Черногория удержала летний спрос за счет лояльных туристов

Большинство туроператоров сходятся во мнении, что летний сезон 2017 в Черногории прошел для них удачно, однако отличные результаты кампании раннего бронирования несколько «смазались» в высокий сезон. Тем не менее, осенью направление в определенной мере отыгрывается.

ХОРОШИЙ ВЗЛЕТ…

В самом начале сезона черногорское направлении активно росло – вместе с другими массовыми направлениями выездного туризма. Продажи у большинства компаний стартовали еще в январе. По оценкам руководителя отдела департамента Европы туроператора «Русский Экспресс» Юлии Жадан, к весне по сравнению с прошлым годом рост составил более 20 %, несмотря на конкуренцию вновь открывшегося турецкого направления. 

То, что в период действия акции «Раннее бронирование»  спрос на отдых в Черногории был очень высокий, подтверждают и в туроператоре ПАКС. Туристы ПАКС активно бронировали популярные отели высокого уровня, которые в пик сезона были заполнены на 100%.

Также в ПАКС отметили большой спрос на индивидуальные  туры продолжительностью более 14 дней. Руководитель отдела Черногории Галина Максимова связывает это с тем, что россиянам для пребывания в стране виза не требуется. Интересно и то, что в этом году, в отличие от прошлых сезонов, высокий спрос был на одноместное размещение – отмечают в компании.

В предпочтениях российских туристов по курортам особых изменений по сравнению с прошлыми сезонами не произошло, отмечают в ПАКС. Самыми популярными курортами Черногории сезона 2017 остались Будва, Бечичи и Петровац.

…И «ВЫХОД НА ПРЯМУЮ»

Тем не менее, вскоре направление продемонстрировало определенный «спад оборотов» - кривая роста вышла на плато. В итоге, по результатам летнего сезона, у многих игроков увеличения продаж по сравнению с прошлым годом не наблюдалось. Так, в «НТК Интурист» говорят, что спрос был стабилен и в целом остался на уровне 2016 года, или даже чуть меньше.

Анна Филатовская из ICS Travel Group также говорит о небольшом снижении объема продаж по сравнению с 2016 годом, уточняя, что в прошлом году глубина продаж была на несколько недель вперед, а в этом - всего неделя.

Снижение глубины продаж в этом году подтверждают в «Русском Экспрессе». Менеджер по рекламе туроператора «Русский Экспресс» Евгений Холобок говорит, что хотя во второй половине августа продажи были не очень активные, по итогам прошедших летних месяцев в компании произошло запланированное увеличение объемов блочной перевозки в Черногорию – в среднем на 50%. Однако продаж в глубину, по его словам, этим летом практически не было - максимум 2 недели до заезда и много продаж last minute.

Причинами такого положения дел опрошенные компании называют в основном внешние, «не-рыночные» причины. На самом рынке все играло на хороший спрос. Так, туроператоры считают, что порядок цен на отдых в Черногории в этом году остался на уровне 2016 года. А с учетом снижения курса евро по отношению к рублю весной тур в эту страну в среднем обходился дешевле, чем в прошлом году.

Не было на направлении и проблем с чартерной и регулярной  перевозкой, связанных с задержками рейсов (которые, увы, в этом сезоне омрачили картину на многих других направлениях).

Туроператоры обеспечивали гарантированные регулярные перевозки авиакомпаниями «Аэрофлот»,  «Уральские авиалинии», S7 и Montenegro Airlines. Чартерная перевозка была представлена рейсами Royal Flight, Nord Star и «Ямал». Расширилась и география вылетов: в этом сезоне туристов отправляли в Черногорию из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары и Екатеринбурга. 

По мнению специалистов туроператора «НТК Интурист», рынку не помешал даже небольшой дефицит отельной базы. «В Черногории изначально мало традиционных отелей, особенно тех, что работают по системе «всё включено». Но в самых востребованных отелях у нас всегда были гарантированные номера», - говорит представитель «Интуриста»  Ирина Макшанова.

