Спрос на туры по России в период майских праздников снизился в этом году от 10% до 50% в зависимости от направления. Среди факторов, определивших такую динамику – плохая погода. Туристы решили переждать холода дома. Но это, разумеется, не все.
Какова глубина падения по направлениям
По оценкам туроператоров в этом году спрос на майские праздники упал по большинству внутренних направлений. При этом сам ТОП-лист самых популярных российских направлений в этом году не изменился. В него вошли Краснодарский край, Крым, Подмосковье, экскурсионные направления (Петербург, Казань, Золотое Кольцо) и Кавказские минеральные воды.
В Краснодарском крае, как и годом ранее, туристов интересовали отели, предлагающие большой спектр услуг на своей территории. Наибольшим спросом пользовались отели уровня 3-4* с трехразовым питанием или системой All Inclusive. На эти майские праздники чаще всего туристы приезжали сюда на 5-7 дней. В целом спрос на курорты Краснодарского края в сравнении с прошлым годом снизился, по разным оценкам, на 10-20%.
Наибольшим спросом в Краснодарском крае на майские праздники пользовались отели уровня 3-4* с трехразовым питанием или системой All Inclusive
Крымпотерял на эти майские 30-40% турпотока в сравнении с майскими праздниками прошлого года. Запросы туристов относительно типа размещения по этому направлению были примерно аналогичным запросам по Краснодарскому краю.
Курорты Кавказских минеральных вод в этом году «просели» до 30%. Впрочем, в некоторых компаниях это направление, напротив, демонстрирует рост до 5%. Туристы бронировали здесь в основном санатории среднего уровня.
«В этом году спрос на майские праздники в Кавминводах упал на 30% по сравнению с маем прошлого года. На спросе отрицательно сказывается и то, что многие санатории просто не продают санаторно-курортные путевки сроком менее 10 суток. К тому же многие объекты размещения здесь предоставляют спец предложения и акции для прямых клиентов, и это ведет к снижению спроса у туроператоров», - отмечает генеральный директор туроператора «Мультитур» Дмитрий Шаров.
В этом году спрос на майские праздники в Кавминводах упал на 30%. На спросе туроператоров отрицательно сказывается политика скидок прямым клиентам и длинные минимальные сроки заездов
Турпоток по направлениям экскурсионного отдыха в России в целом снизился в пределах 30%, но при этом отдельные направления показывают уровень прошлого года и даже небольшой рост, сообщают в компании Национальный туроператор АЛЕАН. На эти майские праздники туристы заранее приобретали туры с размещением в гостиницах класса не менее 4, а более бюджетные варианты продавались ближе к вылету\выезду. Средняя продолжительность экскурсионных туров по всем направлениям в России составила на эти майские праздники 3-5 дней.
Подмосковье в этом году «просело», но незначительно. Негативно на спросе отразился рост цен на размещение, который происходит ежегодно и особенно заметен в праздничные дни. Туристов здесь интересовали объекты средней категории. Продолжительность отдыха составляла от нескольких дней до двух недель. В среднем, туристы платили 2,5 – 3,5 тысячи рублей за сутки. Предпочитаемый тип питания – полный пансион.
Отдых на Алтае в Белокурихе набирает популярность и на майские продажи туров сюда показали рост 3% в сравнении с прошлым годом
На всем этом не сильно позитивном фоне отдых на Алтае в Белокурихе набирает популярность и на майские продажи туров сюда показали рост 3% в сравнении с прошлым годом, отмечают в Национальном туроператоре АЛЕАН.
Общая глубина продаж туров на майские праздники по внутренним направлениям в этом году уменьшилась, констатируют все опрошенные «Вестником АТОР» туроператоры. В среднем, туры продавались за 2 недели до даты начала путешествия.
Погода, дорогая перевозка, негибкая ценовая политика
Туроператоры отмечают, что одним из основных факторов, негативно отразившихся на внутреннему туризме в период майских праздников 2017 года, стал рост спроса на выездных направлениях. Укрепление рубля сделало возможным для многих туристов возвращение к привычному зарубежному отдыху. Вернувшаяся на рынок Турция, помимо прочего, предложила туристам крайне заманчивые цены в свой «низкий сезон», что привлекло до 40% всех выезжавших на отдых туристов в прошедшие майские праздники.
Однако это не единственная причина отрицательной динамики почти по всем внутренним направлениям, считают туроператоры.
«Значительную роль на спрос по России оказывают погодные условия. Российские курорты не оказались в ТОПе и по той причине, что в период майских праздников было еще холодно. Сезон на российских курортах начнется позднее», - рассуждает гендиректор туроператора PegasTouristik Анна Подгорная.
Значительную роль на спрос по России оказывают погодные условия. Российские курорты не оказались в ТОПе и по той причине, что в период майских праздников было еще холодно
Эту точку зрения поддерживают другие опрошенные эксперты рынка. Особенно влияние погоды, отмечают они, заметно по экскурсионным направлениям – спрос ощутимо оживляется в дни улучшения погоды и также резко снижается, когда погода становится хуже.
Еще одна немаловажная причина снижения спроса – негибкая ценовая политика российских отельеров и авиакомпаний на фоне снижения стоимости туров за границу.
«Цены на перелет на майские праздники были необоснованно высоки (Анапа - около 10 тысяч рублей на человека в одну сторону, Геленджик - около 14 тысяч рублей в одну сторону, Сочи - около 7 тысяч в одну сторону). Мы видим ситуацию, когда объекты размещения существенно снижают цены ближе к заезду, привлекая туристов, а авиакомпании, наоборот, отталкивают туристов существенным повышением цен», - говорит Дмитрий Шаров из «Мультитур».
Цены на перелет на майские праздники были необоснованно высоки (Анапа - около 10 тысяч рублей на человека в одну сторону, Геленджик - около 14 тысяч, Сочи - около 7 тысяч)
Напомним, что ранее эксперты высказывали мнение, что нынешний спад спроса обусловлен, в том числе, аномальным его ростом в прошлом году. Гендиректор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин считает, что сейчас рынок наблюдает возвращение динамики спроса на Россию к привычному графику.
Но есть и плюсы
Между тем, эксперты видят в текущей ситуации и положительные составляющие. Так, например, в этом году к туроператорам чаще стали поступать заявки на туры для организованных групп.
Несмотря на то, что глубина продаж по России сократилась (опять-таки, во многом из-за погоды), но по некоторым направлениям выросла продолжительность отдыха. Так, если ранее туристы покупали экскурсионные туры продолжительностью не более 2-3 дня, теперь все чаще отдыхающих интересуют поездки продолжительностью до 5 дней.
Майские – не показатель для лета
Наконец, опрошенные туроператоры отмечают, что продажи в период майских праздников не отражают перспектив летнего сезона. Таким образом, снижение спроса в мае вовсе не означает, что летний сезон по России будет «провален». Дело в том, что год от года туристы все чаще отказываются от короткого отдыха в мае, сохраняя возможность для длинных поездок летом, а в условиях режима экономии у большинства наших сограждан этот тренд вполне логичен.
Год от года туристы все чаще отказываются от короткого отдыха в мае, сохраняя возможность для длинных поездок летом
Впрочем, все эти доводы, считают эксперты, не отменяют того непреложного факта, что отечественным курортам летом придется непросто в конкурентной борьбе с возвращающейся на рынок «заграницей».