Андрей Пантелеев: «Музеям надо вовлекать туристов в живую историю»

О том, какой туризм развивается сегодня в Тюменской области, какие маршруты готов предложить регион федеральным туроператорам, и как можно выстроить работу с музеями так, чтобы они привлекали туристов, «Вестник АТОР» беседует с Андреем Пантелеевым, директором департамента потребительского рынка и туризма Тюменской области.

Андрей, как сегодня можно охарактеризовать динамику турпотока в Тюменскую область?

– Если говорить о динамике, то мы фиксировали плавный рост турпотока в регион до 2014 года, а с 2014 по 2016 год в область приехало, по нашим подсчетам, на 15% туристов больше. Но по ряду направлений в прошлом году был и очевидный провал – связанный, прежде всего с детскими группами – после всем известного несчастного случая в Ханты-Мансийске. Но, как говорится, нет худа, без добра – это заставило и нас, и бизнес, задуматься и вырабатывать новые форматы работы с теми же детскими группами и сотрудничать теснее, чем раньше.

– В чем, например, это выражается?

– Мы выступаем здесь неким медиатором взаимоотношений турбизнеса и образовательных учреждений. Сегодня совместно с департаментом образования области мы разрабатываем информационный интернет-портал. С его помощью каждый директор школы будет иметь доступ ко всем тем экскурсионным предложениям туроператоров, которые соответствуют текущим требованиям по обеспечению безопасности.

Такая система призвана не просто выдать список гарантированно безопасных маршрутов, она «расширяет картинку» у школьной администрации. Зачастую, что скрывать, все ездят по 4-5 маршрутам, и нового просто не видят. Здесь же, за счет того, что на портале будет более детальное описание туров, можно будет самостоятельно формировать программу. Например, наполнять ее какими-то квестовыми историями, вовлекающими детей в изучение музейных экспонатов, экспозиций и т.д.

– Что с перспективами этого года по другим видам туризма в регионе? В чем и где Тюменская область наиболее сильна?

– Скажу так. Тюменская область является лидером по объему инвестиций в основной капитал. За последние десять лет этот показатель вырос более чем в три раза. Средства направлялись в том числе и на инфраструктуру HoReCa, на восстановление музеев, исторических памятников, вкладывались в дороги.

Особенно значительные инвестиции региона в последнее время направлялись в Тобольск.

Напомню, что в Тюмени официально открылся аэровокзальный комплекс международного аэропорта «Рощино» после глобальной реконструкции, который мы рассматриваем как будущий межрегиональный авиационный хаб. Если посмотреть на Тюменскую область на карте России, то она находится практически в ее середине. А теперь вспомните, как сегодня летают из Красноярска в Уфу? Через Москву. Путь через Тюмень короче и дешевле. Поэтому мы считаем, что такой межрегиональный хаб, которым может стать наш обновленный аэропорт, будет еще одним инструментом повышения доступности внутреннего туризма в России.

Что касается тех видов туризма, которые мы рассматриваем как перспективные, то это, конечно, промышленный туризм, возможности которого, к сожалению, использованы областью не до конца. Это туризм «классический» - культурно-познавательный. В регионе развивается медицинский и оздоровительный туризм, паломнический туризм, событийный туризм.

– Давайте поговорим о медицинском и оздоровительном туризме. В каком состоянии база для него в области? 

– Напомню, что в Тюмени построен многопрофильный клинический медицинский центр– это большой проект федерального значения. Здесь есть несколько крупных, оснащенных по последнему слову техники медицинских комплексов, которые занимаются лечением сложных заболеваний, в первую очередь – онкологии.

Специально для иногородних пациентов разработана услуга комплексной диагностики всего организма (СНЕСК-UP). Чек-ап программы давно завоевали популярность среди медицинских туристов по всему миру, благодаря своим основным преимуществам - пациент может пройти полное или узкоспециализированное обследование за короткий промежуток времени на базе одной клиники (от 1 до 3-х дней). В Тюменской области медицинским туристам предлагают различные готовые пакеты Чек-ап, и они становятся востребованы все больше.

Сегодня высокотехнологичная медицинская помощь оказывается практически по всем профилям, определенным Минздравом. В медицине мы видим потенциал и для иностранных туристов, прежде всего из стран ближнего зарубежья.. Динамичное развитие Тюменского здравоохранения при поддержке Правительства области привело к освоению ведущих мировых технологий, ни в чем не уступающих сегодня дорогостоящим федеральным и зарубежным аналогам. Официальная статистика медицинских учреждений Тюмени показывает, что количество въездных медицинских туристов ежегодно растет.

Санаторно-курортная база области также сегодня располагает большим потенциалом – как для межрегионального потока, так и для привлечения столичных гостей. Выделю здесь очень мощный федеральный оздоровительный комплекс в Тараскуле, ориентированный на восстановление после кардиологических заболеваний, и региональный санаторный комплекс «Сибирь». В последнем– отличная ирригационно-оздоровительная база с акцентом на грязевые ванны. Загруженность этих объектов всегда почти стопроцентная, они очень востребованы. Здесь отдыхают жители столиц и городов центрального федерального округа России.

Мы начинаем более активно продвигать наши минеральные воды и сапропелевые грязи. Они в Тюменской области – на уровне самых высоких мировых стандартов. Жители соседних областей уже отлично осведомлены и едут на наши термальные минеральные источники. Это направление очень перспективно.

– Если говорить о культурно-познавательном туризме, то за чем едут сюда «классические» туристы? Насколько готов регион к росту потока из столиц и отдаленных от Тюмени регионов и что для этого делается?

– Вопрос связан с туристическим имиджем Тюмени. Как нас воспринимают в других регионах России? Первая «картинка» – это все, что связано с купечеством, с Сибирью и ее историей: общепризнанный факт, что город Тюмень — это первый город Сибири.

Вторая история – это наше нефтяное прошлое и настоящее. Про третье мы уже поговорили – это наши минеральные воды и санатории.

Если говорить о «сибирском» туризме с культурно-познавательной спецификой - это как раз то, что может привлечь сюда и московского, и питерского, и зарубежного туриста. Область готова таких туристов принимать, в том числе в составе организованных групп.

Настоящей жемчужиной Сибири является город Тобольск — третий духовный центр России, признан Священным Синодом наряду с Москвой и Санкт-Петербургом. Тобольск для туриста мы позиционируем как «Открытие духовной столицы России».Это и Тобольский кремль, и музеи, и старинные особняки… . Это город, откуда управлялась вся Тобольская губерния от Вятки и до Камчатки, город Менделеева, Ершова, Алябьева.

Тобольск сегодня – центр притяжения организованных туристов из других регионов в нашей области. Важную роль в этом сыграл и наш брендовый маршрут «Врата Сибири» (Тюмень – Тобольск), утвержденный в 2016 году Комитетом по импортозамещению в туризме как часть федерального импортозамещающего маршрута «Великий Чайный путь».

Я каждый год приезжаю сюда и вижу, как меняются в лучшую сторону не только улицы, освещение, объекты культурного наследия, отели Тобольска. Вижу и то, как меняется подход тобольских музеев к выстраиванию своей экспозиции для привлечения туристов, как вводится интерактив, как музеи переходят от сухого представления артефактов к живому вовлечению туриста в историю. Есть здесь и развлекательная составляющая: недавно открылся горнолыжный комплекс «Алемасова».

– Какие еще объекты в Тюменской области сегодня перспективны для приема организованных групп из других регионов?

– После Тобольска, это, безусловно, Ялуторовск. Это не конкуренты, они дополняют друг друга. Ялуторовская тема – это тема декабристов, которые были здесь в ссылке. Их пребывание здесь серьезно сказалось на культурном развитии города в целом. Так, туристы могут увидеть здесь школу для девочек, которую построили декабристы. Здесь можно посмотреть, как детей того времени обучали письму в несколько стадий: первой, из которых, были специальные парты с насыпанным в них песком – чтобы тренироваться в письме на песке и не портить бумагу. В Ялуторовске очень хорошо сейчас развиваются мероприятия по проведению балов – и это тоже культурный элемент, который принесли с собой декабристы и их жены.

Наконец, Ялуторовск – это и наше сибирское казачество. На базе восстановленного здесь острога мы показываем туристам быт того времени, традиции казаков (например, казачью свадьбу), каторгу – как она выглядела, выходим на тему народных промыслов Сибири, проводим различные мастер-классы для посетителей.  Программа Ялуторовского острога очень живая и интерактивная –  лично испытал на себе и очень рекомендую объект для семейного посещения.

