На рынке круизов отмечается серьезный рост – в прошлом году на 20-25% увеличились продажи зарубежных морских круизов, а интерес к российским речным - вырос на 25-40% в зависимости от направлений. В этом году рост продаж составляет примерно 30% и 25% соответственно.
Такие цифры озвучили эксперты на ежегодном «Фестивале круизов», который прошел на этой неделе практически одновременно в Москве и Санкт-Петербурге.
Только в столице мероприятие собрало 26 ведущих круизных компаний и более 450 профессионалов туррынка. «Морской круиз – самый популярный вид туризма в мире, 80% из тех, кто выбрал такое путешествие, возвращаются к нему снова и снова», - такими словами открыл мероприятиезаместитель руководителя Федерального агентства по туризму Сергей Корнеев. По его словам, мировой тренд сейчас заключается в том, что на рынок морских круизов выходит все больше туристов из Азии. «Мы видим 20-25% рост гостей из азиатских стран на круизах, заходящих в Санкт-Петербург, на арктических круизах, на речных», - отметил он.
От Арктики до Черного моря
Чиновник отметил возрождение круизной отрасли и напомнил, что лайнеры стали заходить в Санкт-Петербург, ходить по Балтике. «Мурманский порт активно возрождается для приема пассажирских лайнеров. Руководство страны обратило внимание на арктические территории. Развитие туризма в Арктике – это еще один мировой тренд, а у нас это территория от Мурманска до Чукотки. В компании «Арктик-Уголь», которая стала туроператором, говорят, что доходы от круизного туризма у них превысили доходы от угля», - рассказал Сергей Корнеев.
Также он добавил, что в этом году восстанавливается круизная линия на Черном море, планируется развивать круизы и на Каспийском. Говоря о речных путешествиях, г-н Корнеев уточнил, что в России после долгого перерыва начали закладываться новые круизные суда. «По насыщенности наши речные круизы, особенно Москва – Золотое кольцо – являются уникальными и неповторимыми. Это один из мощнейших брендов России. Не стоит забывать и о том, что Чемпионат мира по футболу 2018 года пройдет в городах, связанных между собой маршрутами круизов», - напомнил Сергей Корнеев.
Насколько выросло количество туристов в круизах
Более детально о морских круизах рассказал Валентин Елисеев, президент круизной компании «Нептун» и президент Ассоциации круизных операторов (АКО). По его словам, 2015 год был провальным для всех российских компаний, продающих морские круизы, но уже 2016-й дал прирост на 20-25%. «Увеличение продаж в начале 2017 года было еще более значительным, в некоторых компаниях – до 30%. Это, конечно, не значит, что весь год будет таким, но мы надеемся, что тренд сохранится, и смотрим в будущее с оптимизмом», - отметил эксперт.
При этом он уточнил, что речь идет именно о росте количества туристов, в денежном эквиваленте увеличение не столь значительное, люди стали больше экономить, реже путешествовать и покупать более дешевые круизы.
Если рынок морских круизов в США – это 15,5 млн туристов, то в России – лишь десятки тысяч, отметил г-н Елиссев. «Но есть революционные шаги, которые предпринимает правительство. Например, организация круизов по Черному морю. Это абсолютно российский бизнес, который будет вестись у берегов других стран. С точки зрения нашего потребителя – это родная территория с родным языком, привычная культурная обстановка – все то, чего наши туристы могут недополучать в круизах с иностранными компаниями», - подчеркнул Валентин Елисеев.
Цифры роста по речным круизам
На рынке речных круизов рост более значительный. Так, по словам Андрея Михайловского, коммерческого директора круизной компании «Инфофлот» и представитель «Речного Альянса», по различным направлениям увеличение продаж в 2016 году по сравнению с 2015-м составило 25-40%, в некоторых случаях продажи больше вырасти и не могут, фиксируется овербукинг. Причем, существенно возросло количество именно новых туристов. В прошлом году, по словам спикера, их доля увеличилась в разы, тогда как ранее не превышала 15%.
В других туроператорских компаниях также отмечают существенное увеличение бронирований по круизам. Как рассказывал ранее коммерческий директор туроператора «ВодоходЪ» Андрей Смолин,отдельные, наиболее востребованные и интересные рейсы, уже фактически загружены на 100%. В целом, по оценкам операторов, занимающихся речными круизами, рост продаж круизов на навигацию 2017 года по сравнению с предшествующим периодом составил минимум 25%.
Так, заместитель генерального директора ОАО «Мостурфлот» Светлана Гончарова уточнила, что и глубина продаж, и спрос на навигацию 2017 года возросли на 25% по сравнению с аналогичными показателями навигации 2016 года.
«В нашей компании такой существенный рост продаж отчасти связан с появлением теплохода-лоукостера - в навигацию 2016 года мы начали его продавать лишь весной. Кроме того, хорошая глубина характерна для длительных круизов. В частности, спросом пользуются путешествия Москва – Санкт-Петербург с посещением островов Кижи, Валаам, пермские, астраханские круизы, маршрут Казань – Елабуга – Болгар и др.» – уточняла Светлана Гончарова. Такие путешествия уже к началу марта были заполнены на 70%.
Речная тематика в регионах
Как показал фестиваль, круизная тематика имеет большое значение и для развития регионов. «Все, что связано с водой – для нас приоритет. Это большие возможности для развития туризма – появляются новые музеи, точки питания. Хороший пример – Калязин», - рассказал Иван Егоров, министр туризма Тверской области. Он добавил, что, китайские туристы, бывающие в Твери, всегда заказывают речные прогулки.
«В этом году мы окончательно оформим в региональную собственность причальную стенку в Твери и проведем ревизию всех аналогичных сооружений. Например, причал есть в Кимрах, но он не действующий, а город очень интересен с точки зрения развития туризма», - отметил чиновник. Также область планирует развивать яхтенный туризм, в частности, создавать заправочные станции.