Новинки речных круизов. Россиянам предложат стать капитанами в Европе

Увидеть европейские деревушки и средневековые города, самостоятельно управляя лодкой, отправиться в круиз «все включено» или самому собрать его как конструктор –каждый год туристов ждут новые возможности. Об итогах прошедшей навигации и о том, чего ждать от следующей, «Вестник АТОР» побеседовал со Светланой Гончаровой, зам. ген. директора по туризму круизной компании «Мостурфлот».

- 7-9 октября состоится завершающий круиз в вашей навигации 2017 года. Можно ли уже подвести итоги сезона?

- Начнем с российского рынка. Я бы назвала эту навигацию успешной, невзирая на плохую погоду. Это единственный фактор, который очень сильно влияет на рынок речных круизов, не считая, конечно, происшествий на воде. Все остальные катаклизмы обходят речные круизы стороной. Санкции, антисанкции, курсы валют - практически не влияют на спрос на внутреннем рынке. В этом году, рассматривая по отдельности работу теплоходов, мы увидели повышение спроса от 10 до 60%.

- Какие круизы пользовались наибольшим спросом?

- Если говорить о направлениях, то хорошо «выстрелили» круизы на теплоходе «Михаил Булгаков» на Соловки, также мы угадали с рейсами в Казань, Елабугу, Пермь, которые пользовались большим спросом. Востребованными оказались круизы по Оке. Но рост спроса на круизы связан не только с интересом к самим путешествиям.

Кроме них человек получает богатый выбор экскурсий, у нас продолжается работа с экскурсионным меню, различные программы на борту. Это и «Звездное небо круизов», где космонавты, ученые принимают участие во встречах с туристами. Также мы приглашали большое количество артистов театра, кино. Писательница, драматург, телеведущая Мария Арбатская, например, ежегодно бывает на наших теплоходах. Тема театра у нас активно раскрывается на двух судах - «Булгаков» и «Образцов».

Еще один момент: мы предлагаем туристам самим собрать свой турпакет. Если раньше это было возможно лишь на нашем лоукостере, то в этом году мы расширили программу на теплоходах «Крылов» и «Карамзин». То есть, на этих теплоходах, можно брать экскурсии, можно - нет, можно отказаться от питания или ограничится, например, завтраком или полупансином.

Дело в том, что у нас очень много возвратных туристов. Несмотря на то, что мы стараемся разнообразить экскурсии, каждый год предлагаем новые, мы понимаем, что люди, которые путешествуют с нами 20 лет, уже везде побывали, и даем им возможность не оплачивать экскурсии, а выбрать из турпакета то, что им понравится.

- От чего обычно отказываются туристы?

- Постоянные клиенты все-таки выбирают полный пакет, так как это беззаботная жизнь на теплоходе, когда все уже решено. Такой формат очень удобен, туристов сопровождают на протяжении всего круиза, не надо самому беспокоиться. Поэтому, в основном наши туристы выбирают полный пакет, но могут отказаться, например, от обеда или ужина.

- Что происходит с зарубежным турпотоком? Не зря же два теплохода, которые год назад работали с россиянами, «ушли» к иностранцам?

- Да, зарубежных гостей стало значительно больше. Хороший приток дала Юго-Восточная Азия, в том числе, например, Вьетнам, вырос турпоток из Израиля. Один теплоход зафрахтовала австралийская компания, едут группы туристов из ЮАР, стран Латинской Америке.

Чувствительный прирост дают страны, с которыми у нас безвизовый режим, например, Южная Корея. Турпоток из Европы - хороший, но он был бы лучше, если бы не сложные визовые формальности. Нужно снять хотя бы часть ограничений.

- Можно ли сделать прогноз на следующий год, ведь продажи уже начались?

- На данный момент, мы отмечаем рост бронирований круизов на следующую навигацию на уровне 20-30%. Даже наша австралийская компания, которая фрахтует «Александр Грин» поставила два рейса Москва-Волгоград и Волгоград-Москва, хотя традиционно иностранцы предпочитают круизы между Москвой и Санкт-Петербургом.

Чемпионат мира по футболу, конечно, привлекает интерес к России, но он же является и в какой-то степени и проблемой: многие отмечают дефицит или очень высокую стоимость авиабилетов в Москву и Санкт-Петербург во время проведения мундиаля. Это, возможно, станет негативным фактором, многие туристы просто не смогут купить билеты и будет отток клиентов.

Но в целом интерес высокий, после стагнации в 2015 году, к 2017 году турпоток восстанавливается, и сейчас мы видим интерес, превышающий наши возможности. У нас уже не хватает теплоходов, чтобы удовлетворить спрос, особенно в высокий сезон.

- На российском рынке продажи также выросли?

- Да, мы наблюдаем очень большой рост, при том, что у нас теплоход «Княжна Анастасия» ушел на иностранный рынок. Даже при минус одном судне рост раннего бронирования в этом году по сравнению с прошлым на данный момент составляет 5%. Бронирования «Булгакова» на 22% выше, «Карамзина» - на 90%, «Образцова» - 18%. То есть, рост спроса очень заметен. Это может быть связано с несколькими факторами.

Первое - теплоходы в этом году были очень хорошо заполнены и люди поняли, что лучше купить круиз заранее, иначе можно не успеть. Второе - сейчас идут очень хорошие скидки на ранее бронирование - 10%. Третье - мы каждый год ставим наши теплоходы на направления, которых у них долго не было. Это оживляет интерес, ведь есть не только любители круизов в целом, но и приверженцы определенных теплоходов - атмосферы, команды, капитана.

В следующем году мы поставили «Михаила Булгакова» в круиз на Астрахань, рост бронирований - превысил 20%. На теплоходе «Иван Крылов» мы поставили круиз в Ростов-на-Дону и он достаточно хорошо продается. Рост бронирований круизов на теплоходе «Карамзин» связан с тем, что он всю навигацию-2018 будет работать на российском рынке, в отличие от этого и прошлого года.

Конечно, изменить географию круизов практически невозможно, но я бы отметила Татарстан, который сделал две стоянки - в Свияжске и Болгаре, Рязань в этом году поставила причал, облегчила нам задачу. Сейчас появляется новая стоянка в Старой Ладоге. Мы ждем открытия причала, в навигацию следующего года у теплохода «Крылов» запланированы там стоянки в мае и в августе. Мы очень рассчитываем на местные власти, которые пытаются что-то для круизов сделать, и тут же готовы воспользоваться новым предложением.

Кстати, Канал имени Москвы занимает очень активную позицию по развитию круизов. Именно он поставил причал в Рязани, что позволило нам расширить предложения. С Каналом мы поздравили миллионного пассажира, которым стал клиент компании Мостурфлот», купивший путевку на теплоход «Карамзин».

Сейчас прорабатываем возможность открыть движение по верхней Оке с возвращением круизных теплоходов в Калугу, Серпухов, Алексин, Тарусу, Поленово. В перспективе эта программа вполне реализуема с помощью строительства мелкосидящих колесных теплоходов. Строительство планирует не наша компания, но, может быть, и мы подобные теплоходы закажем.

- Тем не менее, суда вы строите?

- Да, у нас уже не планы, а конкретное воплощение. Весной 2019 года планируется сдача теплохода 5* класса «река-море». С его помощью мы планируем начать открывать Каспийское море, где круизов никогда не было. Это судно 5* с высоким уровнем сервиса, оснащенное всем необходимым, бассейном, спа-центрами, каютами, почти все из которых с балконом, отдельные каютами для инвалидов и т.д.

- Уже известно, как оно будет называться?

- Пока об этом говорить рано. Мы объявили конкурс на название, нам прислали множество вариантов. Будем выносить их на голосование. Также мы подали заявку на строительство еще одного, но исключительно речного, теплохода. Если она будет одобрена, начнется строительство второго судна.

- Какие новинки на уже существующих теплоходах ждут ваших туристов в следующем году?

