Чемпионат мира как причина не ехать в отпуск. Миф или реальность?

Туроператоры назвали факторы, обусловившие снижение темпов продаж в июне и начале июля 2018 года. Роль ЧМ-2018 в падении продаж, по их оценкам, прослеживается, но главным фактором, тормозившим рынок в июне, футбол не является.

ТУРПАКЕТЫ VS ФУТБОЛ

Туроператоры фиксируют снижение потребительской активности россиян в июне и начале июля. Туры, в том числе за рубеж, стали продаваться меньше. Появилась точка зрения о прямой взаимосвязи темпов продаж и проведением футбольного мундиаля в России.

Опрошенные «Вестником АТОР» туроператоры наличие этой связи подтверждают, но не называют ее определяющей. По меньшей мере, заявления отдельных компаний, которые связали с Чемпионатом мира фактический крах своего бизнеса, не воспринимаются турбизнесом всерьез. Однако связь ЧМ-2018 и определенного спада туристической активности игроки рынка все-таки видят: например, действительно, свои отпуска могли перенести, в частности, силовики и другие работники госорганов, занятых в организации Чемпионата. И таких (зачастую это состоятельные клиенты турфирм) - довольно много. 

«Можно сказать, что мы роль влияния Чемпионата мира в определенной мере недооценили, прогнозируя сезон. В июне продажи снизились на 20-25%. Однако обратите внимание на то, что чемпионат продолжается, а продажи начали расти – ежедневные объемы бронирования у нас за последнюю неделю выросли на 30%», - говорит генеральный директор туроператора «Музенидис Трэвел» Александр Цандекидис.

Участники рынка отмечают, что степень влияния футбола на покупку туров за рубеж оценить сложно – с весны этого года на рынок влияет целая совокупность факторов. Однако главной причиной июньского спада Чемпионат мира не называет никто из опрошенных участников рынка. Она по меньшей мере на третьем месте.

ГЛАВНАЯ ПРИЧИНА: ОСЛАБЛЕНИЕ РУБЛЯ

Замедление темпов продаж произошло задолго до июня – еще в апреле этого года, напоминают туроператоры. Причиной тому стали колебания курса рубля по отношению к основным мировым валютам. Влияние на продажи этого фактора, который туроператоры называют основным в этом сезоне, наблюдается до сих пор.

В то время, как рубль стал дешевле, цены на зарубежных курортах выросли – подорожали и отели, и авиаперевозка (в том числе, за счет удорожания топлива).

Впрочем, спрос на зарубежных направлениях замедлился неравномерно. Турция продается хорошо несмотря ни на что.

«Спрос на турецком направлении вырос в несколько раз», - отмечают в компании ANEX Tour. В то же время, туроператоры отмечают замедление продаж по таким направлениям, как Черногория и Болгария.

«Средиземноморские направления еврозоны, такие как Греция и Италия, также продаются непросто – по причине того, что они дорогие, однако спрос и на них все же растет сейчас, по мере приближения пика сезона», - рассказывают представители туроператора «Интурист».

Находящийся в рублевой зоне внутренний туризм демонстрирует сдержанный рост. «Безоговорочный лидер в предпочтениях туристов «Библио-Глобус» в летнем сезоне 2018 — Россия. Абсолютным лидером среди внутренних направлений у клиентов «Библио-Глобуса» является Сочи и курорты Краснодарского края. Доля продаж данных направлений в структуре наших продаж по России на летний сезон составляет более 70%», - рассказывают в этой туроператорской компании.

ВТОРАЯ ПРИЧИНА: ТУРИСТЫ КУПИЛИ ТУРЫ ЗАРАНЕЕ

Еще один немаловажный фактор повлиявший на спад в июне – это успешные итоги акций по раннему бронированию. В разных компаниях продажи туров по раннему бронированию в этом году превысили прошлогодние показатели на 20-200% (в зависимости от направления).

В «Библио Глобусе» посчитали, что спрос на отдых в Турции по результатам раннего бронирования превысил прошлогодние показатели на 100%, в Испании - на 56%, в Греции — на 22%. В PEGAS  Touristik продажи по раннему бронированию в сравнении с прошлым годом выросли в среднем по всем направлениям на 50%. В «Интуристе» продажи выросли на 20-200% в зависимости от направления.

Отметим, что благосостояние россиян за этот период не улучшилось, и общее количество туристов по итогам года вырастет незначительно (по всем направлениям туризма). Это означает, что доля летних туров, забронированных туристами зимой и весной, а не летом, резко выросла, и эти туристы не явились в агентства в июне – ведь тур уже был приобретен ими ранее. В прошлые годы доля раннего бронирования в структуре продаж была меньше, отмечают игроки рынка.

ДРУГИЕ ПРИЧИНЫ

Среди других причин туроператоры называют сезонные факторы. «В июне мы видим традиционное снижение потребительской активности туристов. Это период, когда школьники сдают экзамены, ЕГЭ и т.д.», - говорит гендиректор PEGASTouristik Анна Подгорная.

Немаловажную роль сыграл избыток перевозки по некоторым направлениям. Учитывая сложившуюся ситуацию, туроператоры принимали решение о корректировки полетных программ. Корректировки были у ANEX Tour, «Интуриста», «Музенидис Трэвел». Речь идет не только о сокращении числа рейсов, но и их увеличении - на некоторых востребованных направлениях.

Наконец, определенное влияние на темпы продаж оказывают финансовые проблемы и банкротства туроператоров. Впрочем, на фоне этого неблагоприятного фактора некоторые компании отмечают активизацию продаж, и, в частности, по тем направлениям, с которыми работали «проблемные туроператоры».

СЕЗОН 2018 ГОДА ЗАКОНЧИТСЯ С ПЛЮСОМ

Впрочем, несмотря на замедление темпов продаж и июне, туроператоры оптимистично прогнозируют итоги сезона.

«Учитывая сложившиеся предпосылки, мы с большой долей вероятности ожидаем, что продажи в августе и сентябре помогут наверстать снижение, зафиксированное в июне», - говорит Александр Цандекидис из «Музенидис Трэвел».

Эту точку зрения разделяют в TUI Россия. «Сезон будет успешным. Причем как для выездного так и въездного туризма. Такие масштабные международные мероприятия, как Чемпионат мира по футболу в конечном итоге не тормозят, а наоборот, стимулируют развитие туризма. Ведь у людей появляется стимул и интерес побывать в других странах», -- отмечают в компании.

 

Еще больше интересных материалов от АТОР - в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Получать новости "Вестника АТОР" также можно, подписавшись на наш канал в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары АТОР и электронные каталоги туроператоров вы найдете на портале "Академия АТОР"

Текущие спецпредложения от туроператоров АТОР можно найти здесь.

.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР