«Осторожный рост» - так туроператоры характеризуют ситуацию на рынке делового туризма. В среднем увеличение продаж в выездном сегменте MICE эксперты оценивают до 10% в годовом выражении, но у некоторых компаний рост существенно больше.
ВЫЕЗДНОЙ MICE-ТУРИЗМ НА ПОДЪЕМЕ
В целом, все участники рынка сходятся в том, что выездной рынок MICE набирает обороты. Так, по словам директора департамента MICE & Event туроператора UTS Group Ольги Гулибиной, активность российских компаний в 2017 году превысила средние ежегодные показатели. При этом соотношение поездок по России и в зарубежные страны не сильно изменилось в сравнении с прошлым годом, но количество зарубежных мероприятий выросло примерно на 5-10%.
Соотношение поездок по России и в зарубежные страны не сильно изменилось в сравнении с прошлым годом, но количество зарубежных мероприятий выросло примерно на 5-10%.
У ряда компаний драйвером MICE-туризма в прошлом году стала Турция, что позволило им выйти за рамки запланированного роста. Так, Марина Макаркова, руководитель отдела по связям с общественностью туроператора Coral Travel, говорит, что выездной поток по линии делового туризма у туроператор увеличился примерно вдвое по сравнению с прошлым годом. «Это связано в первую очередь с открытием Турции, как туристического направления, а так же возвращением интереса корпоративных клиентов к направлениям Азиатского региона», - добавляет она.
«Многие компании в течение двух лет или не проводили мероприятия, или проводили их в России с сокращенным бюджетом. В 2017 году мы видели тренд на увеличение бюджетов компаний, а также заказчиков, которые начали рассматривать зарубежные направления в качестве единственно возможной альтернативы для проведения мероприятий», - поясняет Марина Макаркова.
Еще один пример темпов роста выше средних, но на этот раз не за счет турецкого направления, - туроператор «Випсервис». В прошлом году этот холдинг стал официальным партнером в России крупнейшей международной сети Carlson Wagonlit Travel. В итоге, по словам генерального директора туроператора «Випсервис» Дмитрия Горина, рост в сегменте делового туризма и MICE составил 18%.
В ТОПЕ ЗАПРОСОВ – ЕВРОПА, ЕСТЬ ИНТЕРЕС К ЭКЗОТИКЕ
«На протяжении последних двух лет самым популярным направлением MICE была Россия – Москва, Сочи, Калининград, также были востребованы страны бывшего СССР – Азербайджан, Армения, Грузия, Белоруссия, Узбекистан. В 2017 году клиенты начали все более активно интересоваться зарубежными направлениями, возвращается интерес к Турции. Мы ожидаем, что в 2018 году интерес еще более усилится, и это уже видно по количеству запросов. Также возвращается популярность к таким направлениям, как Таиланд, Вьетнам. По-прежнему устойчивый интерес к Кипру, Греции. В Грецию. Благодаря большому количеству эксклюзивов и выкупленных номеров, мы отправляем группы даже летом, в пик сезона, когда местные компании отказывают партнерам из России», - рассказывает Марина Макаркова из Coral Travel.
Для компании «Випсервис» Турция «открытием 2017 года» не стала. «Возвращение Турции не привело к глобальным изменениям, многие наши клиенты, как и прежде, выбирают российские и европейские направления. Большой потенциал у Греции, Кипра, есть компании, которые проводят корпоративные мероприятия в Италии. Были запросы на Канкун (Мексика), Канарские острова», - отметил Дмитрий Горин.
В 2017 году клиенты начали все более активно интересоваться зарубежными направлениями, возвращается интерес к Турции. Мы ожидаем, что в 2018 году он еще более усилится, и это уже видно по количеству запросов
Участники рынка сходятся в том, что ОАЭ в сегменте MICE не стали в прошлом году более популярными. «По Эмиратам всплеска бронирований на корпоративном «фронте» не произошло, это связано с тем, что отмена виз более интересна индивидуальным клиентам, которые принимают решение о покупке тура в последний момент. О корпоративных выездах этого не скажешь, программа тура, как и список участников формируется за 2-3 месяца до вылета группы», - поясняют в Coral Travel.