- В прошедшую навигацию на теплоходе «Иван Крылов» мы поставили стационарный планетарий. Каждый день люди могли посмотреть специальные программы с очень впечатляющими эффектами, музыкой, лекциями. Теперь эта новинка появится на других теплоходах. То есть программу «Звездное небо круизов» мы углубляем, она интересная, познавательная и достаточно эффектная.

Также мы усиливаем интерактивную театральную программу на теплоходах. В зимний период она будет активно готовиться и появится на нашем сайте, чтобы люди, выбирая путешествие, могли заранее знать темы круизов. Будет заранее известно и о каких-то экскурсионных составляющих. В осенний период этого года мы начинаем активно разрабатывать новые экскурсии.

Хочу отметить, что в разгар лета у нас на теплоходах могло быть до 80 детей, это почти 30% от всех пассажиров, так что мы продолжаем работать над семейным клубом. Наш лозунг: «На борту теплохода должно быть интересно всей семье». Мы за то, чтобы люди ехали семьями. Поэтому мы разрабатываем различные программы - у нас есть женский, мужской, детский и подростковый клубы. Для маленьких детей - это комната, наполненная играми, игрушками, где с ними работает сотрудник, ориентированный на детей до подросткового возраста.

И есть тинейджерские клубы, где с юными путешественниками работают другие специалисты. Для подростков площадка - это весь теплоход, они снимают фильмы, клипы, участвуют в квестах и в их разработке. Это не только развлечения, но и созидательная работа. И зачастую, как нам говорят об этом наши туристы, инициаторами поездки становятся именно подростки. Они списываются со своими друзьями, договариваются, когда и на каком теплоходе они ходят встретиться, и объявляют об этом своим родителям. Как правило, взрослые не против, так как тоже любят круизный отдых.

Мы уделяем большое внимание детям и подросткам, так как сами родители, и знаем, как важно организовать хороший отдых для детей. Мы понимаем, что организованные подростки не будут мешать отдыхать другим гостям. Ну и в-третьих, - это наши будущие туристы. Вспомнив, как отдыхали с родителями, они придут к нам со своими детьми.

В нашей компании мы собрали очень крепкий коллектив, который будет в осенне-зимний период заниматься разработкой программ на борту теплохода, в том числе и с выездом в места будущих стоянок, чтобы задействовать и площадки на берегу. Так что у нас будет много сюрпризов для наших туристов. Программы вскоре появятся у нас на сайте.

- Насколько активно развиваются ваши программы в межсезонье? Они пользуются спросом?

- Как показал опыт, наши автобусные туры стали успешными, динамика - хорошая, спрос растет, заполняемость отличная. Мы отмечаем, что к нам приходит много новых туристов. В этом году осенью у нас уже состоялись автобусные путешествия: Москва - Вышний Волочок - Валдай - Осташково, где собралась очень большая группа, тур «К истокам Волги» прошел 22-24 сентября, была очень интересная поездка в Великий Новгород. Сейчас мы готовим новые поездки, они будут в скором времени выложены на сайт.

Конечно, автобусные туры предлагают многие компании, у нас не самые низкие цены. Но мы пошли по другому пути, мы делаем не дешевый, а оптимальный тур. У нас предлагается очень комфортное размещение в отелях, хороший автобус с сопровождающим, интересные экскурсии. Вот как на борту теплохода туристы имеют «няньку» в виде директора круиза, который отвечает на все вопросы, решает все проблемы, так и здесь - группа едет с нашим сопровождающим. Наша цель, чтобы отдых был комфортным, но при этом не дорогим.

Сейчас мы формируем предложения по домам отдыха, разрабатываем и короткие поездки, не только автобусные, в разные регионы России. Спасибо АТОР, которая занимается формированием маршрутов для внутреннего туризма. Мы этим обязательно воспользуемся. Также мы продолжаем продавать морские круизы, помогаем подобрать оптимальные предложения. При этом, наши туристы знают, что мы будем заниматься ими до самого возвращения в Москву. Это особенно важно, учитывая, как сейчас лихорадит и трясет туристический рынок.

Наша задача найти, посоветовать надежные туры, помочь избежать риска. Тем более, мы хорошо знаем рынок. Также мы реализуем билеты - авиа-, железнодорожные, к нам довольно много обращений. То есть, будучи оператором речных круизов, мы занимаемся еще и дополнительными продажам и услугами, как агент.

- Планируется ли дальнейшее расширение спектра деятельности компании «Мостурфлот»?

- Мы подготовили одно очень хорошее и интересное предложение, оно вот-вот должно появиться. Это проект «Сам себе капитан». Мы в сотрудничестве с компанией Le Boat будем предлагать в аренду лодки. Они рассчитаны, как правило, на 8 или менее человек, туристы могут сами управлять лодкой, отправившись в путешествие по каналам Франции, Италии, Бельгии, Голландии, Шотландии и т.д.

В скором времени мы планируем начать реализовывать эту услугу, а до этого ее опробовали сами. Хочу сказать, что это незабываемые, яркие впечатления! Мы увидели страну не только глазами туриста, но и побывали в таких местах, где практически не бывает иностранных гостей, узнали глубинку Франции. При этом самостоятельно вели лодку, что придало дополнительных впечатлений путешествию. Кстати, если сравнивать, например, аренду лодки и курортный отдых, то по цене они сопоставимы. Это не элитные туры.

Поэтому я надеюсь, что они найдут своего почитателя и потребителя. Ранее в России такой вид отдыха практически не был представлен, но я знаю точно, что те, кто попробовал, от него не уходят. У европейцев аренда лодок и путешествия по каналам очень популярны, летом практически невозможно найти свободное судно.

Подчеркну, это не потоковые направления, туристы побывают в таких местах, куда сложно добраться иначе. Но в этом и изюминка путешествия, можно побывать в небольших древних городах, деревнях, погрузиться в местную жизнь, понять страну.

- Но ведь нужны специальные права?

- Вот в этом особая изюминка! Лицензия на управление судном во Франции не нужна. Турист приезжает, ему проводят инструктаж, рассказывают, показывают управление, предлагают попробовать при инструкторе и отправляют в свободное плавание. Конечно, дают лоцманские карты, в которых отмечены все места, где надо обратить на что-то внимание. Например, там-то низкий мост, тент нужно опустить, или шлюз, который нужно пройти таким способом. Дают атласы технического оснащения судна, где все расписано.

Хочу подчеркнуть, люди, которые едут на лодках, всегда друг другу помогают. Если что-то не понимаешь или не знаешь, можно обратиться к соседней лодке, и там подскажут, помогут, подключат, сделают. Это очень доброжелательная взаимопомощь. Естественно, и мы максимально разъясним все, что нужно знать. Кстати, взять частного гида тоже просто. Мы, например, будучи в Монпелье - небольшом французском городе, - вышли в Интернет, обратились в компанию, которая предоставила на русскоязычного гида. Она провела нам чудесную экскурсию и предложила массу других на выбор. Заказать трансфер, такси тоже нет проблем. Сейчас мы готовим это предложение, и скоро оно будет доступно в онлайн-режиме для бронирования.

- Но все-таки хотелось бы подробнее узнать о цене.

- Стоимость зависит от времени года - высокий или низкий сезон, от страны пребывания, категории лодки. Можно взять лодку на двух человек или, например, на восемь. В последнем случае и стоимость аренды разделится на восемь. На мой взгляд, по цене такие туры равнозначны поездкам в неплохой курортный отель.

Еще нужно учитывать, что нет обслуживающего персонала, туристы все делают самостоятельно, а это тоже снижает стоимость путешествия. Но нас поразило то, насколько такой вид отдыха популярен. Едут люди самого разного возраста. Заходя в порты, мы видели флаги практически всех стран, там были французы, немцы, итальянцы, австралийцы, канадцы, а вот россиян мы не заметили, надеемся изменить эту ситуацию.

 
 

Поделиться

Подпишитесь на рассылку АТОР