«Вестник АТОР» разбирался, какие туристы и зачем ездит в Подмосковье, с какими достижениями заканчивает уходящий год каждый из сегментов туризма и насколько изменились их доли в турпотоке в регион.
По предварительным итогам года подмосковных властей, регион посетили 14 млн туристов (на миллион больше, чем годом ранее). По пяти приоритетным направлениям — Сергиев Посад, Дмитров, Истра, Коломна, Клин — турпоток вырос на четверть. При этом только треть туристов, приезжающих в Подмосковье, остаются здесь с ночевкой. Такие данные были озвучены на форуме «Подмосковье: отдых и туризм», который прошел ранее в декабре в г. Истре.
ОРГАНИЗОВАННЫЙ СПРОС - НА УРОВНЕ ПРОШЛОГО ГОДА
По оценкам российских туроператоров, спрос на Подмосковье в этом году держится на прошлогоднем уровне. «Национальный туроператор «АЛЕАН» отметил, что в этом году выросли и продажи туров и объектов Подмосковья на февральские праздники (2017 года) – их было больше на 30% по сравнению с прошлым годом.
В эти новогодние праздники рост интереса тоже выше, чем в прошлом году – приблизительно на 10%. На середину декабря подмосковные отели на новогодний период уже были практически раскуплены, а спрос был все так же высок.
ОТКУДА И КУДА ЕДУТ ТУРИСТЫ
Чаще всего Подмосковье туристы приезжают в Подмосковье из Москвы, а также ближайших российских регионов. В редких случаях направление выбирают туристы из отдаленных регионов и зарубежья. «Были туристы из Баку, которые приехали в гости к родственникам и заодно решили съездить в санаторий для оздоровления», - вспоминают в компании «Мультитур».
Основную часть турпотока в Подмосковье составляют однодневные визиты. «Это может быть посещение каких-либо достопримечательностей по пути в другой регион или целенаправленная однодневная поездка в тот или иной подмосковный город», - поясняется гендиректор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин. Это и есть основной экскурсионный турпоток в Подмосковье.
Организованные туристы, которые приезжают в регион не менее чем с одной ночевкой, при выборе места отдыха не ориентируются на близость подмосковных экскурсионных объектов. «Наибольшей популярностью пользуются районы Подмосковья, где есть озера или большие реки - особенно в летний период. Преимущественно востребованы Солнечногорский, Истринский и Ногинский районы. Как правило, туристы предпочитают северную часть региона», - рассказывают в компании «Национальный туроператор «АЛЕАН».
Основную часть турпотока в Подмосковье составляют однодневные визиты с посещением каких-либо достопримечательностей по пути в другой регион или целенаправленная однодневная поездка в тот или иной подмосковный город
Наибольшим спросом у туристов в Подмосковье пользуются такие направления, как Можайское, Ленинградское шоссе, Новая Рига, Рязанское шоссе, Каширское шоссе, Волоколамское шоссе. Важное значение имеет природно-экологическая составляющая – много зелени, большая территория, удаленность от химической промышленности.
Самый высокий спрос у туристов на объекты с хорошей инфраструктурой. Средний чек за сутки составляет 3-5 тысяч рублей. Сейчас массовый спрос идет на отели, успешно внедрившие систему «Все включено», причем именно в турецком варианте, с промежуточным питанием, алкоголем, анимацией и другими дополнительными услугами. Такие отели очень быстро раскупаются», - рассказывают в «АЛЕАН».
Экскурсии в Подмосковье, как правило, не интересуют туристов. Средняя продолжительность отдыха в Подмосковье – 2-3 дня.
ДОЛЯ ТУРОПЕРАТОРОВ СОКРАЩАЕТСЯ
По оценкам аналитиков, из указанных выше 14 млн туристов туроператоры в 2017 году отправили около 1 миллиона. Подмосковье – направление, доля туроператоров в котором минимальна. По разным оценкам она в разные периоды составляет 10-30% (их тех туристов, кто приехал в Подмосковье с ночевкой - прим. ред.).
«Есть постоянные туристы, которые привыкли бронировать у туроператоров и не изменяют своим привычкам. А есть те туристы, которым не составит проблем зайти и забронировать через сайт отеля напрямую. Тем более сейчас многие отели дают скидки для постоянных клиентов», - отмечают в компании «Мультитур».
Подмосковье – направление, доля туроператоров в котором минимальна. По разным оценкам она в разные периоды составляет 10-30% (их тех туристов, кто приехал в Подмосковье с ночевкой)
Участники рынка считают, что в дальнейшем позиция туроператоров в данном сегменте будет только ослабевать. «Был период (10-15 лет назад), когда у туроператоров уже были сайты и системы бронирования, а у подмосковных объектов их еще не было. Тогда наша доля доходила до 40-50%», - вспоминает Сергей Ромашкин.
Сейчас же отелям выгоднее продавать размещение напрямую клиентам, предлагая существенные скидки. «Кроме того, агентства заключают договор с объектом в обход туроператора, что для них также выгоднее», - отмечают в пресс-службе туроператора «АЛЕАН».