Оксана Булах: «Турист готов возвращаться на наши курорты, если они готовы сделать адекватное предложение»

О том, каким видится предстоящий летний сезон на внутреннем рынке, как изменились цены на  отечественных  курортах и какие новинки для лета-2017 приготовил Национальный туроператор АЛЕАН – в интервью «Вестнику АТОР» рассказала Оксана Булах, коммерческий директор компании.

– В настоящее время много разговоров о том, что ждет российские курорты в этом году в связи с возвращением Турции и с укреплением курса рубля, стимулирующим выездной турпоток. Ваше мнение: на что можно рассчитывать в этом сезоне?

– Сезон может пройти вполне успешно, если все участники рынка снимут розовые очки, сменят свои завышенные ожидания на объективную оценку ситуации.

Конечно же, это сделать непросто. «Звездная болезнь» зацепила многих. Когда туристы стояли в очередь, их количество превышало возможности отельной базы наших курортов, казалось, что теперь так будет всегда и лето 2017 пройдет не хуже. Каждый отельер думал «уж на мою долю туристов точно хватит». Отсюда- завышенные цены, ужесточение условий для туроператоров, увеличение доли квот на «прямые продажи».

– Как выросли цены на отдых в отелях Краснодарского края и Крыма? Как это сказалось на продажах, что показали итоги РБ?

– Рост цен на разных курортах варьируется: в Абхазии цены выросли  на 7%, в Крыму средний рост – 10 -15%, по Сочи также 10-15%, Геленджик– 7-10%,  в Анапе эта цифра составила от 0 до 5%. Доходы населения снижаются, что естественно приводит к повышению требований клиента по соотношению цены и качества. Сейчас в агентствах достаточное количество примеров, когда турист просит рассчитать тур в Сочи, Крым и Турцию, и выбирает по лучшему соотношению цена-качество. То есть турист готов возвращаться на наши курорты, если курорты готовы сделать адекватное предложение.

Сезон может пройти вполне успешно, если все участники рынка снимут розовые очки, сменят свои завышенные ожидания на объективную оценку ситуации

Именно это и показали продажи по РБ. Они начались раньше, чем в 2016 и прошли более активно. Ноябрь –январь показали прирост по отношению к аналогичному периоду 2016 года. Что укрепило отельеров в их завышенных ожиданиях. Но начиная с февраля картина изменилась, продажи упали, причем это коснулось не только операторов, но и прямых продаж отелей. Сегодня, по нашей статистике, снижение спроса по Югу России составляет 10%. Сейчас многое зависит от того, насколько быстро отели примут изменение спроса и пересмотрят свою ценовую политику.

Подобная ситуация не первый раз возникает на рынке, она повторяется после каждого удачного сезона. Наиболее показательна история Анапы в 2015 году, когда после наплыва «не доехавших в Крым» туристов отели подняли цены и потеряли в итоге 30% турпотока. Попытка снизить цены в середине июня уже не повлияла на итоги сезона.

Также негативно на спрос влияет повышение цен на перевозку. В ряде регионов рост стоимости авиабилетов на наши курорты составил от 10 до 30%.

– Как вы считаете, каковы шансы на массовое снижение цен на наших курортах? 

–Пока мы видим единичные примеры снижения цен отельерами Анапы и Крыма – от 10 до 15%. Кстати, по этим отелям сразу увеличивается спрос.

Снижение спроса по Югу России составляет 10% и сейчас многое зависит от того, насколько быстро отели пересмотрят свою ценовую политику

Удалось сохранить спрос на уровне прошлого года и тем объектам, которые взвешено подошли к своему ценообразованию, сохраняющим хорошее соотношение цены и качества. Надеемся, подтянутся за ними и другие, и не в июне. А пока продолжаем вести переговоры с партнерами, пытаемся на цифрах убедить их не откладывать изменение цен.

– Как вы оцениваете готовность отечественной отельной базы к лету-2017? 

– Здесь тоже картина неоднородная. Прошлым летом наши отели получили бесценный опыт. Во-первых, многие из них впервые отработали целый сезон на максимальной загрузке, что выявило ряд проблем в организации обслуживания и питания гостей. Во-вторых, отели получили нового туриста – с «зарубежным опытом», то есть на практике увидели ожидания такого туриста, сформированные опытом отдыха за границей.

И те, кто ориентирован на развитие и возвратного гостя, к новому летнему сезону учли этот опыт и поработали над качеством, расширили сервисные и инфраструктурные опции.

Выросло количество отелей готовых формировать продукт, а не только продавать койку и питание. Всё больше отелей переходит на систему обслуживания «всё включено», которая крайне востребована среди российской аудитории туристов.