Рядом с Ялуторовском находятся два казачьих подворья. Одно из них – в соседнем селе Голышманово. На их базе мы показываем туристам царскую русскую охоту – на лошадях, с русскими борзыми, гончими, без оружия. Мне посчастливилось принять участие в этом мероприятии и могу сказать, что такая охота захватывает дух.

Есть у города и событийно-гастрономический аспект для привлечения туристов. Ялуторовск – это блинная столица России. Здесь мы каждый год печем и переворачиваем наш известный трехметровый блин. И люди все больше приезжают посмотреть, перевернем ли мы его в этом году. Кроме этого, город знаменит своими конфетами «Гулливер», которые в советское время Ялуторовская фабрика делала для всей страны, и продолжает делать сейчас. Могу с уверенностью сказать, что это один из вкуснейших «Гулливеров», который я ел в своей жизни.

К сожалению, в Ялуторовске есть и объективные проблемы – удаленность от Тюмени и Тобольска, а также проблемы с наличием достаточного количества объектов размещения туристического класса в самом городе и рядом.

– Вы упомянули об изменениях в подходе музеев к работе с туристами в Тюменской области. Какие перемены здесь происходят в регионе на организационном уровне?

– На сегодняшний день принято решение об объединении всех музеев области «под одной крышей». Для чего это сделано? Для того, чтобы усилить ряд откровенно «слабых» объектов показа для туристов. У ряда «сильных» музеев есть очень много интереснейших вещей в фондах, которые не выставлены, а они бы очень сильно пригодились для экспозиции других музеев, усилили бы их. Если мы хотим быть в тренде, нам надо, чтобы музеи «продавались» - в хорошем смысле этого слова. Чтобы в музеи шли туристы, музеям надо меняться. Соревнования между музеями никому не нужны, они уже всем надоели. История у нас одна.

Я уже упоминал Тобольск – и это пример, который показал, что с музеями можно и нужно работать по-другому, активно внедряя интерактив для туристических групп. Когда там из тюремного замка сделали хостел, и организовали для туристов квест «Побег из тюремного замка» - посещаемость выросла очень существенно. При этом важно грамотно «скрестить» интерактив для туристов и не помешать функции музея как образовательного центра для подрастающего поколения. Я считаю, что в Тобольске это у нас получилось и это отличный пример того, как можно и нужно работать.

– Какие перспективы на 2017 год видит регион с привлечением федеральных туроператоров к продаже ваших маршрутов, в том числе и брендового маршрута «Врата Сибири»?

– Мы полагаем, что у Тюмени большие перспективы в этом отношении. Дело в том, что на базе наших существующих межрегиональных маршрутов уже сформированы те турпродукты, которые практически не адаптируя можно подать федеральным туроператорам. Это не голословное утверждение – так полагают и эксперты Комитета по импортозамещению в туризме при Министерстве культуры РФ.

Кстати, именно после доработки с участием экспертов Комитета наш брендовый маршрут «Чайный путь – Врата Сибири»вышел на коммерческие рельсы как часть магистрального федерального маршрута. Здесь были доработаны логистика, размещение, ценовая составляющая. На маршрут уже вышли туроператоры, он работает.

Поэтому в части сотрудничества с федеральными туроператорами по нашим маршрутам, которые мы планируем выводить на российский рынок, мы полагаемся на экспертизу Комитета по импортозамещению. Комитет является для нас интегратором лучших практик в экскурсионном туризме страны. Но не только: взгляд экспертов комитета на наши маршруты – он сторонний. А это очень важно:эксперты могут объективно оценить те погрешности, которые мы сами не видим, и подсказать оптимальные решения.

Сегодня с участием специалистов Комитета мы прорабатываем ряд проектов на территории Тюменской области, посвященных гастрономическому туризму. В этом году мы хотим привлечь к одному из гастрономических мероприятий новых партнеров и сейчас выбираем, с кем именно будем интегрироваться. Думаю, что благодаря широкому кругу контактов Комитета по импортозамещению, мы можем пригласить в наш регион весьма интересных партнеров.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР