Что решили на встрече Виталия Мутко с туроператорами

26 июля вице-премьер правительства России Виталий Мутко провёл рабочую встречу с туроператорами-членами АТОР. О том, что обсуждал вице-премьер с турбизнесом - в материале "Вестника АТОР".

Инициатором расширенной встречи с членами АТОР выступил сам вице-премьер, который, надо отдать должное, внимательно и детально следит за ситуацией на туристическом рынке.

Исходя из актуальной повестки дня, главными темами июльской встречи стали три вопроса.  Это выработка необходимых мер по стимулирования внутреннего и въездного туризма в России, урегулирование острейшей ситуации с продолжающимися задержками чартерных рейсов российских авиаперевозчиков и текущие проблемы в области туристического законодательства. Обсуждение этих и других злободневных вопросов в откровенном и весьма детальном диалоге с вице-премьером заняло у туроператоров три с лишним часа.

ТУРИЗМУ НУЖЕН СВОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Своё видение комплекса необходимых мер по поддержке внутреннего туризма в России изложил Виталию Мутко вице-президент АТОР по внутреннему туризму, генеральный директор Национального туроператора АЛЕАН Илья Уманский. По его мнению, сегодня отрасль сталкивается с такой проблемой, как отсутствие сколько-нибудь достоверной статистики по внутреннему турпотоку.

В условиях фактического преобладания  «теневого сектора»  в общей массе туристических объектов размещения и невозможности отделить туристов от не-туристов в статистике аэропортов и РЖД, получить релевантные данные по внутреннему турпотоку и его динамике сегодня нереально. А ведь они крайне необходимы как государству, так и бизнесу для развития туризма. «Нужна комплексная система оценки внутреннего турпотока, использующая сразу несколько источников данных» - констатировал г-н Уманский.

Российскому туризму как отрасли нужен свой национальный проект, подобный тем, что реализованы в здравоохранении или сельском хозяйстве

«России сегодня нужна и комплексная программа продвижения наших курортов, прежде всего – реальная поддержка отельного бизнеса. Надо добиться повышения его инвестиционной привлекательности, в том числе путем предоставления льготных ставок по кредитам на развитие бизнеса, упрощения вопросов подключения к инфраструктурным сетям. Кроме этого, остро стоит и вопрос о фактическом неравноправии отечественных туроператоров и зарубежных систем бронирования отелей, не являющихся российскими юрлицами и не несущих соответствующих обязательств и гарантий перед туристами. Этот вопрос тоже нуждается в решении» - также сказал Илья Уманский.

Виталий Мутко в целом согласился с доводами туроператоров и развил их. «Российскому туризму как отрасли нужен свой национальный проект, подобный тем, что реализованы в здравоохранении или сельском хозяйстве» - подчеркнул вице-премьер, пригласив туроператоров-членов АТОР участвовать в подготовке соответствующей концепции. Кроме этого, Виталий Мутко предложил Министерству культуры и Ростуризму привлечь туроператоров-членов АТОР к разработке новой ФЦП по внутреннему и въездному туризму, еще раз отметив, что здесь крайне важно слышать «голос бизнеса».

СУБСИДИИ ТУРОПЕРАТОРАМ НА ЧАРТЕРЫ ВНУТРИ СТРАНЫ ПОДДЕРЖАЛИ

Илья Уманский в своем выступлении также акцентировал внимание на необходимости субсидирования внутренних чартерных туристических авиаперевозок, когда целевые субсидии шли бы именно на поддержку конкурентоспособности российских туристических направлений. Это предполагает выделение субсидий организаторам таких перевозок – туроператорам внутреннего туризма.

В этом г-на Уманского поддержал его коллега - генеральный директор туроператора "НТК Интурист" Виктор Тополкараев.

«Транспортная составляющая в цене турпакета сегодня составляет от 40 до 60%, поэтому для того, чтобы внутренние чартерные программы были конкурентоспособны по сравнению с аналогичными выездными программами, нужен такой механизм как целевые субсидии на туристическую перевозку. Жизненно необходимы чартеры на наш Юг для регионов России, где иногда в Сочи иначе как через Москву и не попасть» – отметил глава «НТК Интурист».

Жизненно необходимы чартеры на наш Юг для регионов России, где иногда в Сочи иначе как через Москву и не попасть

По его словам, сегодня емкость внутренних чартерных программ, заказываемых российскими туроператорами, достигает объема в миллион кресел в год, а география пунктов вылета в регионах составляет от 12 до 15 городов в сезон. Отсутствие прямых субсидий на внутреннюю туристическую перевозку приводит к тому, что себестоимость чартерных программ на внутреннем рынке выше, чем на выездном. Так, билет туда-обратно в Анталью обходится с учетом турецких субсидий в 195 долларов, а цены билетов на внутренних направлениях начинаются от 12 тыс. рублей – при меньшей продолжительности полета, отметил Виктор Тополкараев.

Виталий Мутко поддержал инициативу туроператоров, отметив, что такие планы существуют и прорабатываются давно. Он предложил включить субсидии на внутреннюю чартерную перевозку туристов в ФЦП по развитию внутреннего и въездного туризма, начав пилотный проект с объема в 1 млрд рублей в год для сохранения турпотока хотя бы в одном регионе.

Поднимался на встрече и вопрос поддержки наземных перевозок. Так, отвечая на предложение туроператора «РЖД Тур» о возможности рассмотрения целевой программы поддержки железнодорожного туризма в части облегчения приобретения нового вагонного парка, Виталий Мутко согласился с необходимостью выработки приемлемого решения этой проблемы вместе с РЖД и Минтрансом.

РОСАВИАЦИЯ ВЫРАБОТАЕТ МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ТУРОПЕРАТОРАМИ

Туроператоры также высказали вице-премьеру свои предложения о мерах, которые бы могли предотвратить регулярно случающуюся в начале сезона ситуацию, когда чартерные авиаперевозчики продают свои емкости, реально не располагая ими в необходимом объеме. Попытки продать больше билетов, чем реально можно перевезти туристов, приводят к сбоям в расписании и многочасовым задержкам и, наконец, даже отменам отдельных рейсов и целых чартерных цепочек (которые мы видели в июне).Так, Виктор Тополкараев предложил выработать механизм взаимодействия туроператоров и Росавиации для предотвращения подобных ситуаций.

Необходимо сделать доступными для туроператоров сведения о парке судов с указанием действующего и планируемого к приобретению самолетного парка, о сроках ТО, наличии экипажей

Такой механизм, в частности, мог бы предполагать обязательную предварительную оценку Росавиации нормативного соотношения заявленной авиакомпанией перевозки и ее реальных ресурсов (парк воздушных судов, резервные борта и прочее) при выдаче допуска авиакомпаниям на чартерные рейсы. Для этого, по его словам, необходимо установить требование для авиакомпаний регулярно предоставлять в Минтранс/Росавиацию план своих полетных программ.

Кроме этого, подчеркнул глава «НТК Интурист», необходимо сделать доступными для туроператоров сведения о парке судов с указанием действующего и планируемого к приобретению самолетного парка, планируемых сроков введения в эксплуатацию новых воздушных судов, планируемых сроков прохождения ими технического обслуживания и ремонта, сведений о летном составе и количестве летных часов за установленный период.

Виталий Мутко согласился с разумностью предлагаемых мер и предложил Росавиации проработать в целом вопрос о взаимодействии с туроператорами на базе предложенной схемы. «Этот вопрос нуждается в проработке с Минтрансом и Росавиацией, но прозрачность здесь однозначно нужна. Мы не должны более допускать ситуаций, когда авиаперевозчик, реально располагающий двумя самолетами, продает билеты исходя из того, что у него их пять. За такое надо бить по рукам» - заключил он.

РОССИИ НУЖНО БОЛЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРОДВИЖЕНИЕ

Такой тезис звучал в выступлении многих туроператоров на встрече с вице-премьером. Так, генеральный директор туроператора «Академсервис» Леонид Исакович выдвинул предложение о привлечении российских туроператоров и их проверенных зарубежных партнеров к подготовке Чемпионата Мира по футболу 2018 года, который пройдет в Москве.

Вице-премьер поддержал это начинание, предложив Ростуризму начать работать в этом направлении. «У нас и так осталось крайне мало времени на подготовку, и не воспользоваться таким прекрасным шансом, как Чемпионат мира, для увеличения организованного турпотока в страну мы просто не имеем права, – сказал Виталий Мутко. – Тезис верный, тем более что у нас есть отличный опыт работы с чилийскими туристами на Кубке Конфедераций, когда зарубежный туроператор проделал большую работу, отправив в Россию множество гостей из Чили».

Не воспользоваться таким прекрасным шансом, как Чемпионат мира, для увеличения организованного турпотока в страну мы просто не имеем права

Полностью согласился вице-премьер и с тезисом г-на Исаковича о том, что сегодня нужно сконцентрироваться на продвижении России как туристического направления только в тех странах, откуда уже есть или начинает устойчиво развиваться турпоток. «Да, распыляться нам действительно не нужно, вы правы» - сказал он, подчеркнув затем, что во многом сегодня продвижение России как туристического направления и внутри страны, и за ее пределами, ведётся формально, часто оно ограничивается довольно затратным участием в различных выставках без должной подготовки и видимого эффекта.

«НАДО ИЗБЕГАТЬ ИЗЛИШНЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»

Так в целом можно обозначить позиции Виталия Мутко к сегодняшним вопросам изменения законодательства, имеющего отношение к развитию туристической отрасли.

В частности, выслушав соображения исполнительного директора АТОР Майи Ломидзе относительно необходимости корректировки приказа Минкульта о нормативном соотношении собственных средств туроператора к принятым им на себя обязательств, Виталий Мутко пообещал посмотреть на этот документ еще раз с учетом высказанных мнений.

Я в курсе той ситуации, что туроператоры и так уже регулируются как банки или страховые компании

При этом он отметил, что текущее регулирование туроператорского бизнеса является достаточным, и резких движений здесь делать не надо. «Я в курсе той ситуации, что туроператоры и так уже регулируются как банки или страховые компании» - подчеркнул вице-премьер.

На вопрос о возможном переносе сроков введения электронной путевки Виталий Мутко ответил, что этот вопрос также необходимо проработать и принять решение, есть ли необходимость в таких действиях.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР