Прошлый год ознаменовался падением российского турпотока в Сербию. Начало 2019 года отмечено ростом интереса к этой стране со стороны клиентов туроператоров. Какой отдых ищут россияне в Сербии и сколько он стоит – в материале «Вестника АТОР».
Согласно данным официальной сербской статистики, количество туристических прибытий в страну по итогам 2018 года возросло на 14,2% в годовом выражении – до 1,710 млн. Ключевые иностранные рынки для Сербии – Босния и Герцеговина (121 тыс. прибытий), КНР (102 тыс.) и Болгария (99,5 тыс.). За ними следуют Турция, Германия, Хорватия и Румыния.
Российский турпоток в Сербию в 2018 году испытал спад: по данным Погранслужбы ФСБ РФ, количество россиян, выехавших в Сербию, в прошлом году составило 74 449 человек, что на 8,2% меньше, чем в 2017 году. Традиционно на направлении преобладают самостоятельные туристы: эксперты полагают, что именно за счет данного сегмента и произошло наблюдаемое снижение. Напротив, у туроператоров, занимающихся Сербией, за последний год значительно возрос спрос на туры в Сербию.
Начало 2019 года не стало исключением – игроки рынка видят подъем интереса к Сербии у российских организованных туристов. «Сербией как страной, куда можно и нужно ехать, туристы стали интересоваться гораздо больше – это факт», – рассказывает Ирина Денисова, руководитель направления туроператора Service Voyage.
Интерес туристов вполне конвертируется в продажи у крупных игроков рынка. «Из года в год сербское направление показывает стабильный рост. В этом году прирост составил около 20%», - рассказывает Анна Филатовская, PR-директор туроператора ICS Travel Group.
Эксперты еще одного крупного игрока, специализирующегося на Балканах, туроператора ПАКС, говорят о росте спроса на туры в Сербию в январе-марте 2019 года более чем на 100% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Как полагает Любовь Чучмаева, директор по маркетингу ПАКС, рост продаж у компании связан с выгодными для туристов ценами пакетных предложений, которые базируются на блочной перевозке Red Wings в Белград 4 раза в неделю.
КУДА И ЗА ЧЕМ РОССИЯНЕ ЕДУТ В СЕРБИЮ
По данным туроператоров, Сербия интересует российских туристов прежде всего широким спектром недорогих санаториев, разбросанных по всей стране. У туроператоров бронируются преимущественно туры на термальные курорты Сербии с лечением и размещением в экономичных объектах (они востребованы кругологодично), а в летний период – экскурсионные туры по стране и короткие сити-туры в Белград.
«По цене с сербскими оздоровительными курортами и санаториями на российском рынке могут конкурировать, пожалуй, Эстония и Литва. Но в отличие от прибалтийских стран, в Сербию не нужна виза, и отношение к нашим соотечественникам здесь гораздо теплее», – считает г-жа Денисова из Service Voyage.
Подтверждает ее оценку и Любовь Чучмаева из ПАКС, которая отмечает, что сербские термальные курорты по качеству вполне могут посоперничать с аналогами в Словакии и Венгрии, а по цене гораздо доступнее. По данным ПАКС, самые популярные курорты Сербии у россиян сегодня – это Врнячка Баня, Врдник, Аданджеловац, Баня Ковиляча. На них совокупно приходится около 70% от общего числа заявок по Сербии.
Интерес россиян к Сербии в качестве бюджетной альтернативы другим, более раскрученным «термальным» направлениям, логичен в нынешних условиях тотального тренда на экономию, наиболее явном как раз в среднем сегменте.
Интерес россиян к Сербии в качестве бюджетной альтернативы другим, более раскрученным «термальным» направлениям, логичен в нынешних условиях тотального тренда на экономию, наиболее явном как раз в среднем сегменте.
Так, у ПАКС сейчас средняя стоимость пакетного тура в Сербию на 7 ночей ½ DBL c полным пансионом и лечением – в районе 35 000 руб. на человека. В такой тур уже включены размещение, перелет регулярными рейсами а/к Аэрофлот, Air Serbia, Red Wings, медстраховка. Все трансферы в Сербии индивидуальные, их можно добавить в корзине при бронировании, уточняют в компании.
«Помимо безвизового въезда Сербия для россиян привлекательна еще и возможностью менять российские рубли на сербские динары, что делает поездку еще более экономичной. На всей территории Сербии есть офисы «Сбербанка», - добавляет Анна Филатовская из ICS Travel Group.
Классический тур выходного дня с проживанием в отеле 3* у туроператоров начинается от 190 евро на человека, куда включено размещение, трансферы и обзорная экскурсия по Белграду. У ПАКС мини-тур на майские праздники в Белград без перелета (наземное обслуживание) стоит 566 евро на двоих человек.
В ICS Travel Group отмечают, что организованных туристов из России стали больше интересовать и экскурсионные поездки по стране помимо Белграда, в том числе приуроченные к различным фестивалям. Есть запросы на фестиваль трубачей в Гуче, музыкальный фестиваль в Нови-Саде, джазовый фестиваль в Нише, кинофестиваль Кустендорф и др. Активно интересуются туристы и богатым культурно-историческим наследием регионов Сербии.
Как отмечают игроки рынка, новой тенденцией в выездном туризме в России становятся гастрономические и винно-гастрономические туры в страны Восточной Европы, и Сербия – не исключение. О «прекрасных гастрономических и винных туры в Сербии» говорят и в ICS Travel Group, и в ПАКС, а в компании Service Voyage уже планируют регулярные туры с этой тематикой, для чего перед майскими праздниками даже организуют для журналистов, блогеров и винных энтузиастов инфотур по винодельням Сербии.
СЕРБИИ НЕ ХВАТАЕТ РЕКЛАМЫ В РОССИИ И ДЕШЕВЫХ АВИАБИЛЕТОВ
Очевидным сдерживающим фактором, который тормозит рост организованного спроса на Сербию в России, является дороговизна авиабилетов, полагают в туроператорских компаниях. Например, у «Аэрофлота» минимальная стоимость перелета Москва-Белград-Москва составляет порядка 20 тыс. рублей на человека.
Еще один минус направления, на который указывают в ПАКС, это отсутствие групповых трансферов – и, как следствие, дорогие индивидуальные трансферы (так как от Белграда до курортов страны достаточно большое расстояние).
Не менее важным обстоятельством, мешающим потенциалу направления раскрыться в полную силу, туроператоры считают крайне недостаточную информацию о возможностях и потенциале лечебных курортов Сербии как у туристов, так и у турагентов. Сербия фактически не продвигает себя в России, кроме участия в отраслевых выставках.
В результате многие возможности продвижения оздоровительных и SPA-туров в Сербию в организованном сегменте российского туристического рынка упускаются, а ведь именно в этой части Сербия могла бы прежде всего успешно конкурировать с другими термальными направлениями Восточной Европы, говорят эксперты туротрасли.
Еще больше интересных материалов от АТОР - в нашем канале на Яндекс.Дзен.
Получать новости "Вестника АТОР" также можно, подписавшись на наш канал в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook.
Бесплатные онлайн-курсы, вебинары АТОР и электронные каталоги туроператоров вы найдете на портале "Академия АТОР".
Актуальные СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЯ туроператоров по турам за рубеж и по России вы можете посмотреть в разделе СПО портала АТОР.
.