Россия может увеличить поток медицинских туристов в пять раз

Россия может нарастить медицинский турпоток со 110 тыс. человек до 500 тыс. Однако для этого нужно поменять аудиторию и фокус продвижения этого сегмента. Такова оценка ведущих экспертов отрасли, высказанная в ходе деловой программы выставки Intermed-2019. Какие меры потребуются для решения этой задачи – в материале «Вестника АТОР».

В 2017 году в Россию прибыло около 110 000 медицинских туристов, что очень мало по сравнению с ведущими странами, специализирующимися на этом виде туризма – Индией, Кореей, Малайзией и Таиландом. Однако у России есть вполне реальная возможность увеличить цифру въездного медицинского турпотока до 500 000 человек в год.

Об этом в докладе на круглом столе «Международный опыт реабилитации в условиях курорта», который прошёл в рамках выставки Intermed-2019 и собрал представителей медицинского туризма из разных стран, сообщила председатель Ассоциации оздоровительного туризма (АОТ) Елена Трубникова.

Эксперт считает, что способствовать этому будет происходящая на наших глазах смена классической парадигмы медицинского туризма. Пациенты становятся прагматичными и уже не так стремятся ехать в «раскрученные» страны, чтобы получить медицинские услуги по завышенным ценам, а ищут новые, качественные и в то же время более дешевые направления.

«Мы вполне можем конкурировать с ведущими зарубежными медицинскими центрами по цене, качеству обслуживания, научному потенциалу и техническому обеспечению», – уверена г-жа Трубникова.

Так, Россия, по данным АОТ, уже хорошо известна в области термального лечения и занимает 4-е место в мире по оздоровительному туризму (лечению на природных курортах). 

При объемных государственных и частных инвестициях, и должных усилиях в маркетинге и продвижении, природные богатства страны (в России имеется несколько тысяч термальных источников) и сложившиеся курортные кластеры должны привлечь иностранных медицинских туристов.

По мнению г-жи Трубниковой, в первую очередь здесь можно выделить Сочи с курортом Мацеста, Краснодарский край, Кавминводы и привлекательный своей экзотикой Алтай. Большим преимуществом российских термальных курортов является расположение многих из них в природоохранных зонах и достаточно комфортные условия проживания пациентов.

КТО НАШ ТУРИСТ ИЛИ КАК ПЕРЕНАПРАВИТЬ ПОТОКИ?

Если говорить о портрете современного медицинского туриста, прибывающего в Россию, то сегодня это почти на 100% русскоговорящие жители близлежащих государств или наши бывшие соотечественники. Эти люди едут к нам и из-за отсутствия языкового барьера и потому, что многие из них уже хорошо знакомы с нашей страной.

Именно в неготовности и неумении привлечь иного медицинского туриста из стран «дальнего» зарубежья, по мнению г-жи Трубниковой и других участников круглого стола, и состоит основная проблема въездного медицинского туризма в России. Наше продвижение на рынках вне СНГ затруднено внутренними факторами.

Во-первых, наши врачи и медперсонал очень редко владеют иностранными языками на необходимом для свободного общения уровне. Во-вторых, их несомненный профессионализм и опыт, к сожалению, не подкреплён соответствующими рейтингами и международными сертификатами.

«Первым шагом на пути продвижения наших лечебных центров в индустрию медицинского туризма должна стать интеграция в международное сообщество», – говорит председатель АОТ. Российским клиникам просто необходимо пройти сертификацию по стандарту JCI, на который в первую очередь сегодня ориентируется зарубежный потребитель.

Кроме того, по ее мнению, России необходимо решить и проблемы в страховании иностранцев, прибывающих в Россию с целями медицинского туризма. Пока этот механизм непрозрачен, в нём нечётко определена степень ответственности каждой из сторон и, соответственно, нет единого правила возмещений по страховому случаю.

Конкуренция у России в этом вопросе достаточно высока, отмечает эксперт. На тех же самых туристов, что и Россия, в Восточной Европе претендуют Хорватия, Чехия, Словакия, Словения и даже Турция, которая сейчас проводит целенаправленную политику по агрессивному продвижению услуг медицинского туризма на внешних рынках.

В ЧЕМ НУЖНА ПОМОЩЬ ГОСУДАРСТВА

Все опрошенные «Вестником АТОР» эксперты, присутствовавшие на круглом столе, сходятся во мнении, что перечисленные проблемы невозможно или крайне сложно решить без поддержки государства – в том числе, финансовой.

Государство также может задать изначально высокий стандарт медицинских услуг, помочь в формировании и продвижении бренда России как страны медицинского туризма. Пока же привлечение иностранных пациентов – скорее, забота самих клиник, которые создают международные отделы и пытаются наладить собственные связи с агентствами.

Финансовое и административное участие государства в развитии отрасли может касаться не только возможной компенсации затрат на сертификацию, о которой говорили в ходе мероприятия представители клиник, но и глобальной политики выстраивания экосистемы медицинского туризма в целом, включая продвижение за рубежом. Помогут и менее затратные меры «режима благоприятствования» для отрасли.

Так, по мнению представителей отрасли, для развития медицинского туризма в России крайне важно реализовать анонсированное облегчение визового режима. 

Введение упрощённой процедуры получения медицинских виз для пациента и сопровождающих его лиц или полная отмена виз для таких иностранных граждан, по мнению экспертов, поможет перенаправить в Россию поток медицинских туристов из других стран, прежде всего из Восточной Европы, но и не только: Россия может стать медицинским «оазисом» для тех, у кого возникли проблемы с шенгенской визой.

 

Еще больше интересных материалов от АТОР - в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Получать новости "Вестника АТОР" также можно, подписавшись на наш канал в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары АТОР и электронные каталоги туроператоров вы найдете на портале "Академия АТОР"

Текущие спецпредложения от туроператоров АТОР можно найти здесь

.

 
 

Поделиться

Подпишитесь на рассылку АТОР