«Активного роста в сегменте MICE по Эмиратам отметить не можем – в связи с тем, что направление остается дорогим, а к бюджетам клиенты по-прежнему относятся бережно», - подтверждает Ольга Гулибина из UTS Group.
По данным UTS Group, в ТОПе MICE-направлений 2017 года лидировали страны СНГ и Европы. «Но мы также отмечаем активный рост на incentive в Африке и Азии, что говорит о том, что интерес к нестандартным направлениям не утрачен», - добавляют в компании.
В числе самых интересных и сложных заказов сегмента MICE прошлого года в UTS Group называют туры в Намибию, Вьетнам, Таиланд, Иорданию, Японию и на Маврикий.
РЕГИОНЫ СТАЛИ БОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫ ДЛЯ КОРПОРАЦИЙ
«По нашей оценке спад в MICE-туризме завершился, мы находимся на этапе острожного роста. Компании расширяют свою деловую активность, увеличивается количество командировок, корпоративных мероприятий», - так характеризует текущий момент и итоги прошлого года Александр Курносов, заместитель генерального директора туроператора «Академсервис».
По нашей оценке спад в MICE-туризме завершился, мы находимся на этапе острожного роста. Компании расширяют свою деловую активность, увеличивается количество командировок, корпоративных мероприятий
В России, по данным «Випсервиса», в MICE-сегменте, помимо столиц, традиционно хороший спрос на Сочи, многие корпорации проводят свои мероприятия также в Калининграде, Самаре, Нижнем Новгороде. У нефтегазовой отрасли пользуются большим спросом Сибирь, Урал. Главный вопрос тут – наличие инфраструктуры, говорит Дмитрий Горин.
«Хороший пример – Ростов-на-Дону, где мы владеем двумя отелями. В конце прошлого года в этот город начала летать новая авиакомпания «Азмут», цены стали доступнее, развивается гостиничная инфраструктура, соответственно город увеличивает свою привлекательность как туристическое направление», - отметил Дмитрий Горин.
В «Академсервисе» также отмечают рост интереса компаний к российским регионам, хотя самыми популярными MICE-направлениями в России остаются Москва, Санкт-Петербург и Сочи.
КАК ИЗМЕНИЛСЯ MICE-ТУРИЗМ В 2017 ГОДУ
Вне зависимости от направления, компании, как правило, отправляют своих сотрудников, партнеров в качественные отели 4-5*. Туроператоры уточняют, что выездные мероприятия рассматриваются клиентами как высоко мотивирующие и повышающие лояльность, поэтому приоритетными для размещения являются отели 5* высокого уровня. Сейчас этот тренд сохранился, и для компании проще перенести мероприятие на более бюджетное направление, чем понизить уровень объекта размещения.
Эксперты также рассказали, что довольно ярко наблюдается переход к привлечению в бизнес-конференции уникальных и известных спикеров, готовых поделиться интересным опытом для развития бизнеса. Втренде и новые технологии – как в организации (использование онлайн технологий и мобильных приложений), так и в оформлении проектов (сложное и современное оборудование).
В event-проектах сегодня актуален иммерсивный формат – то есть вовлечение каждого участника, чтобы все чувствовали себя не просто зрителями, а полноценными участниками действа
«Также актуально изменение презентаций спикеров в рамках бизнес-конференций - уход от информационных презентаций к диалогу с аудиторией. В event-проектах сегодня актуален иммерсивный формат – то есть вовлечение каждого участника, чтобы все чувствовали себя не просто зрителями, а полноценными участниками действа», - рассказала Ольга Гулибина из UTS Group.
«Что касается b2b-моделей, то клиенты в сегменте MICE стали чаще использовать онлайн-решения, востребованы лоукост-предложения. Поэтому, например, мы начали сотрудничать с платформой Booking.com для деловых поездок», - рассказывает Дмитрий Горин из «Випсервиса».
По его словам, при выборе контрагента по MICE большую роль играют финансовые возможности – это и банковские гарантии, и депозиты, и возможность работать с пост-оплатой. В крупных холдингах есть возможность работать с клиентами, которые оплачивают выезд после того, как он состоялся, поэтому они в более выигрышном положении, а рынок испытывает явный тренд к консолидации.
КРУИЗНЫЕ ОПЕРАТОРЫ ВИДЯТ ВОЗВРАЩЕНИЕ КОРПОРАТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Вновь становятся популярны и корпоративные мероприятия на речных теплоходах. По технической оснащенности, возможности организации конференций они ничем не уступают гостиницам. Особенность этого формата, впрочем, состоит в том, что если зарубежные выезды и поездки по России компании, как правило, бронируют за пару месяцев до предполагаемого тура, то заказывать теплоход необходимо за полгода-год.
«В летний период к нам обращается довольно много компаний, которые хотели бы организовать круиз для своих сотрудников или партнеров, но мы вынуждены отказывать. Только «по краям» навигации можем что-то предложить, начав ее чуть раньше или продлив сезон. Но, если необходимо лето, то лучше оставлять заявку за год», - рассказала Светлана Гончарова, заместитель генерального директора по туризму круизного туроператора «Мостурфлот».
Круизный формат особенно нравится международным корпорациям, они приглашают гостей со всего мира. Круиз дает возможность показать Россию, кроме того, на борту теплохода директора компаний могут быть уверены, что сотрудники точно посетят мероприятие
При этом, по ее словам, постоянных корпоративных клиентов довольно много. Если в 2015 году в круизном MICE наблюдался заметный спад, сейчас рынок вернулся к своим привычным объемам. Некоторые компании перестали заказывать такие туры из-за кризиса, но пришли новые клиенты - подчеркивает г-жа Гончарова.
«Этот формат особенно нравится международным корпорациям, они приглашают гостей со всего мира. Круиз дает возможность показать Россию, можно сказать, что это хороший отель, который еще и движется. Кроме того, на борту теплохода директора компаний могут быть уверены, что сотрудники точно посетят мероприятие», - отметила эксперт. По ее словам, наиболее популярны трехдневные круизы Москва – Санкт-Петербург или Санкт-Петербург – Москва, но бывает, что компании организуют и более длительное путешествие.
ЧЕМПИОНАТ МИРА «ПОДНИМЕТ» ВЪЕЗДНОЙ РЫНОК MICE
Несмотря на популярность речных круизов у международных компаний, въездной рынок MICE по-прежнему на довольно низком уровне. России здесь не хватает продвижения за рубежом.
«Пока очень мало делается для рекламы России в качестве направления для MICE. Не хватает продвижения страны на выставках, информации о ней», - отметил Александр Курносов из "Академсервиса". Чемпионат мира, по его мнению, может добавить популярности России как MICE-направлению, но многое зависит от деталей организации.
В UTS Group уверены в том, что ЧМ-2018 даст хороший импульс въездному MICE-туризму. «Безусловно, спрос на MICE в связи с ЧМ-2018 в стране ожидается, и мы его отмечаем уже сейчас. Связываем это с тем, что в России относительно давно не было мероприятий подобного масштаба, в котором задействовано сразу 11 городов. Это уникальная возможность для тех, кто приедет на игры чемпионата мира – гости смогут побывать не только в столице и других крупных городах, но и познакомиться с регионами», - отметила Ольга Гулибина.
Чемпионат - уникальная возможность для тех, кто приедет на игры чемпионата мира – гости смогут побывать не только в столице и других крупных городах, но и познакомиться с регионами
По ее словам, организация мероприятий таких масштабов всегда подразумевает под собой возведение и обновление инфраструктуры, постройку новых спортивных и общественных объектов с использованием передовых и технологичных решений, что, в том числе, является предметом для интереса у туристов со всего мира.
«Необходимо развитие и грамотное использование площадок ЧМ-2018 в дальнейшем. То, что в городах построили новые гостиницы, провели благоустройство, реконструировали экскурсионные объекты, парки, - произведет положительный эффект в долгосрочной перспективе. Мы видим очень интересную ситуацию по Калининграду: там появились, например, новые концертные площадки, становится возможным проведение крупных мероприятий. На 2019 год, когда там будет введена электронная виза для туристов мы уже запланировали рост на уровне 21%», - резюмирует Дмитрий Горин из «Випсервиса».
Следите за нашим каналом в Telegram, чтобы не пропустить самое интересное.
.