Россияне в этом году стали больше покупать экскурсионные туры по России. Однако туристы одновременно стремятся максимально сэкономить на таких поездках. Как результат, туроператоры этим летом «оптимизируют» экскурсионный турпродукт.
МОДА НА РОССИЮ И ОТЛОЖЕННЫЙ СПРОС
По оценке большинства туроператоров, спрос на экскурсионные туры по России этим летом вырос от 10 до 20% в годовом выражении.
В качестве причин роста эксперты обращают внимание на объективно присутствующий на рынке в этом году фактор «отложенного спроса». Летом прошлого года экскурсионный сезон был несколько «смазан» из-за матчей ЧМ-2018, из-за которых в городах матчей были введены некоторые ограничения. Как отмечает генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин, по таким экскурсионным направлениям, как Санкт-Петербург, Казань, Калининград, где в прошлом году проходили матчи ЧМ-2018, спрос вырос от 18 до 20%. «Те классические туристы, которые не поехали по этим маршрутам прошлым летом из-за футбола, в этом году свои планы реализовали», – подчеркивает эксперт.
По мнению экспертов TUI Россия, помогает продажам экскурсионных туров по России и определенная «мода». Как считают представители федерального туроператора, в портфеле которого этим летом появились даже такие экзотические предложения, как туры на Таймыр, отдых «дома» становится все популярнее, и экскурсионные программы – не исключение. Рост спроса по внутренним экскурсионным маршрутам в TUI оценили в 20%. По данным туроператора, доля экскурсионных туров в общих продажах российского продукта в этом летнем сезоне составляет 30%.
О подъеме спроса на экскурсионные туры по РФ сообщают и другие участники рынка. Так, эксперты национального туроператора АЛЕАН сообщили о росте продаж в 10-15% по сравнению с прошлым годом. Довольны ходом продаж внутреннего экскурсионного продукта и специалисты туроператора ANEX Tour, который предлагает туры в Калининградскую область, Казань, Санкт-Петербург, Алтай и Дальний Восток. В сезоне-2019 ассортимент предложения был расширен: стало больше пакетных туров на Байкал и в Алтайский край, добавилось экскурсионное предложение по Осетии.
По наблюдениям представителей туроператора «Мультитур», в этом году вырос спрос на туры в Санкт-Петербург, Москву и Казань, в то время как продажи туров по Золотому кольцу снизились до 10%.
По данным туроператора «Мастерская Путешествий», специализирующегося на авторских экскурсионных турах, в целом объемы пока соответствуют прошлогодним. Как считает Владимир Лутов, генеральный директор компании, из-за снижения платежеспособности большинство туристов предпочитает экскурсионным поездкам туры на море или вообще отдых на даче.
«Май из-за длинных праздников был хорошим, июнь оказался хуже, в том числе и потому, что на 12 июня пришелся всего один выходной. В июле-августе люди чаще выбирают пляжный отдых. Оживление интереса к экскурсионным поездкам мы наблюдаем с конца августа. Хотя уже есть бронирования и на ноябрьские праздники», – рассказал г-н Лутов.
Тем не менее, отдельные направления у некоторых многопрофильных компаний показывают в этом году и поистине экстремальный рост. Например, в пресс-службе туроператора «Интурист» сообщили об увеличении продаж туров в Санкт-Петербург на 70% в сравнении с сезоном-2018. Очевидно, однако, что связаны такие цифры по большей части с ассортиментной и ценовой политикой самого туроператора.
ПОГОДА ТУРИСТАМ НЕ ПОМЕХА
Как сообщают туроператоры, дождливая погода, которая установилась в июле в столичном регионе, не влияет на продажи экскурсионки. Как поясняет директор по внутреннему рынку туроператора Coral Travel Алена Громова, прохладная погода для путешествий не является сдерживающим фактором.
«Наоборот, в такую погоду комфортно переезжать из города в город и осматривать все достопримечательности», – говорит эксперт.
«Обычно туристы покупают экскурсионные туры не на «завтра», а с глубиной 10 дней и более. Конечно, все рассчитывают на благоприятную погоду, но тут как повезет. К тому же в ряде регионов часть экскурсионных программ проходит в музеях, так что туристы находятся в комфортных условиях», – отмечает и Владимир Лутов из «Мастерской Путешествий».
Согласен с мнением коллег по цеху и Сергей Ромашкин. Он приводит статистику заявок по экскурсионным турам за период с 15 по 21 июля. Три четверти этих бронирований были сделаны заблаговременно, первые заявки «упали» еще в январе. К тому же интерес к экскурсионным турам есть не только у жителей Москвы и регионов ЦФО, но и у жителей Сибири, Урала и Юга России. «Например, у нас есть туристы из Анапы, где как раз много солнечных дней. Так что фактор погоды не влияет на планы туристов отправиться в экскурсионные туры по родной стране», – отмечает он.
В ТОПЕ СПРОСА – ТУРЫ В ФОРМАТЕ «ЛАЙТ»
По наблюдениям туроператоров, снижение покупательской способности населения сказывается и на выборе экскурсионного продукта. Тренд сезона – бронирование бюджетного тура с возможностью приобретения каких-то дополнительных услуг на месте.
«Потребитель сегодня предпочитает бюджетные экскурсионные туры, и уже на месте турист решает о дополнительных опциях – самостоятельно посетить тот или иной объект или заказать экскурсию с профессиональным гидом», – говорит Алена Громова из Coral Travel.
«Тренд потребительского поведения – доплачивать на месте. Например, чаще туристы предпочитают взять тур в версии «лайт» или «эконом», а дополнительные экскурсии докупить на месте», – подтверждают в «Интуристе».
О схожих трендах сообщают и специалисты «Мультитур». У компании также востребованы туры формата «лайт», когда в программе много свободных дней или в программу включены пешеходные экскурсии. При этом туристы все чаще предпочитают туры с включенным проездом на автобусе, несмотря на то, что чаще это ночные переезды. Как подчеркивают эксперты, фактор цены при выборе программы тура является определяющим.
Из-за стремления туристов к бюджетности туроператоры вынуждены пересматривать отдельные базовые программы в сторону снижения стоимости, исключая из программы участие в мастер-классах или другие интерактивы.
Например, как сообщили в одной из компаний, они убрали из программы одного из туров роспись подноса, которая была оценена в 650 р., и такая мера помогла оживить спрос на экскурсионный продукт.
РАСТЕТ ИНТЕРЕС К ПОЕЗДКАМ НА БАЙКАЛ, АЛТАЙ И ДАЛЬНИЙ ВОСТОК
По оценке туроператоров, в топе спроса на лето-2019 – экскурсионные туры в Санкт-Петербург, Москву, Казань, маршруты Золотого кольца, Калининград. Из новых трендов в компаниях отмечают небольшой рост интереса к турам на Байкал и на Алтай.
По информации специалистов «Мультитура», в этом году прибавили в спросе Карелия, Псков, Крым. Вырос интерес к автобусным турам в Калужскую, Тульскую, Рязанскую области. Эксперты АЛЕАН сообщили об увеличении спроса на поездки в Карелию и на Сахалин.
Владимир Лутов из «Мастерской Путешествий» отметил хорошие продажи авторских эксклюзивных туров на Урал и Волгу, отметив также успешную реализацию программ на карельском и псковском направлениях.
По наблюдениям ANEX Tour, в основном туристы в России бронируют наземное обслуживание, а транспорт предпочитают выбирать сами, что, как подчеркивают в компании, «является особенностью российского туризма».
ОСЕНЬ – ЗОЛОТАЯ ПОРА «ЭКСКУРСИОНКИ»
По отзывам туроператоров, вторая половина лета традиционно пляжная, поэтому активизации спроса на экскурсионные туры по России стоит ждать осенью. У ряда компаний уже есть бронирования на сентябрь-октябрь.
ВНИМАНИЕ:
Еще больше интересных материалов от АТОР - в нашем канале на Яндекс.Дзен.
Читать новости можно, подписавшись на Instagram-аккаунт Ассоциации туроператоров, на канал АТОР в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook.
Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".
Актуальные СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЯ туроператоров по турам за рубеж и по России смотрите в разделе СПО портала АТОР.