– Внедрение системы «все включено» на российских курортах – это еще один предмет для дискуссий. Как вы считаете, нужен ли такой формат в принципе в России? Если да, то есть ли такие достойные отели в предложениях АЛЕАН на лето-2017?  Сколько в целом в вашей базе отелей, которые работают по системе «все включено»?

– Отдых по системе «Всё включено», повторюсь, крайне востребован среди российской аудитории туристов, особенно у семей с детьми. Пока на наших курортах отелей, работающих по этой системе, немного, но их количество растет ежегодно.

Что касается качества реализации, объема опций, включенных в стоимость, то, как и в Турции, все это очень сильно отличается от отеля к отелю.

Выросло количество российских отелей, готовых формировать продукт, а не только продавать койку и питание. Всё больше отелей переходит на систему обслуживания «всё включено»

Я бы выделила 3 условные группы. Первая – это отели высокого уровня, предлагающие All Inclusive, максимально приближенный к стандартам хороших турецких отелей.

Таких пока единицы: «Прометей клуб» (Лазаревское) и отели Alean Hotel Group: клубные отели «Ривьера-клуб Отель & SPA» 4*и «Довиль Отель & SPA» 5*в Анапе – здесь работает система «ультра-все включено». И речь в этом случае идет не только о максимально расширенном питании и выборе алкоголя, но и о сервисах – это насыщенная анимационная программа для гостей всех возрастов, вечерние шоу с артистами в т.ч. из Москвы, SPA, бассейны, консьерж-службы и т.д.

Вторая группа – это отели среднего уровня. Они предлагают более скромный выбор опций промежуточного питания и алкоголя, здесь не столь серьезен размах анимационных мероприятий, и ориентированы они в основном на детскую аудиторию (за исключением вечерних программ), намного меньше доп.сервисов включено в пакет. Таковы, например, отель «Сосновая роща» 3* в Геленджике, пансионат «Славянка» и отель «Олимп» в Анапе, КСКК «АкваЛоо»и Парк-отель «Морская даль» в Сочи,  парк-отель «Романова», «Империя», FamilyResortв Евпатории.

Третья группа – отели более бюджетного формата. Здесь стандартное 3-разовое питание расширено местным алкоголем, «перекусами» из выпечки 2 раза в день, есть детская анимация. Примеры: «Orchestra Horizont Gelendzhik Resort» (Геленджик), «Капля моря» в Крыму, Фея 3 в Анапе и т.д.

– АЛЕАН – ведущий туроператор на внутреннем рынке. И кому как не вам знать, как меняются предпочтения туристов. Какие перемены в настроениях туристов вы отмечаете? Есть ли тренд в сторону удорожания отдыха или удлинения периода отдыха?

– Продолжается рост спроса на санаторно-курортное лечение. Это тенденция последних нескольких лет.

На пляжных направлениях снизился, по сравнению с прошлым годом, спрос на средства размещения высокого уровня – из-за возврата туристов на зарубежные курорты. Также сократились продажи эконом сегмента – часть потребителей этого продукта этим летом останется дома, часть перейдет в «частный сектор».

При этом практически не изменился спрос на отели среднего уровня с качественной инфраструктурой и разумной ценой.

На пляжных направлениях снизился, по сравнению с прошлым годом, спрос на средства размещения высокого уровня – из-за возврата туристов на зарубежные курорты

Продолжительность отдыха россиян на Юге также не изменилась – 9-10 суток. Сократилось количество туристов, выбирающих отели без питания или на базе завтраков, предпочтения отдаются пакетам с 3-разовым питанием. Средняя стоимость тура практически не претерпела изменений – по Сочи и Крыму она выросла в пределах 10% и составляет 29 000 и 27 400 рублей соответственно (10 суток), по Анапе – снизилась на 5% и составляет 28500.

Также продолжает расти спрос на пакетные туры с авиаперелетом.

– До старта летнего сезона осталось совсем немного времени. С какими программами и планами вступает в новый сезон АЛЕАН? Будут ли громкие премьеры и другие важные новинки? 

– Конечно. Во-первых, мы существенно улучшили систему динамического пакетирования. Автоматизированы многие процессы, что упростит бронирование агентами такого продукта: актуализация цен происходит фактически в момент запроса, авиабилет не требует последующего подтверждения, автоматизирована выписка авиабилетов через личный кабинет турагента, появилась возможность выбора тарифа авиаперевозчика (с багажом/без, возвратный/нет) и т.д. Это также позволило расширить географию наших предложений с авиаперелетом.

