Сергей Минделевич: "Закон о детском отдыхе сейчас просто невозможно выполнять"

На прошлой неделе Совет Федерации одобрил законопроект о детском отдыхе. При этом в финальную версию текста проекта не вошло одно из ключевых его положений – переходный период до 2018 года.

Законопроект о детском отдыхе – один из самых ожидаемых в отрасли. Работа над ним была ускорена после трагедии, произошедшей на Сямозере (Карелия), которая выявила множество пробелов в сфере детского коммерческого туризма. «Существуют лишь законы об основах турдеятельности и о защите прав потребителя, да СанПиНы. В то же время детский туризм в системе образования (некоммерческий), напротив, излишне зарегулирован. Скажем, в системе детского туризма в сфере образования регулируется численность детей в походной группе (не более 15) и количество взрослых (не менее двух), а в коммерческом туризме этот вопрос регулируется самой турфирмой – хоть 50 детей на одного взрослого, никаких ограничений нет. Поэтому, без сомнений, существует необходимость в подобном законе», - говорит руководитель комиссии по детско-юношескому и молодежному туризму Общественного совета Ростуризма Сергей Минделевич.

Тем не менее, законопроект не стал «прорывным». «По данным Росстата, только 27% (4,5 млн) детей летом отдыхают организованно. Эта цифра включает 15% детей, которые посещают находящиеся в черте города лагери дневного пребывания. Чаще всего этот лагерь представляет собой «группу продленного дня» в той же школе, где учится ребенок. В таких лагерях не происходит оздоровления детей (это признают и чиновники, включая премьер-министра Дмитрия Медведева), а часто – и их отдыха. Психологи считают, что нельзя отдохнуть от школы в стенах той же школы», - отмечает Минделевич. Таким образом, реально организованно отдыхают летом на природе не больше 12% российских детей. Сюда можно добавить еще 800 тысяч детей (данные Минобрнауки), которые ежегодно совершают туристские походы.

«Хотелось бы, чтобы новый закон способствовал увеличению контингента детей, которые летом отдыхают и укрепляют свое здоровье, поскольку из года в год здоровье их неуклонно падает. К сожалению, в нынешней версии законопроекта нет ни одного пункта, который служил бы реализации этой цели», - считает Сергей Минделевич.

Как рассказал Сергей Минделевич, к третьему чтению закон очень изменился. Из документа исключен исчерпывающий перечень юрлиц, которые могут вести деятельность организации оздоровительного отдыха детей. Исключено требование о создании федерального реестра организаций отдыха и оздоровления детей (эта обязанность теперь возложена только на региональные власти). Кроме того, исключена неоднозначная формулировка, из которой можно было сделать вывод, что детский туризм – это опасная для жизни и здоровья детей деятельность.

Что касается недоработок, то в проекте появилась дыра. В статье 1 есть пункт, согласно которому «Туроператоры, турагенты, организации, осуществляющие экскурсионное обслуживание, в случаях и порядке, определенных в части второй настоящей статьи, обязаны соблюдать установленные требования к туристским маршрутам и порядку организации их прохождения несовершеннолетними туристами […]». Правильней было бы написать «туристско-экскурсионное обслуживание…». Ведь есть муниципальные станции и центры детского туризма, которые не являются ни туроператорами, ни турагентствами, и они занимаются организацией турпоходов. Сейчас система этих станций и центров из закона выпала.

146 подзаконных акта до 1 января 2017

Законопроект решает свою задачу: администрирования детского отдыха, уточняет полномочия некоторых органов власти. В нем также устанавливаются некоторые требования к организациям, занимающимся детским отдыхом. Правда, многие эти требования будут конкретизированы только в подзаконных актах, которые еще необходимо разработать и принять. По подсчету Минобрнауки, для реализации закона нужно исправить или разработать 146 нормативных актов. Создание этого массива документов - непростой и совсем не быстрый процесс.

А времени для конкретизации осталось очень мало. «В предыдущей версии законопроекта был пункт, предполагающий переходный период, во время которого организации до 1 января 2018 года могли привести свою деятельность в соответствие с законом. Однако в окончательном варианте осталось лишь то, что закон вступает в силу с 1 января 2017 года. То есть положение о переходном периоде пропало, а необходимых для реализации закона 146 актов еще не существует. То есть закон сейчас просто невозможно выполнять», - говорит Сергей Минделевич. Есть опасения, что начнутся массовые проверки организаций детского отдыха, которые могут привести к закрытию этих организаций, т.к. они не будут соответствовать тем требованиям, которых по факту еще нет.

Сейчас крайне важно, чтобы подзаконные акты разрабатывались при участии специалистов по детскому отдыху и туризму.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР