Дмитрий Шаров: «Российские курорты нуждаются не только в субсидиях, но и в грамотных управленцах»

О том, каким видят стартовавший летний сезон в компании «Мультитур», об эксклюзивных предложениях туроператора, автобусных турах и системе «все включено», а также о том, как сделать российские курорты еще привлекательнее для туриста, рассказывает Дмитрий Шаров, генеральный директор ГК «Мультитур».

- Наступает высокий сезон. В его преддверие было много различных оценок и прогнозов о том, каким будет спрос на отечественные курорты. Как вам видится развитие ситуации?  Сможет ли внутренний рынок повторить успех прошлого года?

- Действительно, по окончании сезона 2016 года и в начале подготовки к новому летнему сезону-2017 было множество дискуссий и предположений о том, что 2017 год будет непростым для внутреннего туризма. Туроператоры не давали хороших прогнозов, однако большая часть отельеров не до конца понимала опасений туроператорского сообщества. Наоборот, отельеры убеждали, что сезон-2017 точно не уступит сезону-2016. Как оказалось, наши опасения были не напрасны: спад очевиден. По нашим оценкам, это как минимум 50% по сравнению с прошлым сезоном. Спрос едва ли сможет достичь уровня прошлого года и, скорее всего, ситуация вряд ли изменится к лучшему.

Российские отельеры убеждали, что сезон-2017 точно не уступит сезону-2016. Как оказалось, наши опасения были не напрасны: спад очевиден

- Какой стратегии на сезон-2017 придерживается «Мультитур»? На каких летних направлениях вы сосредоточили свою работу? Есть ли в этом сезоне новинки среди курортов и стран?

- В начале договорной работы в этом году и по ходу подготовки к летнему сезону мы активно убеждали отельеров не повышать прошлогодние цены.  Убеждали не производить никаких глобальных изменений в функционале объекта размещения и наборе услуг, не делать всего того, что может привести к значительному удорожанию турпродукта в целом. Это и была первая и основная стратегия, нацеленная на то, чтобы в 2017 г. не потерять турпоток и выйти на показатели 2016 г.  С этой целью мы открыли бронирования летнего сезона-2017 раньше обычного, а также предоставляли нашим клиентам возможность бронирования выгодных предложений летних туров с рассрочкой оплаты.

Традиционно, основные наши усилия были приложены к южным направлениям: это Краснодарский края, Крым и Абхазия. Что касается ассортимента, то мы расширили портфель предложений с гарантированными квотами мест. Кроме того, в этом году мы открыли новое зарубежное направление – Израиль.   

- Какие туристические направления сегодня в топе запросов ваших клиентов?

- Самыми востребованными являются пляжные курорты Краснодарского края, Крыма, Абхазии.  Есть свой клиент у лечебных курортов Беларуси, курортов Кавказских Минеральных Вод. Популярны экскурсионные туры по России. Спрос на три последние из названных направлений есть, но, к сожалению, такой активности, как в прошлом году, нет.  

Самыми востребованными в сезоне 2017 года у наших клиентов являются пляжные курорты Краснодарского края, Крыма, Абхазии

- В этом году на туристический рынок России вернулась Турция. Как это повлияло на цены отельеров Крыма и Краснодарского края?  Подорожал ли отдых в России?

- Открытие Турции отельеров южных отечественных направлений не испугало. Многие не осознали, что туристический поток перераспределится и что такого успешного сезона, как в 2016 году, вряд ли можно ожидать в этом году (а, возможно, даже и в ближайшие несколько лет). Поэтому, несмотря на опасения туроператоров, многие отельеры стали повышать цены, считая, что Турция им «не конкурент» и что у российских курортов есть собственные поклонники, которые «в любом случае» поедут отдыхать на родные просторы.

В итоге цены по южным направлениям в целом выросли в среднем на 10%-17% по сравнению с 2016 годом. Но были и такие объекты размещения, которые повышали цены даже на 30%-70%, обусловливая это переходом на другой тип питания или изменением набора услуг, входящих в стоимость.

В результате к февралю текущего года продажи стали активно падать практически по всем направлениям, кроме Белоруссии и ближайшего Подмосковья. И даже несмотря на это, отельеры неохотно шли на СПО и скидки. Только к апрелю, увидев реальные продажи и загрузку, партнеры начали задумываться и о снижении цен, и о запуске всевозможных акций и спецпредложений.

- Насколько успешной оказалась договорная кампания-2017? Сколько сегодня объектов в вашей отельной базе? На каких курортах расширилось ваше присутствие? Есть ли эксклюзивные предложения?

