На что могут рассчитывать туристы «Матрешки-тур»

Один из двух страховщиков петербургского туроператора «Матрешка-тур» признан банкротом. Хватит ли всем пострадавшим туристам фингарантий в размере 25 млн. рублей, которые есть у другого страховщика, СО «Якорь», выяснял «Вестник АТОР».

ОДИН ИЗ СТРАХОВЩИКОВ «МАТРЕШКИ» ПРИЗНАН БАНКРОТОМ

Напомним, о приостановке туроператорской деятельности «Матрешка-Тур» объявила 22 июня. Наряду с этим туроператор заявил  о прекращении выплат по несостоявшимся ранее турам в Китай, Болгарию и Израиль.  Туристов отправили за страховым возмещением в СО  «Якорь»  (25 мл. рублей) и АО АСК «Инвестстрах» (25 млн.рублей). Однако  «Инвестстрах»  по факту уже был «неживым» страховщиком: компания лишилась лицензии еще 28 апреля, с 18 апреля в ней  работала временная администрация. 

18 июня 2018 года АСК «Инвестстрах» решением Арбитражного суда признали банкротом.  По мнению экспертов,  шансы клиентов  «Матрешки» получить  возмещение от страховщика-банкрота ничтожны. Согласно материалам Арбитражного суда города Москвы, стоимость активов АО «Инвестстрах» на 31.12.2017 составляет не более 231 249 тыс. рублей. Размер обязательств по состоянию на 31.12.2017 -  332 257 тыс. рублей.  Следовательно, по состоянию на конец прошлого года у СК  уже был недостаток активов для исполнения денежных обязательств перед своими кредиторами и обязанности по уплате обязательных платежей в общей сумме 101 008 тыс. рублей.

 В период с 31.12.2017 до 06.06.2018 объем неурегулированных убытков «Инвестстраха» продолжил увеличиваться. Так, по состоянию на 06.06.2018 объем неурегулированных убытков составляет более 165 399 тыс. рублей.

«Источников для урегулирования возникших убытков не имеется», - гласит резолютивная часть судебного решения по «Инвестстраху».

В КАКОМ ПОРЯДКЕ БУДУТ ПРОИЗВОДИТЬСЯ ВЫПЛАТЫ

Так что в реалии рассчитывать на компенсации за несостоявшиеся туры туристы могут при обращении в СО «Якорь». По состоянию на 5 июля в реестре «Якоря» значится 68 клиентов «Матрешки», общая сумма претензий которых  7 709 909 рублей. Как пояснили «Вестнику АТОР» представители СО «Якорь», каких либо ограничений по срокам обращения туристов с заявлением о возмещении за несостоявшиеся туры «Матрешки» нет.

Кроме того, принцип  «кто раньше подал заявление – тот быстрее получил возмещение» - не работает.  В первую очередь, выплаты будут производиться тем туристам, которым «Матрешка» задолжала дольше всех. Т.е. в первую очередь, на компенсацию могут рассчитывать те туристы, поездки которых не состоялись в декабре 2017 года, затем в январе 2018 года и т.д.

Кроме того, представители СО «Якорь»  в  Северной столице просят клиентов «Матрешки»  не приносить документы в петербургский офис, а  отправлять свои претензии почтовым отправлением в письменном виде напрямую в головной офис компании Москве - в отдел урегулирования убытков: 105062, г. Москва, Подсосенский пер, д.5-7, стр.2.  Передача документов страховщику возможна при личном посещении исключительно офиса страховщика в Москве. В петербургском офисе в добровольном порядке сотрудники «Якоря» оказывают помощь туристам в подготовке документов на выплаты, однако они не уполномочены принимать претензии.

СТРАХОВЩИК  ЖДЕТ ОТ «МАТРЕШКИ» РЕЕСТР

По данным представителей СО «Якорь», они до сих пор не получили от «Матрешки» реестра туристов, которым задолжал туроператор. То, что передано в работу, это, скорее,  как говорят в страховой компании, «черновик».

«Мы направили «Матрешке» образец реестра, который нужно заполнить, чтобы было удобно и четко видно, какие туристы уже получили какие-то выплаты от туроператора или произвели перезачет тура, а какие нет. Картина по клиентам неоднородная. У всех разные ситуации. Однако пока такого «правильного» реестра, который существенно бы упростил нашу работу, у нас нет. Так что мы призываем «Матрешку-тур» как можно быстрее сформировать правильный реестр и передать его нам», - говорит представитель «Якоря».

ХВАТИТ ЛИ НА ВСЕХ ТУРИСТОВ ФИНГРАНТИЙ «ЯКОРЯ» В 25 МЛН. РУБЛЕЙ

Наблюдатели, знакомые с ситуацией, обращают внимание на тот факт, что «Матрешка» не подает на банкротство, а значит, по факту ведет хозяйственную и финансовую деятельность: например, арендует офис, оплачивает интернет и т.д. Если так будет продолжаться и сколь угодно дальше, то страховая компания вправе обратиться к «Матрешке» с регрессными выплатами, требуя возместить расходы по выплатам пострадавшим туристам.

Более того, «зависшая» ситуация со статусом проблемного туроператора создает и определенную среду для возможных нечистоплотных действий  агентов, с которыми работала компания.

«Нужно четко понимать не только то, сколько «Матрешка» должна агентам и туристам, но и сколько сами агенты должны ей. Ведь они бронировали туры, и не факт, что зная о проблемах туроператора, деньги за эти туры агенты «Матрешке» все-таки перечисляли. Не исключено, что найдутся и такие агенты, которые захотят воспользоваться этой ситуацией и списать всё на проблемного туроператора», - говорит один из экспертов.

Сумму долга туристам в самой «Матрешке» назвать пока не могут. Однако Елена Московкина, коммерческий директор компании, полагает, что фингарантий в 25 млн. рублей, оставшихся у «Якоря», для выплат всем пострадавшим туристам не хватит.

«Вестник АТОР» следит за развитием событий.

 

Еще больше интересных материалов от АТОР - в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Получать новости "Вестника АТОР" также можно, подписавшись на наш канал в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары АТОР и электронные каталоги туроператоров вы найдете на портале "Академия АТОР"

Текущие спецпредложения от туроператоров АТОР можно найти здесь.

 
 

Поделиться

Подпишитесь на рассылку АТОР