для мероприятий любого формата - семинары, конференции, инсентив-туры - ориентир держится на Европу. Географическая близость, сосредоточие богатого культурного и исторического наследия, развитая туристическая инфраструктура с современными бизнес-отелями – факторы, которые сегодня сделали Европу особенно востребованной в сегменте MICE. Кроме того, современная туристическая инфраструктура для корпоративного туризма создана в Сочи.
- Эксперты отмечают, что во многих сферах туризма – пляжный, экскурсионный отдых и т.д. – «просел» средний класс. То есть, люди, покупавшие путевки среднего ценового уровня, сейчас предпочитают эконом. В верхнем ценовом сегменте таких изменений нет. Есть ли аналогичные или, например, противоположные тенденции в MICE-индустрии?
- Выездные конференции, семинары и инсентив-туры, как правило, организуют для своих сотрудников и дилеров крупные компании с международными инвестициями. На их финансовую политику и стратегию работы, кризис существенно не повлиял. Разве что на географию поездок. Поэтому именно сегмент MICEв туризме сейчас особенно актуален на фоне спада частного туризма.
- Ваша компания предлагает собственную отельную базу, прямые договорные отношения с авиакомпаниями, чартеры. Что из вашего ассортимента наиболее востребовано? Какого уровня гостиницы, авиа- и ж/д билеты?
- Если мы говорим о MICE, то более востребованы авиаперелёты в Европу. Много удобных рейсов с хорошей частотой предлагает «Аэрофлот», Alitalia. Тесно сотрудничаем с CSA Czech Airlines. Чаще всего запрашивают отели с конгресс-центрами уровня 4* в исторических центрах европейских столиц. В Венгрии отели цепочки Danubius ещё и предлагают бизнес-услуги с прекрасными SPA-центрами и крытыми термальными бассейнами в хорошем бюджете для групп. Самые востребованные услуги, помимо организации перелёта (переезда), брони отеля, визовой поддержки, трансферов отель-аэропорт и медицинской страховки, это экскурсионное обслуживание, гала-ужины, интересный вечерний досуг, в частности рестораны с национальным местным колоритом и кухней, фольклорной музыкальной программой.
- Какие варианты для корпоративных выездов компании выбирают сейчас? Что заказывают на осень, зиму?
- Осенью у конференц-групп популярны Россия (Сочи и Красная поляна) и Чехия, для инсентив-туров – Грузия. На школьные каникулы – Чехия, Италия. На новогодний корпоративный выезд – популярны столицы Европы, на новогодние каникулы – Альпийские курорты.
Наш постоянный и благодарный клиент – гимназисты. У детей из элитных школ есть возможность изучать в интерактивном режиме историю Древнего Рима и Эпоху Возрождения – в Италии; Средневековье, путешествуя по Швейцарии и Германии; уроки о Северной войне – в столицах Северной Европы. Мы не делаем на постоянной основе туры в Петербург или по Золотому кольцу, но именно мы выиграли тендер и сделали на высоком качественном уровне новогодний экскурсионный тур по Золотому кольцу и по Москве для 100 лучших школьников Мурманска, премированных поездкой администрацией округа.
- Может ли компания с самым минимальным бюджетом организовать достойный корпоративный выезд?
- Конечно. И первый вопрос, который мы задаём – это бюджет. Обычно, опытный заказчик сам отдаёт отчёт, на какой уровень услуг и размах мероприятия может рассчитывать в рамках своего бюджета, поэтому запрашивает конкретную звёздность отеля и перечень услуг, не называя бюджета. Это хитрость маркетинга – обратиться к разным туроператорам, провести сравнительный анализ. И здесь выиграет тот поставщик туристических услуг, который сможет подготовить интересное, оптимальное по качеству и набору услуг предложение, не зная бюджета.
- Какие заказы самые сложные?
- Как ни странно, сложнее всего работать с российскими поставщиками туристических услуг. Например, у меня для гимназии есть программа «Дорогами русских классиков». Это Тула, Спасское-Лутовино и Орёл – места Л.Н.Толстого, И.С. Тургенева, Лескова.
Чтобы попасть в октябре группе 40 человек на экскурсию в Ясную поляну, нельзя записаться заранее и в любое время: только ровно за месяц день в день, звонить с 11:00, по единственному телефону… Это чистая лотерея! К моменту, когда я смогла дозвониться, все экскурсионное время было исчерпано. Практически весь месяц мне пришлось «пробивать» этот вопрос, даже писать официальное письмо внучке Л.Н.Толстого – директору музея, чтобы нас приняли.
Однажды был случай, когда за 10 дней до начала тура пришёл запрос на группу в 100 детей. Тур на 2 автобусах по Золотому кольцу: Москва – Сергиев-Посад – Ярославль – Кострома – Ростов – Переславль-Залесский – Москва. Нами весь маршрут был выверен с точностью до километра и расписан с точностью до минут на неделю вперёд. Надо выстроить маршрут лаконично так, чтобы никаких лишних переездов, одновременно не дорого и вкусно всех накормить, в конкретный день и конкретное время обеспечить экскурсией в каждом музее на маршруте. Это очень ответственно, сложно и по логистике, и по объёму прямых договоров с непосредственными поставщиками услуг: транспортные компании, десятки музеев, ресторанов и кафе, гиды. Слава Богу, всё получилось! Надо очень любить свою работу и людей, чтобы браться за такие срочные и сложные проекты.
- Есть ли какие-то программы лояльности для MICE-клиентов?
- Главное в работе с корпоративными клиентами – очень гибкая индивидуальная финансовая политика. Можно сказать – сплошная лояльность. Я всегда готовлю коммерческое предложение со сметой по всем услугам программы с ценами нетто поставщиков услуг, чтобы заказчик мог сам видеть ценообразование своей поездки и адекватность нашей минимальной плановой прибыли. Так же, я всегда готова ответить на любой вопрос, и открыта к диалогу – мобильный корпоративный телефон всегда при мне.
- Работаете ли Вы по направлению MICE с агентствами? Какие преференции есть для них?
- Очень много запросов по корпоративным группам приходит именно от агентств разных российских регионов. Мы готовим максимально полную информацию, красочные презентации программ и сметы к ним так, чтобы агенты уже не тратили своё время и силы на изучение направления и оформление коммерческого предложения непосредственному заказчику. Считаю, что именно в том, в каком виде мы готовим предложение агенту, проявляется наш профессионализм. Про нашу гибкую финансовую политику я уже говорила. С нашими программами-сметами агенты уже могут работать с заказчиком самостоятельно, формировать бюджет программы в зависимости от того, какой отель, виды размещения, численность группы и опции выберет заказчик. Также агентство может самостоятельно формировать свою комиссию.
- Есть ли у вас уникальные предложения в сфере MICE?
- Мы делаем то, что интересно нашему клиенту. Наша уникальность в том, что мы можем предложить самое оптимальное и интересное в любом уголке мира: погонять по трассе Формула 1 на автокарах в Монако или в Сочи, полетать на воздушных шарах над Алазанской долиной или над Шамони у подножия Монблан, проникнуть в мистические тайны замка Збирог в Чехии, прыгнуть с высоты 207 м в Ахштырском ущелье, почувствовать целебные свойства термальной воды, плавая среди лотосов на озере Хевиз. Мы уже сотрудничаем практически со всеми авиакомпаниями, известными отельными цепочками по всему миру и DMC-компаниями. Каждый день вместе с нашими клиентами, мы открываем новые горизонты.