Российские туристы стали более требовательны в выборе направлений и учреждений санаторно-курортного отдыха на внутреннем рынке. Аудитория потребителей молодеет, а конкуренция со стороны других направлений – растет.
По данным Оксаны Булах, коммерческого директора Национального туроператора АЛЕАН, турпоток на лечебные курорты постоянно растет, поскольку такой вид отдыха одновременно решает две задачи: полноценный отдых и медицинское лечение. По ее словам, это связано с падением доходов населения: если раньше многие имели возможность выезжать с туристическими целями 2-3 раза в год, то теперь только один раз. Поэтому часто люди, разделявшие «пляж» и «санаторку», стремятся «совместить» в одном отпуске эти два вида отдыха – говорит эксперт.
Аудитория санаторно-курортного отдыха меняется
Среди трендов рынка – возрастающее число обращений за санаторными услугами молодежной аудитории и рост популярности оздоровительного отдыха в межсезонье, что, впрочем, и неудивительно: в этот период цены на размещение и на дорогу по сравнению с летним сезоном заметно снижаются.
Туроператоры отмечают возрастающее число обращений за санаторными услугами от туристов молодого поколения
«Наши туристы выбирают для отдыха и лечения Кавказские Минеральные воды, Краснодарский край, Крым, предпочитая теперь более качественный отдых. Изменилась и потребительская аудитория – она заметно помолодела. Сегодня молодежь все больше и больше заботится о своем здоровье», – рассказала «Вестнику АТОР» Анна Филатовская, директор департамента прямых продаж, рекламы и PR туроператора ICS Travel Group.
О том, что аудитория меняется, говорят и в «НТК Интурист»: туроператор отмечает, что возрастная категория «санаторки» постепенно молодеет – это в основном люди возрастной категории 30+.
Изменение потребительских привычек и предложения от санаториев
«Требования клиентов к соотношению цены и качества отдыха однозначно повысились. Это одна из причин, по которой растет спрос на специальные лечебные программы, где объем услуг, который получит турист, более прозрачен и понятен», – говорит г-жа Булах из АЛЕАН.
Среди других трендов рынка эксперт отмечает сокращение продаж санаториями дополнительных лечебных услуг на месте.
Растет спрос на специальные лечебные программы, где объем услуг, который получит турист, более прозрачен и понятен
«Если еще 5 – 8 лет назад речь шла о том, что привычные 21-дневные программы замещаются 14-дневными, то сейчас происходит дальнейшее сокращение продолжительности лечебного отдыха от 12 дней и меньше. Поэтому санатории постоянно включают в свой ассортимент новые программы продолжительностью 5, 7 ,10 дней», – поясняет коммерческий директор АЛЕАН.
Куда едут туристы за оздоровительным отдыхом
По словам Оксаны Булах из АЛЕАН, наиболее популярными направлениями санаторно-курортного лечения являются курорты Кавказских Минеральных Вод, Сочи, Анапы, Белокуриха (Алтай) и Крым. Стабильным остается спрос на лечение в санаториях Белоруссии. Средняя продолжительность санаторных туров у туроператоров – 10-14 суток.
Дмитрий Шаров, генеральный директор туроператора «Мультитур», говорит, что востребованность санаторного отдыха в Ставропольском крае осталась на уровне прошлого года. «Прослеживается стабильность в выборе санаториев КМВ. Преобладают продажи топовых объектов невысокого уровня», – сообщил он. При этом у «Мультитур» хорошо бронируется средний уровень и топовые санатории, такие как «Центросоюз-Кисловодск» в Кисловодске, санаторий «Шахтер» в Ессентуках.
В летний период спрос на лечебные туры в краснодарский регион стал падать, и это также связано с завышенными ценами на санатории летом
Несколько особняком от других санаторных курортов Юга России стоит Сочи, говорит Дмитрий Шаров из «Мультитур». Он отмечает, что на летний период спрос на лечебные туры в краснодарский регион стал падать. «В основном туристы едут на пляжный отдых и это также связано с ценой, которая, наоборот, стала сильно завышена на санатории летом», - поясняет топ-менеджер. Он уточняет, что здесь аудитория и в плане возраста, и в плане бюджета – самая разнообразная, так как инфраструктура Сочи за последние годы значительно улучшилась
По оценке г-на Шарова, больше всего в этом году в спросе на санитарно-курортное лечение упал Крым. Среди факторов этого глава ГК «Мультитур» называет «увеличение цены и открытие Турции». В Крыму, если туристы целенаправленно едут в санатории для получения определённого лечения, средняя продолжительность пребывания составляет около 14 дней. «Если же туристы размещаются в отелях и пансионатах, то средняя продолжительность составляет в районе 10 дней, – анализирует Дмитрий Шаров. – Роста спроса в более дорогом сегменте не отмечается, всё так же пользуются большей популярностью средний сегмент и приближённый к эконом-уровню».
Межсезонье – «золотое время» санаториев
В топе запросов туристов в «санаторном» сегменте у «НТК Интурист» - туры эконом и среднего класса. «В основном, туристы, которые едут на лечение, предпочитают пользоваться услугами санаториев в межсезонье, поскольку это более комфортное время именно для лечения. К тому же в этот период дают хорошие цены: на 30-50% дешевле летних месяцев. Конечно, в оздоровительные туры едут и летом, ведь именно это основная пора отпусков и многие стараются совместить отдых с лечением», – пояснили в пресс-службе «НТК Интурист».
Межсезонье – более комфортное время именно для лечения. К тому же на этот период многие санатории дают хорошие цены, на 30-50% дешевле летних месяцев
Высокий спрос туристов именно на период межсезонья, по информации «Мультитур», характерен прежде всего для санаторных объектов Краснодарского края. По мнению г-на Шарова, это связано со многими факторами, как-то, с более привлекательной ценой, большим количеством акций по размещении и допуслуг, более доступными авиа и железнодорожными билетами.
Сколько стоит отдохнуть в санатории в России этим летом
Ряд участников рынка говорит, что большинство санаториев и пансионатов, если и повысили стоимость своих услуг, то не сильно. «Повышение цен на оздоровительные туры некритичное - 10-15%, что к снижению спроса не привело», – говорит Анна Филатовская из ICSTravelGroup, подчеркивая, что хорошие санатории бронируются на полгода вперед. По данным эксперта, в мае минимальная сумма на размещение в санаториях и пансионатах Ставрополья, Крыма и Краснодарского края составляет порядка 1250 руб. в сутки на человека.
В «НТК Интурист» также согласны с тем, что санатории в большинстве своем значительно цены на размещение не поднимали.
«Рост составил не больше 5-10%, а некоторые оставили цены уровня прошлого года. Конечно, есть и исключения, где цены подняли на 40-50%, но это больше связано с полной реконструкцией санатория или изменения политики санаторного комплекса. Динамика продаж показывает, что спрос на санатории будет на уровне прошлого года», – отметили в пресс-службе туроператора. По информации представителей компании, минимальные цены на санаторный отдых в мае (без учета авиа и ж/д переезда) в Анапе и Сочи составляют от 16 200 рублей на человека на 12 ночей (проживание, трехразовое питание, лечение). По Крыму цены у оператора стартуют от 19 200 рублей на человека на 14 ночей (проживание, трехразовое питание, лечение).
Рост цен на санатории различного уровня на Юге России по сравнению с 2016 годом составил от 2 до 25%, но в среднем это 10%
По данным АЛЕАН, сегодня средняя глубина продаж оздоровительных туров сегодня составляет 3 – 4 месяца, но может доходить и до года. Средняя сумма за поездку в отечественный санаторий составляет 50 – 70 тысяч рублей с человека на 14 дней (проживание, питание, лечение).
По оценке Дмитрия Шарова из «Мультитур», в оздоровительных учреждениях КМВ «цены из года в год повышаются, и в среднем, рост в 2016 году составил примерно 10%». Минимальная сумма размещения в санаториях Ставропольского края, по словам топ-менеджера, начинается от 2350 руб. (включая лечение). «Постоянные клиенты, которые посещают санатории из года в год, бронируют путевки в санатории несмотря на рост цен», – говорит он.
В Краснодарском крае же эксперт отмечает сильное повышение цен на летний период: так в сравнении с прошлым годом стоимость размещения в некоторых объектах размещения увеличилась более чем на 25%.
«Многие санаторные учреждения мотивируют повышение увеличением коммунальных платежей, необходимостью ремонта, закупкой оборудования, переходом на более качественное питание. Однако это происходит не во всех санаториях: единицы все же оставили цены прошлого года или увеличили их не более чем на 2-3%. В результате они имеют более выигрышные позиции в текущем спросе», – подчеркивает руководитель «Мультитур».
Те санатории, которые все же оставили цены прошлого года или увеличили их не более чем на 2-3% сегодня пользуются наибольшим спросом
В мае стоимость размещения на одного взрослого у туроператора в санаториях Краснодарского края начинается от 1300 руб. в сутки. Такой прайс, например, можно найти, в таких объектах оздоровительного комплекса как «Малая Бухта», «Красная Талка», «Заполярье», «СССР», «Русь» (в Анапе, Геленджике).
Повышение цен произошло и в Крыму: там объекты размещения увеличили стоимость примерно на 8-10% по сравнению с прошлым годом, и это, как говорит Дмитрий Шаров, непосредственно является одним из факторов снижения спроса на санаторные услуги. Средняя стоимость оздоровительного тура в Крым в мае составляет от 40 до 60 тысяч рублей за 2-х местный номер (включая трехразовое питание и лечение).
За счет чего возможен рост
Отвечая на вопрос «Вестника АТОР» за счет каких факторов отечественный санаторно-курортный комплекс может нарастить поток туристов, туроператоры сошлись во мнении, что это возможно благодаря целому ряду качественных улучшений, как в развитии самой курортной инфраструктуры, так и за счет более широкого продвижения таких услуг, доведения информации об их улучшения как до самих туристов, так и до турбизнеса.
Для активизации спроса на санатории необходима большая информированность агентов и самих туристов о возможностях санаториев
«Для активизации спроса на санатории необходима большая информированность агентов и самих туристов о возможностях санаториев, поскольку в большинстве этих учреждений есть сильная лечебная база, которая постоянно обновляется и улучшается», – говорят в «НТК Интурист», отмечая при этом и важность «положительных отзывов отдыхающих», а также работу на местах опытного квалифицированного персонала».
Оксана Булах из АЛЕАН считает, что нужно сосредоточиться на улучшении транспортной доступности, развитии необходимых природных лечебных факторов, постоянном повышении уровня сервиса и качества инфраструктуры. В качестве примера успешности подобной синергии она называет Азербайджан, который в последнее время востребован как направление оздоровительного отдыха. «Здесь активно развивается санаторно-курортная инфраструктура, строятся оздоровительные комплексы высокого уровня», – говорит г-жа Булах.
Дмитрий Шаров из «Мультитур» считает ключевым ценовой фактор. По его мнению, увеличить спрос можно посредством снижения цен на путевки в бархатный сезон, например, в августе, сентябре и октябре.
Подробнее об особенностях тдыха на курортах Кавказских минеральных вод можно прочитать в Мастер-классе, подготовленном туроператором Алеан >>> |