- В целом, если судить по количеству подписанных контрактов и наличию в этом сезоне гарантированных блоков мест, то мы достигли результатов 2016 г., а на каких-то направлениях – и превзошли их.  Договорной компанией мы довольны: результаты ее хорошие, даже несмотря на тренд ежегодного увеличения количества объектов, которые хотят работать с туроператорами только по жестким блокам. На сегодняшний день мы представляем выбор из более чем 1500 отелей и около 750 экскурсионных программ. Наша задача – и расширять ассортимент направлений, и увеличивать ассортимент предложений внутри них самих.

Эксклюзивных предложений по хорошим ценам у нас сегодня достаточно. Например, стоит обратить внимание на нашу акцию «Лето - Детям», которая позволяет бронировать размещение двух взрослых и одного ребенка до 12-ти лет по выгодным ценам. Если приобретается автобусный тур, то место в автобусе для ребенка до 12-ти лет предоставляется бесплатно. Также эксклюзивные предложения представлены по многим объектам размещения Крыма, Краснодарского края и Абхазии.

Стоит обратить внимание на нашу акцию «Лето - Детям», которая позволяет бронировать размещение двух взрослых и одного ребенка до 12-ти лет по выгодным ценам

- Насколько пользуется спросом отдых по системе «все включено»? В целом, по вашему мнению, нужен ли в России такой формат? Много ли в вашем портфеле таких предложений? От какой суммы стартует стоимость, например, недельного отдыха?

- Отдых по системе «все включено» с каждым годом набирает популярность среди туристов. Особенно это было ощутимо заметно в 2016 г., когда турист с заграничных курортов переключился на российские. Систему «все включено» предпочитает целый сегмент туристов, который любит отдыхать в отелях с развитой инфраструктурой, при этом практически не покидая их пределов.

Как показывает практика, таких туристов довольно много, и они в основном ищут уединенный отдых с минимумом городской суеты и максимумом релакса.

Но есть в этом обратная сторона медали. В данный момент мы имеем множество объектов, которые видят систему «Все включено» исключительно по-своему. Так в одном объекте эта система может включать основное, промежуточное питание, алкогольные напитки в специальных зонах, подачу мороженного в перерывах между основным питанием на пляже и у бассейна, анимационные программы для взрослых и детей с мастер-классами. В другом же объекте это будет просто завтрак-обед-ужин + булочка на полдник.

И при всем этом оба этих объекта будут гордо позиционировать себя как объекты с системой "Все включено". Так, что очень часто мы сталкиваемся с тем, что тот тип питания, что позиционирует тот или иной отель по системе "All inc" совершенно таковым не является, но, увы, так его видит отель, и с этим ничего не поделаешь.

На рынке есть и примеры, когда отель, перейдя на систему «все включено», терял популярность из-за высоких цен и спрос на него падал

Определенно, система «все включено» в востребованных объектах размещения на Юге Росии нужна, и ее внедрение дает свои плоды. Но это тонкая вещь, к которой нужно подходить разумно и анализировать все моменты, связанные с переходом того либо иного отеля на систему "All inclusive". Ибо на рынке есть и примеры, когда отель, перейдя на систему «все включено», терял популярность из-за высоких цен и спрос на него падал.

Качественных предложений с системой «все включено» в нашем портфеле не так много, как нам бы хотелось. В данный момент это примерно 10-15% от общего количества объектов размещения. Это, в основном, объекты, находящиеся в сегменте «выше среднего» и премиум. Такие отели преимущественно расположены в Краснодарском Крае и Крыму: ценник на них стартует от 18500 руб. на 7 дней за неделю.

 - «Мультитур» - один из немногих ведущих туроператоров, который предлагает автобусные туры на курорты Юга. Расскажите, из каких регионов и реализуется эта программа? От какой суммы стартует стоимость тура?

- Автобусными турами мы занимаемся с 2003 года. На сегодняшний день успешно реализуем билеты и автобусные туры с выездом из Москвы на курорты Краснодарского края (Анапа, Геленджик, Туапсе, Лазаревское). Это экономичный тур.

Отмечу, что проезд к месту отдыха на автобусе дешевле, чем на любом другом виде транспорта. Туристов доставят максимально близко к объектам размещения – им не нужно будет тратиться на проезд от транспортного узла до отеля или пансионата. Время в пути на автобусе до курортов Краснодарского края составляет 22-28 часов, что вполне сопоставимо с временем проезда на скором поезде (около 24 часов), и гораздо быстрее, чем на пассажирском поезде (порядка 36 часов).

Все автобусы на наших маршрутах – современные и комфортабельные, с большим расстоянием между креслами. Плюс к этому туристов сопровождает во время поездки наш сотрудник.  Стоимость автобусного тура в Краснодарский край на одного человека с недельным проживанием стартует сегодня от 13 820 руб.

Стоимость автобусного тура в Краснодарский край на одного человека с недельным проживанием стартует сегодня от 13 820 руб.

- Один из ключевых вопросов этого года для агентского бизнеса – это размер комиссии. Какой позиции в этом вопросе придерживается «Мультитур»? Какими еще методами, по вашему мнению, можно и нужно поддержать агентов?

- Мы очень ценим работу и старания наших агентов, поэтому комиссию мы не снижали и не собираемся. Даже более того, увеличиваем ее в зимний период при бронировании летних туров. Максимальная комиссия доходила в тот период до 18 %. Агент сам мог решить, либо заработать побольше, либо дать скидку туристу, тем самым, повышая лояльность к себе. Также для агентов у нас есть несколько видов поддерживающих акций. У нас не столь высоки планки, достигая которых, агент получает повышенную комиссию или ему выплачивается единоразовая премия.

Тем не менее, отдельно отмечу акцию «Мультибонус»: она идет под знаком «подарок». Механизм следующий: при бронировании туров, участвующих в этой акции, агенту начисляется 1% от суммы на счёт в виде баллов, которые можно накапливать в течение 3-х лет. Баллы можно потратить на самые разные приятности: будь то  телевизор, ноутбук, фотоаппарат, пароварка и многое другое. Ну и главный приз – автомобиль!

- Где сегодня можно приобрести туры компании? Развиваете ли вы сегмент онлайн-продаж?

- Наши туры можно приобрести в наших офисах в Москве и Нижнем Новгороде, а также у любого из агентов, с которыми у нас заключён договор. Кстати, с недавнего времени мы стали применять договор-оферту, тем самым решив проблему бумажной волокиты и облегчив работу агентствам. Достаточно ознакомиться с договором онлайн, проставить в интерфейсе «галочки», подтверждающие согласие с ним и все - уже можно бронировать. 

Что касается онлайн-продаж, то конечно, мы, как современная компания, понимаем, что все продажи постепенно уходят в онлайн, потому что это удобно пользователю. Поэтому в ближайшие дни мы запускаем новый сайт, который будет и удобнее, и проще - как для агентов, так и для туристов. Там можно будет выбрать тур или отель, забронировать их онлайн и тут же оплатить банковской картой. 

В ближайшие дни мы запускаем новый сайт "Мультитур", который будет и удобнее, и проще - как для агентов, так и для туристов

- Много говорилось о стимулировании внутреннего туризма за счет субсидий туроператорам. Как вы считаете, насколько эта мера актуальна? Какие внутренние направления с помощью этого механизма Вы бы предложили поддержать?

- Субсидии нужно предоставлять не туроператорам, а тем курортам, которые туроператоры продают. Развивать отельную базу, давать возможность устанавливать конкурентоспособные по сравнению с заграницей цены, развивать инфраструктуру, рекламировать и продвигать наши курорты.

Из всех отечественных курортов в этом направлении движется, пожалуй, только Сочи. Мэр Сочи очень радеет за свой город и делает все возможное для привлечения туристов.

Надо развивать инфраструктуру курортных городов, назначать управлять ими хороших хозяйственников, предоставлять им субсидии и льготные кредиты

Поддерживая и развивая инфраструктуру курортных городов, назначая управлять ими хороших хозяйственников, предоставляя субсидии и льготные кредиты, можно сделать отечественные курорты привлекательными не только для россиян, но и для иностранцев.

- Что бы вы посоветовали тем туристам, которые хотят попутешествовать по России этим летом. Куда им стоит отправиться – в какие туры и города?

- Так как лето уже наступило, большинство россиян, конечно, мечтают попасть на море. Тёплое море у нас – это море Чёрное. Но кроме наличие моря, у наших курортов есть и другие особенности, которые иногда уникальны и точно так же могут привлечь туриста.

Например, в Анапе – шикарные широкие пляжи из кварцевого (!) песка, просто идеальные для детей. В Крыму можно взять интереснейшие 2-3 дневные экскурсии по полуострову. В Геленджике каждые выходные проводятся праздники, концерты и другие развлекательные мероприятия. Сочи уже давно у всех на слуху: там каждый найдёт для себя, что посмотреть и что посетить. Кстати, на всех наших курортах появились отели, которые работают по полюбившейся системе питания "все включено".

Кто-то, возможно, захочет подлечиться в санаториях Кавказских Минеральных Вод или Белоруссии. Или осмотреть достопримечательности Армении, Грузии или Абхазии, ощутить на себе знаменитое кавказское гостеприимство. Этим летом и в России, и в ближних ее пределах есть, что посмотреть и, чем заняться. Выбирайте на свой вкус и приятного вам отдыха!

 
 

Поделиться

Подпишитесь на рассылку АТОР