Причем речь идет как об объеме кают, так и об оборотах в евро. О том, какие тренды сегодня определяют рост сегмента морского круизного туризма в России – в материале «Вестника АТОР».
НАСКОЛЬКО ВЫРОС СПРОС
Практически все опрошенные «Вестником АТОР» туроператоры сообщили о существенном росте спроса на круизный продукт в этом сезоне. Так Михаил Фельдман, руководитель департамента круизов компании PAC Group, считает, что уже можно «констатировать возвращение к докризисным объемам, причем как по туристам, так и по обороту в евро». По его мнению, основными факторам роста спроса явилась не только стабилизация курса рубля, но уникальность самого формата путешествия, каким является круиз.
«Круизы остаются самой динамично развивающейся отраслью туризма, которая проявила себя наиболее устойчиво в кризис, и быстро наверстывает упущенное при малейшем улучшении экономических факторов», - отмечает эксперт.
Илья Милитицкий, заместитель директора компании «Бриз Лайн» наряду с экономическими причинами среди факторов роста спроса называет и «очень мягкое ценообразование международных круизных компаний применительно именно к российскому рынку».
Росту во многом поспособствовало очень мягкое ценообразование международных круизных компаний применительно именно к российскому рынку
Алексей Цыганов, председатель совета директоров компании «АТЛАНТИС ЛАЙН МОРСКИЕ КРУИЗЫ», добавляет к фактору низких цен и еще два важных конкурентных преимущества круизного турпродукта. Во-первых, как правило, на круизных лайнерах в Европе туристам предлагает отдых в формате «всё включено», что отличает круизы от большинства наземных туров на европейских направлениях.
Во-вторых, на многих лайнерах, в частности, круизных компаний Costa Cruises и Carnival, отмечает эксперт, стало больше «русского сервиса» и русских ассистентов, что добавляет комфорта в отдыхе нашим соотечественникам. Г-н Цыганов сообщил о росте объёма продаж круизов в этом году на 400%, отметив, что спрос на морские круизы показывает бурный рост с конца 2016 года.
Светлана Пославская, руководитель отдела круизов туристической компании «Карлсон Туризм», констатирует и рост запросов на круизы класса Premium и Luxury. Именно поэтому туроператор решился на организацию русских групп по ряду маршрутов с французской круизной компанией Ponant.
«В марте 2018 года мы выбрали круиз по Латинской Америке с экскурсией на Мачу Пикчу. В 2019 году это будут экспедиции в Антарктику и по Амазонке», - сообщила г-жа Пославская.
ГЛУБИНА ПРОДАЖ – ДО ДВУХ ЛЕТ
По информации туроператоров, глубина продаж морских зарубежных круизов отличается стабильностью, что является еще одной характерной особенностью этого продукта. И, как правило, это очень большая глубина – от полугода и до двух лет.
«Глубина продаж круизного продукта традиционно гораздо больше, чем у наземных туров. Сейчас мы уже начали продавать следующее лето, ну а самые дальние продажи приходятся на декабрь 2018 года», - говорит г-н Милитицкий.
«Круизная новинка сезона-2018 Carnival Horizon начнёт свой первый рейс в апреле 2018 года, а первые продажи начались уже в январе 2017, как только начался старт продаж и лайнер стал доступен для бронирования», - говорит г-н Цыганов из «АТЛАНТИС ЛАЙН».
Ценообразование в морских круизах строится таким образом, что покупать круиз заранее выгоднее. Чем меньше кают остаётся в наличии, тем выше стоимость
По информации Михаила Фельдмана, у PAC Group продажи круизов есть вплоть до 2019 года, но большинство продаж приходится на 2018. По его словам, увеличению глубины продаж сегодня способствуют новинки по продукту MSC Cruises. Это новые лайнеры, которые выйдут на линии до 2026 года (MSC Seaside – в декабре 2017 года, MSC Seaview – в июне 2018 года, MSC Bellissima – в марте 2019 года и т.д.).
Кроме того, сейчас PAC Group разрабатывает в круизном сегменте и новые эксклюзивные маршруты, такие как безвизовые Карибы из Гаваны, норвежские фьорды из Санкт-Петербурга и даже кругосветные круизные путешествия.
Г-жа Пославская поясняет, что туристы, которые надеются купить круиз ближе к дате и со скидкой сталкиваются с тем, что нет выбора кают, и стоимость растёт, иногда на глазах. «Ценообразование в круизной индустрии строится таким образом, что покупать круиз заранее выгоднее. Чем меньше кают остаётся в наличии, тем выше стоимость», - говорит эксперт. По ее словам, скидки ближе к дате круиза можно найти только на непопулярных направлениях и в низкий сезон по региону.
"ТРЕНД СИЛЬНОЙ ЗИМЫ" И ИНТЕРЕС К ЭКЗОТИКЕ
Участники рынка сходятся во мнении, что география круизных маршрутов для наших соотечественников в этом сезоне расширилась, вырос спрос на экзотические направления, а главное, круизы, как вид путешествий, россияне признали круглогодичным.
«Морские круизы в России окончательно стали полноценным круглогодичным направлением. На зимний сезон у нас приходится не менее 40% продаж», - говорит Михаил Фельдман из PAC Group. По его информации, в зимний период в компании наблюдают «стремительный рост на безвизовых для россиян жарких направлениях»: на круизы из Дубая (ОАЭ, Оман, Катар/Бахрейн), а также из Гаваны (Куба, Ямайка, Мексика, Гранд Кайман, Белиз, Гондурас).
Подтверждают тренд «сильной зимы» и другие игроки. Так, осенние и зимние круизы по Средиземному морю и Азию сегодня в топе клиентских запросов у компании «Бриз Лайн». Оператор отмечает и спрос на круизы по Австралии на новогодние даты. «В этом году у нас на этом направлении собирается русская группа, что является эксклюзивным предложением на рынке. То же самое касается и круизов по Японии на октябрь 2017 года. На борту будет работать наш представитель», - говорит Илья Милитицкий.
Морские круизы в России окончательно стали полноценным круглогодичным направлением. На зимний сезон у ряда компаний приходится не менее 40% продаж
По наблюдениям специалистов «Карлсон Туризм», стало больше желающих отправиться в круиз на 10, 14 и более дней. При этом россияне стали активнее интересоваться экзотическими направлениями: Австралия, Французская Полинезия и Океания, Азия. Наблюдается интерес и к экспедиционным круизам (Галапагосы, Антарктика, сегменты кругосветных круизов), несмотря на их достаточно высокую стоимость.
У клиентов «АТЛАНТИС ЛАЙН МОРСКИЕ КРУИЗЫ» сегодня лидирующие направления – это Средиземноморье, Карибы, Индийский океан и Мальдивы, ОАЭ. При этом г-н Цыганов отмечает и актуальность круизов с отправлением по Балтийскому морю из Санкт-Петербурга. «Это турпродукт, развивающий сразу три направления – въездной, выездной и внутренний туризм», - говорит он.
Кстати, на сайте АТОР вы можете найти выгодные спецпердложения на круизы по столицам стран Северной Европы с отправлением из Санкт-Петербурга - пройдя по этой ссылке.
КАКИЕ ТИПЫ КАЮТ ПОПУЛЯРНЫ У РОССИЙСКИХ ТУРИСТОВ
По словам г-на Фельдмана, чаще всего у российских туристов востребованы два типа размещения – это внутренние каюты (поскольку на них действует минимальная цена), а также каюты с балконом (отличное соотношение «цена/качество»).
Что касается предпочтений в размещении у туристов «АТЛАНТИС ЛАЙН», то спрос на самые популярные каюты – внутренние и с балконами – распределяется в пропорции 55% / 45%.
Чаще всего у российских туристов востребованы два различных типа размещения – это либо внутренние каюты, либо каюты с балконом
По наблюдениям Ильи Милитицкого из «Бриз Лайн», средняя продолжительность круиза, который чаще всего выбирают россияне, составляет 7-10 дней, что же касается размещения, то в большинстве своем это не самые экономичные каюты, а каюты с балконом. «Впрочем, так было и всегда», - резюмирует топ-менеджер.
«У нас есть запросы как на внутренние каюты, так и на каюты высокой категории. Мы работаем со всеми сегментами и с любым чеком. Но учитывая уровень клиентов «Карлсон Туризм», наш среднестатистический запрос – это именно каюты с балконами и каюты уровня консьерж», - подтверждает тренд на высокоуровневое размещение г-жа Пославская из «Карлсон Туризм».
РОССИЙСКАЯ КРУИЗНАЯ АУДИТОРИЯ: ВОЗВРАТНОСТЬ И СЕМЕЙНОСТЬ
Как подчеркивает г-н Фельдман, «уникальность круизов как раз заключается в том, что они удовлетворяют интересам очень широкой целевой аудитории». Кроме того, благодаря политике круизных компаний, россиянам стало выгоднее путешествовать семьей.
«Возвратных клиентов в круизах всегда много, порядка 80-85%. Мы видим увеличение числа пассажиров, отправляющихся на отдых всей семьей с детьми. Это объясняется, прежде всего, политикой круизной компании Princess Cruises, которая в этом году часто объявляет акции именно для 3-го и 4-го пассажиров в каюте, причем, независимо от их возраста. Т.е. если турист покупает каюту на четверых, то 3-й и 4-й пассажир едут только за таксы (от 90 до 170 доллара на человека в зависимости от продолжительности круиза). И обычно это правило применимо для любой каюты, от самой дешевой до дорогих сьютов», - объясняет Илья Милитицкий.
Светлана Пославская из «Карлсон Туризм» также согласна с тем, что путешествие в круизе с семьёй – это очень выгодно. «Посетить несколько стран за одну «наземную» поездку семьей из 3-4 человек может позволить себе не каждая семья. Круиз позволяет значительно сэкономить на стоимости переездов и отелей. Кроме того, инфраструктура круизного лайнера позволит провести это путешествие в самой приятной и весёлой обстановке. Именно поэтому семейных кризных туристов в России становится всё больше», - подчеркивает она.
Посетить несколько стран за одну «наземную» поездку семьей из 3-4 человек может позволить себе не каждая семья. Круиз позволяет значительно сэкономить
По мнению Михаила Фельдмана из PAC Group, аудитория во многом зависит от региона плавания и сезона. «Средиземноморье в летний период привлекает огромное количество семей с детьми, Северная Европа идеально подходит людям почтенного возраста», - говорит эксперт.
Наконец, заметен и тренд омоложения аудитории морских круизов. Так, Алексей Цыганов из «АТЛАНТИС ЛАЙН» отмечает растущую популярность круизов, как типа отдыха, именно у молодой аудитории туристов. И, по его мнению, составить сегодня некий «общий портрет» российского круизного пассажира практически невозможно. «Люди с самыми различными интересами, разных возрастных и социальных групп нашей страны отправляются в круизы на одних и тех же круизных лайнерах, и каждый находит и получает что-то своё», - резюмирует он.
Елена Мягкова, обозреватель «Вестника АТОР»