По общему мнению туроператоров, главными факторами падения темпов роста на направлении в высокий сезон стали открытие Турции, летний скачок курса евро, и, отчасти, политическая напряженность, медийный шум вокруг лесных пожаров и возникшая напряженность между Россией и Черногорией в этом году - в связи со вступлением страны в НАТО.

Надо отметить, что последняя из названных причин, ключевой роли не сыграла. «Продажи туров в Черногорию в летнем сезоне 2017 были на достаточно высоком уровне. Небольшое ослабление спроса было только в период освещения федеральными СМИ входа Черногории в НАТО, однако спрос быстро стабилизировался», - комментирует итоги сезона PR-менеджер туроператора «Библио-Глобус» Елизавета Дудкина.

Татьяна Круглова из TUI Россия так характеризует итоги летнего сезона в Черногории: «Могу сказать, что рывка вперед в сравнении с прошлым годом не было, и в основном из-за возвращения Турции, которая немного сдерживала спрос. Тем не менее, у нас Черногория была в первой тройке спроса на лето, в частности благодаря нашей обширной отельной базе и эксклюзивам».

ОРГАНИЗОВАННЫЙ ТУРИЗМ ОКАЗАЛСЯ САМЫМ УСТОЙЧИВЫМ

Как ранее уже писал "Вестник АТОР", судя по официальной статистике Monstat, в июне 2017 года Россия являлась въездным туристическим рынком номер 1 для Черногории (16,1% от всего въездного турпотока в страну), но в годовом выражении к середине лета количество российских туристов здесь сократилось.

Аналитики уже тогда были склонны полагать, что учитывая глубину бронирований, на падении числа туристических прибытий в Черногорию из России сказалось прежде всего не политическая ситуация, а прежде всего возвращение на рынок дешевой Турции, ставшей для многих семейных туристов хорошим вариантом отдыха с детьми по соотношению цена\качество.

Наконец, учитывая тот факт, что ни один из игроков не замечает по итогам лета существенного падения продаж по сравнению с 2016 годом, а некоторые видят и небольшой рост, июньское сокращение, вероятно произошло в значительной мере за счет самостоятельных туристов.

Таким образом, по всей видимости, организованный туризм в Черногории остался самым устойчивым туристическим сегментом в российском турпотоке в эту страну и сумел в значительной мере устоять перед "турецким натиском". Эксперты полагают, что это объяснимо тем, что клиенты туристических компаний традиционно более лояльны к стране отдыха, чем "самотуристы", но Черногория - еще и традиционно крайне возвратное направление.

КАК ПРОДАЕТСЯ БАРХАТНЫЙ СЕЗОН

Участники рынка говорят о стабильном спросе и бронировании Черногории на заезды до начала октября, отмечая интерес к спецпредложениям категории last minute и рост спроса на размещение с детьми. 

Интересно, что у некоторых игроков, например у «НТК Интурист», именно на бархатный сезон приходятся самые активные бронирования. В этом тоже отчасти можно видеть «турецкий фактор» - но иного характера. Ряд опрошенных туроператоров отмечал, что после ситуации с вирусом Коксаки в Турции ими фиксировался кратковременный всплеск числа запросов отелей в Черногорию категории 4-5*, работающих по системе «Все включено» на сентябрь.

В целом, говорят игроки рынка, предпочтения россиян осенью похожи на летние. С сентября по вторую половину октября туристы по-прежнему выбирают курорты Будванской Ривьеры, Будву, Бечичи, Рафаиловичи и Петровац. По-прежнему остается высоким спрос на двухместное и одноместное размещение.

Цены на бархатный сезон всегда ниже летних, поэтому он пользуется популярностью у людей старшего возраста и семей с маленькими детьми.

При этом, если средняя стоимость тура в Черногорию из Москвы летом составляла порядка 600-700 евро на человека, то в бархатный сезон она опускается до отметки в 400-500 долларов. 

 
 

Поделиться

Подпишитесь на рассылку АТОР