Турпоток в Республику Алтай за 2018 год составил 2,1 млн человек. Однако этот удивительный регион по-прежнему остается малодоступным для жителей центральной России: на самолете сюда прибывают всего 2% туристов. В Ростуризме и правительстве РФ намерены изменить эту ситуацию.
О мерах, которые необходимо предпринять для развития туристического потенциала Республики Алтай, эксперты турбизнеса, представители регуляторов и республиканских властей говорили в прошлые выходные в Горно-Алтайске, где прошло совещание под председательством вице-премьера Ольги Голодец.
В совещании также участвовали заместитель министра экономического развития РФ Сергей Галкин, глава Ростуризма Зарина Догузова, врио губернатора Республики Алтай Олег Хорохордин, исполнительный директор Ассоциации туроператоров (АТОР) Майя Ломидзе, представители турбизнеса региона.
Мероприятие проходило в режиме живого и открытого диалога. Врио губернатора Республики Алтай Олег Хорохордин, открывая совещание, подчеркнул, что туризм в регионе сегодня рассматривается как приоритетная отрасль, которой уделяется особое внимание – в том числе и на федеральном уровне, доказательством чего и является совещание с вице-премьером. Он напомнил, что сегодня республика развивает два туристических кластера, частично финансирующиеся из федерального бюджета – Манжерок и Каракольские озера.
98% ТУРИСТОВ ПРИБЫВАЮТ НА АВТОТРАНСПОРТЕ
Отправной точкой для дискуссии на мероприятии стала подробная статистическая информация о туризме в регионе, которую представил Федор Ротарь, министр экономического развития и имущественных отношений Республики Алтай.
Согласно этим данным, совокупный (и российский, и иностранный) турпоток в Республику Алтай за 2018 год составил 2,115 млн человек, что выше показателя 2017 года на 3,1%. При этом турпоток распределен по сезонам следующим образом: на период май-сентябрь пришлось посещений (64,1%), на межсезонье и зимний сезон – 19,3% и 16,6% соответственно.
Что касается структуры турпотока по географии прибытия, то 90% туристов, посещающих Республику Алтай, это гости из регионов Сибирского Федерального округа, причем две трети их прибывают сюда на личном автотранспорте, чуть менее трети – на коммерческом автотранспорте, и лишь 2% – на самолете из других регионов РФ.
Соответственно, больше двух третей туристов приезжают в Республику Алтай на срок менее 5 дней, доля туристов, воспользовавшихся услугами отелей и пансионатов, составила в 2018 году 46,1%, а разместившихся в палатках – 33,8%.
В период высокого сезона наибольшей популярностью у гостей республики пользуются водные сплавы (рафтинг востребован у 45% туристов), экскурсии к природным и историко-культурным объектам (28%). Лечебно-оздоровительные услуги востребованы лишь у 8% туристов.
РАСШИРЯТЬ СЕЗОН И ПРЕДСТАВЛЯТЬ БРЕНДОВЫЕ МАРШРУТЫ
Глава Ростуризма Зарина Догузова в своем выступлении отметила, что потенциал Республики Алтай позволяет развивать в регионе туризм в гораздо больших масштабах и с гораздо большей экономической отдачей, чем это есть сейчас.
В качестве одной из главных проблем на пути эффективного использования возможностей Горного Алтая она назвала ярко выраженную сезонность. Так, согласно краевой статистике, две трети туристов сюда приезжают в период май-сентябрь, почти половина всего турпотока (44%,) приходится на три летних месяца, а половина всего номерного фонда Республики доступна только в этот сезон.
По мнению г-жи Догузовой, сезон надо расширять, в том числе привлекая сюда туристов и в межсезонье, и зимой – например, с помощью ярких событийных мероприятий.
Зарина Догузова также подчеркнула, что в настоящий момент Ростуризм совместно с АТОР реализует новый проект – «Национальные брендовые маршруты», участие в котором должно принести пользу региону. Она рекомендовала врио губернатора Республики Алтай дать поручение туристической администрации региона активно подключаться к работе экспертного совета, созданного при Ростуризме – присылать запросы на экспертизу маршрутов.
«Специалисты экспертного совета приедут в Республику, отсмотрят турпродукт и выдадут рекомендации по доработке и развитию», – подчеркнула она.
Зарина Догузова также отметила, что Ростуризм уже сейчас работает над привлечением организованного турбизнеса в регион: 9-11 августа при поддержке федерального агентства и туроператоров в регионе пройдет гастрономический фестиваль, который, как планируется, привлечет не менее 10 тыс. гостей, в сентябре в Республику Алтай привезет фам-трип туроператор ANEX Tour, в октябре регион представят в Париже на фотовыставке.
Кроме того, Ростуризм готовит и b2c-продвижение: в проморолик про зимние виды спорта в России, который сейчас создается специалистами агентства, планируется включить курорт Манжерок.
ВОПРОС АВИАПЕРЕВОЗКИ В ГОРНО-АЛТАЙСК
Вице-премьер Ольга Голодец, предоставив слово практически всем представителям алтайского туристического бизнеса, желающим поделиться проблемами развития отрасли, обратила внимание властей Республики, что при формировании стратегии развития туризма региона необходимо максимально сосредоточиться на конкретике.
Она также пообещала поднять вопрос о субсидировании авиаперевозки в регион. По ее словам, 2% прибывающих в регион авиатранспортом – яркий показатель низкой доступности Республики Алтай для туристов из других регионов, особенно для Центральной России. Сейчас в Горно-Алтайск из Москвы выполняют рейсы только S7 и «Победа» с 16 июля. Авиамаршрутами столица региона соединена только с Новосибирском, Екатеринбургом и Кемерово.
Ольга Голодец попросила развить тему исполнительного директора АТОР Майю Ломидзе, подчеркнув, что специалисты Ассоциации глубоко разбираются в проблемах внутреннего туризма и имеют готовый инструментарий для оценки необходимых изменений в туротрасли Республики Алтай.
Г-жа Ломидзе рассказала, что на данный момент есть 25 базовых маршрутов, которые предлагаются федеральными и региональными туроператорами, продолжительностью от 2-3 до 10 дней, стоимостью от 24 тыс р. до 75-80 тыс. р. на человека, без учета авиаперевозки.
Из-за особенностей расписания и дороговизны авиабилетов на рейсы в Горно-Алтайск порядка 80% туристов, прибывающих не из Сибирского ФО, предпочитают прилетать в Барнаул, а затем автотранспортом добираются до объектов Республики Алтай.
Именно поэтому, по данным АТОР, большинство маршрутов по Республике Алтай являются межрегиональными, а три четверти всех туристов едут в три района Республики (из 11), расположенных в 2-4 часах езды от Горно-Алтайска. Это Чемальский (657 тыс. туристов в 2018 году), Майминский (563 тыс.) и Турачакский районы, где расположено знаменитое Телецкое озеро (359 тыс.), при этом более 90% турпотока – это жители самого региона и соседних территорий (Алтайский край, Новосибирск, Кемерово).
«Отмечается большой интерес туристов к горной части Алтая, однако именно в этой части Алтая мы видим мало оформленного турпродукта», – отметила г-жа Ломидзе. Она подчеркнула, что в регионе довольно активная бизнес-среда, однако зачастую действия бизнеса и власти по развитию туризма идут параллельными путями.
Увеличение турпотока в регион зависит, по мнению исполнительного директора АТОР, от развития транспортной доступности, от развития маршрутов и туристической инфраструктуры в новых районах Республики Алтай, а также от эффективности продвижения, которое не должно ограничиваться только участием в выставках.
ВНИМАНИЕ:
Еще больше интересных материалов от АТОР - в нашем канале на Яндекс.Дзен.
Читать новости можно, подписавшись на Instagram-аккаунт Ассоциации туроператоров, на канал АТОР в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook.
Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".
Актуальные СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЯ туроператоров по турам за рубеж и по России смотрите в разделе СПО портала АТОР.