Теперь у АЛЕАН актуализация цен происходит фактически в момент запроса, авиабилет не требует последующего подтверждения, появилась возможность выбора тарифа перевозчика

Во-вторых, мы предложили абсолютно новый подход в формировании экскурсионных туров. В этом сезоне мы опробуем его на рынке Санкт-Петербурга и в последствие планируем применить его на других направлениях. Весь сезон – с мая по октябрь – доступны для бронирования несколько вариантов «цикличных» туров с заездом с любого дня на любое количество дней, что снимает проблему присоединения к группам туристов из различных регионов. Также программы различаются набором включенных в стоимость услуг: классика – 1-2 экскурсии в день, лайт – наличие свободных дней, насыщенные – 2-3 экскурсии ежедневно, питание – завтрак и ужин. Также стала доступна возможность онлайн-бронирования дополнительных экскурсий. Подкорректирован ассортимент базовых отелей. Все это в совокупности привело не только к упрощению продаж экскурсионного тура, но и к существенному снижению его стоимости.

– Удалось ли компании расширить отельный фонд в этом году? Есть ли эксклюзивы? 

– Мы ежегодно расширяем ассортимент продуктовых предложений и увеличиваем объем квот. В этом сезоне мы усилили свои позиции в Центральном Сочи и Лазаревском р-не – заключили эксклюзивные контракты с санаториями «Заполярье», «Морская даль», «Спутник», «Горный воздух». Увеличили ассортимент объектов в Крыму и Абхазии.

В эксклюзиве у нас на лето такие объекты, как «Санрайз Гарден», «Галактика», «Афон Дакир» – в Абхазии, «Капля моря», «Легенда», «Империя», FamilyResort, «Романова» – в Крыму

В эксклюзиве у нас на лето такие объекты, как «Санрайз Гарден», «Галактика», «Афон Дакир» – в Абхазии, «Капля моря», «Легенда», «Империя», FamilyResort, «Романова» – в Крыму.

– Турагентский рынок столкнулся с сокращением размера комиссии. Какой политики в этом вопросе придерживаются в АЛЕАН? Какой будет сумма комиссии в этом году?

– АЛЕАН всегда ставил во главу угла интересы своих партнеров – турагентов. И сейчас, в непростые для агентского рынка времена, мы тем более останемся максимально лояльными. Туроператор не меняет свою бонусную программу, размер комиссии для турагентств остается прежний – это 10-14% в зависимости от объема продаж. Все дополнительные бонусы мы также сохраняем в прежнем объеме.

– Компания много вкладывается в обучение агентов. Какие мероприятия запланированы для агентского корпуса в этом году? Как с помощью АЛЕАН можно узнать больше о российских курортах?  Проводится ли по итогам обучения какая-то аттестация агентов?

– Каждый год туроператор АЛЕАН традиционно организует большое количество мероприятий для турагентсткого сегмента. Это около 40 рекламных туров по различным направлениям России и странам СНГ, обучающие вебинары по популярным направлениям, в весенний период проводится серия семинаров в более чем 50 городах страны, а также странах ближнего зарубежья.

Туроператор не меняет свою бонусную программу, размер комиссии для турагентств остается прежний – это 10-14% в зависимости от объема продаж

На постоянной основе действует «Школа менеджеров внутреннего туризма», которая позволяет не только получить необходимую информацию, но и оценить свой уровень знаний, пройдя тестирование. Мы разделили обучение на 2 уровня: юниор и профи. Каждый специалист в зависимости от своего опыта и знания, найдет то, что ему необходимо. За лучшие результаты теста, обучающиеся получают еще и подарки.

– Какие бы аргументы в пользу работы на внутреннем рынке вы бы привели для тех агентов, которые пока не решились продавать туры по России?

– В первую очередь – это большое разнообразие направлений и видов отдыха, курортов и природно-климатических зон. Для любителей экскурсионного отдыха доступно огромное количество уникальных объектов показа – природных, археологических, культурных и т.д. Важную роль играет транспортная доступность и отсутствие виз, цена на туры, которая не зависит от колебаний валюты, отсутствие языковых барьеров  – что особенно важно для семей с детьми, в том числе использующих медицинскую помощь на курортах.

У АЛЕАН работает для турагентов «Школа менеджеров внутреннего туризма», которая позволяет получить необходимую информацию и оценить свой уровень знаний, пройдя тестирование

Во-вторых, есть большой сегмент россиян, которые отдыхают только на российских курортах. Это туристы, не имеющие загранпаспортов (около 90% населения), невыездные сотрудники (более 4 000 000), консерваторы (отдыхают много лет в Анапе, Сочи, Крыму и т.д., которых все устраивает), те кто «открыли» Россию в 2015-2016 годах и им понравилось. А также семьи с детьми, отдыхавшие обычно в Турции или Египте, для которых безопасность сегодня имеет высокий приоритет.

К тому же на отечественных курортах появляется все больше отелей с качественным сервисом и высокими стандартами обслуживания. А сфера санаторно-курортного лечения не имеет зарубежных аналогов ни по качеству услуг, ни по эффективности лечения. 

 
 

Поделиться

Подпишитесь на рассылку АТОР