Отпуск в одиночку. Сколько российских туристов путешествуют «соло»

По данным туроператоров, практически каждый пятый турист, выбирающий туры по России, едет один. В сегменте выездного туризма эта доля заметно меньше, но есть страны, где доля российских туристов-«одиночек» весьма существенна. При этом, в отличие от Запада, российские «одиночки» – в основном не миллениалы.

ЗАПАДНЫЙ ТРЕНД НА СОЛО: МИЛЛЕНИАЛЫ ВЕДУТ

В западных странах и даже в Азии тренд на путешествия solo («в одиночку») набирает обороты несколько лет подряд – об этом свидетельствуют самые разные источники – от отраслевых исследований до данных систем бронирования.

Количество запросов в Google на соло-путешествия с 2015 по 2017 год выросло на 40%. В Великобритании, согласно данным ассоциации турагентов ABTA, в одиночку в 2018 году в целом по британскому рынку путешествовали уже 11% туристов. 

Видят рост запросов на бронирования «одиночных» путешествий и размещения в Hotelscan.com (рост на 170%), Airbnb (рост от 142% до 172% для некоторых городов). Страны и направления, куда стремится больше всего путешественников-одиночек – это Таиланд, Перу, Мексика, Новая Зеландия, Австралия, Вьетнам.

Согласно исследованию сервиса бронирования Klook наибольший рост числа заказов на одиночные путешествия показали такие рынки, как Австралия, Новая Зеландия, Гонконг, материковый Китай и Великобритания (+10%). Solo travel в мире движут прежде всего миллениалы. Так, в Китае, согласно опросам, до 60% туристов-миллениалов собираются в ближайшие пять лет совершить путешествие в одиночку. Исследование Princeton Survey Research Associates в США выявило близкие цифры: 58% миллениалов собираются в «одиночное» путешествие в ближайшее время.

В туристических компаниях западных стран видят особенный рост спроса на одиночные туры со стороны женщин: у некоторых американских и европейских компаний свыше 50 и даже 60% их клиентов-женщин отправляются в поездку одни, без спутника.

При этом в туристических компаниях западных стран видят особенный рост спроса на одиночные туры со стороны женщин: у некоторых американских и европейских компаний свыше 50 и даже 60% их клиентов-женщин отправляются в поездку одни, без спутника. По данным опроса Booking.com, 72% американок хотели бы путешествовать в одиночку. По данным исследовательской компании Hitwise, 55% всех запросов на путешествия в одиночку в Великобритании делают женщины, в основном это жительницы Лондона в возрасте 25-34 года.

«Соло-эпидемия» затронула и круизный сегмент западного рынка: у европейского оператора речных круизов Riviera Travel уже 18% клиентов путешествуют в одиночку, что заставило его переделывать некоторые каюты в «синглы». Ту же тенденцию отмечают и в Norwegian Cruise Line, которая ввела специальную категорию кают для туристов-одиночек еще в 2010 году.

Согласно исследованиям Booking.com, вторым по значимости драйвером одиночных путешествий после миллениалов являются «беби-бумеры» (родившиеся в 1943–1963 годах, то есть уже вышедшие на пенсию или дорабатывающие последние годы до нее).

Интересно, что по данным Mintel Solo Traveller Report-2018, 52% всех людей, путешествующих в одиночку, предпочитают приобрести тур у турагента или туроператора. Мы, в свою очередь, попытались узнать у российских туроператоров, насколько характерен для российского рынка тренд на «одиночные путешествия».

СКОЛЬКО «ОДИНОЧЕК» В ВЫЕЗДНОМ ТУРИЗМЕ

Туроператоры, в портфеле которых основную долю занимают массовые выездные пляжные направления, не видят особого всплеска интереса к одиночным путешествиям у россиян. Доля их достаточно стабильна, и по массовым зарубежным направлениям не превышает 12%. Это неудивительно, ведь та же Турция (а это половина всего российского выездного рынка) – преимущественно семейное направление.

«Доля одиноких путешественников не такая большая от общего числа и примерно такая же, как в прошлом году – 6%, в зимний период их немного больше, около 10% от общего числа. Женщин путешествует в одиночестве в 2 раза больше, чем мужчин», – такие данные приводят в ANEX Tour.

Нужно учитывать и тот факт, что иногда, бронируя номер сингл, человек едет вместе с компанией, а не в одиночное путешествие, то есть «настоящих» одиночек может оказаться и меньше.

Здесь, впрочем делают важную оговорку: нужно учитывать и тот факт, что иногда, бронируя номер сингл, человек едет вместе с компанией, а не в одиночное путешествие, то есть «настоящих» одиночек может оказаться и меньше.

В Coral Travel говорят, что в целом по году около 12% от всех бронирований стабильно составляют брони номеров «сингл», у «Русского Экспресса» их доля не превышает 8-10% от общего числа туристов, а у «Музенидис Трэвел», туроператора, который специализируется по Греции, летом доля одиночек не превышает 3,17%, но зимой доходит до 11,6%.

В КАКИЕ СТРАНЫ ЕДУТ РОССИЙСКИЕ «ОДИНОЧКИ»

У российских организованных туристов-«одиночек» есть и свои предпочтения по направлениям отдыха: в некоторых странах таких бронирований больше, чем обычно. Например, в Coral Travel составили такой рейтинг (по данным этого года):

Тунис – 17% одиночные бронирования

Болгария – 14% одиночные бронирования

Турция – 13 % одиночные бронирования

Испания – 11% одиночные бронирования

Греция – 7% одиночные бронирования

В ANEX Tour подтверждают интерес российских «одиночек» к Грузии, Кипру и опять – к Греции. В свою очередь, в «Музенидис Тревел» рассказывают, что наиболее высока доля одиночных бронирований в Греции на таких ее направлениях, как Халкидики (19%), Афины (16%), Крит (8%).

Больше обычного одиночных бронирований, по данным «Русского Экспресса», встречается на таких зарубежных направлениях, как Россия, Испания, Чехия, ОАЭ, Хорватия, Черногория, Франция, Израиль, Германия. В «Мультитуре» к этому списку добавляют соседнюю Белоруссию.

Но безусловный лидер по российским «одиночкам» – Чехия. Так, у туроператора «ВЕДИ Групп», который специализируется на странах Восточной Европы, доля одиночных бронирований в целом по компании составляет 50% в летний сезон, а по отдельно взятой Чехии этот показатель еще выше.   

РОССИЯ В ОДИНОЧНОМ ТРЕНДЕ

На внутрироссийских направлениях «одиночек» (в среднем и на отдельных направлениях) больше, чем на выездных. Это естественно – так как в знакомой среде людям психологически легче выбрать путешествие одному. Данные туроператоров по внутреннему туризму – наглядное свидетельство этому. Так, у туроператора «Мультитур» доля одиночных бронирований по компании составляет 18%, у туроператора «Дельфин» – 19%.

Фактически, из этих данных следует, что каждый пятый российский турист, бронирующий услуги у туроператоров на внутренних направлениях, едет один. 

Максимальный уровень (до 25% одиночных бронирований) у «Дельфина» зафиксирован на экскурсионных маршрутах «Золотого Кольца». Практически сходные показатели у «Мультитура» дают санатории Кавказских Минеральных вод.

Максимальный уровень (до 25% одиночных бронирований) у «Дельфина» зафиксирован на экскурсионных маршрутах «Золотого Кольца». Практически сходные показатели у «Мультитура» дают санатории Кавказских Минеральных вод.

На втором месте у «Дельфина» – Крым с долей одиночных бронирований 18%, далее идут курорты Краснодарского края с долей 17,5% (данные «Мультитура» согласуются с этим)

В межсезонье и зимой, по данным «Мультитура», доля одиночных бронирований на Юге России возрастает до 24% – однако это в основном санатории Краснодарского края. Тренд подтвердили и представители санаторно-курортной отрасли края.

«Доля одиночных бронирований ощутимо растет у нас в межсезонье: если летом она ближе к 5-6%, то осенью и зимой может доходить до 15% в среднем. В основном одни приезжают женщины средних лет, которые стремятся поддерживать себя в хорошей физической форме, но представлены и пенсионеры, и молодежь, хотя последней пока не так много», – рассказывает Дмитрий Богданов, генеральный директор санатория «Знание» в Сочи.

На четвертом месте – Санкт-Петербург: здесь около 15% бронирований составляют туристы «одиночки».

Зимой доля одиночных туристов на всех российских направлениях несколько возрастает – преимущественно за счет того, что ездит меньше родителей с детьми.

Минимальный уровень одиночных бронирований туроператоры фиксируют (как это ни странно) в сегменте речных круизов по России.

Так, у  «Водохода» в этом сезоне доля одиночных бронирований составила 12%, у «Мостурфлота» – и вовсе 5% в среднем по всем теплоходам. Максимальный процент «одиночек» (до 20% от всех пассажиров) встречается на продолжительных круизных рейсах (9 дней и больше).

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ РОССИЙСКОГО ТУРИСТА-ОДИНОЧКИ

По данным ANEX Tour, женщин за рубеж путешествует в одиночестве в 2 раза больше, чем мужчин. У «Русского Экспресса» женщины в одиночных бронированиях тоже преобладают, но не настолько: их 55% от общего числа. У «ВЕДИ Групп» среди туристов-«одиночек» женщин 65%, а мужчин – 35%, при этом в Праге доля женщин среди тех, кто едет один, составляет и вовсе 70% – и в основном это женщины не пенсионного возраста. 

Что касается возраста, то это, по всем данным, не молодежь. Так, по сведениям «Музенидис Трэвел», 35% туристов-одиночек – это люди в возрасте от 35 до 40 лет. Туроператор «Русский Экспресс» приводит похожую, но несколько иную статистику: 45% «одиночек» – это туристы в возрасте 40+. Доля одиночек 30+ составляет 17%, а людей старше 50 лет – 15%.

Пенсионеров-одиночек у «ВЕДИ Групп» оказалось и вовсе 55% от их общего количества (что объяснимо в первую очередь «санаторно-курортным» профилем отдыха у туристов этой компании). Пенсионеров на оздоровительных курортах Чехии среди тех, кто едет отдыхать один – 85%, а вот в Праге – всего 20%.

По данным ANEX Tour, женщин за рубеж путешествует в одиночестве в 2 раза больше, чем мужчин. У «Русского Экспресса» женщин в одиночных бронированиях 55% от общего числа, у «ВЕДИ Групп» - 65%.

Как бы то ни было, соло-выбор «миллениалов», ощутимый на Западе, пока на российском выездном туризме, похоже, не сказался – по меньшей мере, в организованном сегменте. Российская молодежь пока предпочитает путешествия за рубеж парами или компаниями.

Что касается России, то по данным «Дельфина», в экскурсионные туры по России в одиночку едут, в основном, женщины – либо пенсионного, либо студенческого возраста (не нашли компанию, развеяться или найти спутника жизни). Впрочем, отмечают в компании, женщины и в целом преобладают на внутренних экскурсионных маршрутах.

Что касается «одиночек» на пляжных направлениях российского Юга, то 70% – женщины, и лишь 30% – мужчины. До 90% круизных «одиночек», по данным круизных компаний, составляют женщины пенсионного возраста. 

«Давления» миллениалов с их выбором одиночества внутренний рынок пока не ощущает – скорее путешествовать в одиночку стараются состоявшиеся люди 40+. Единственный сегмент, где доля молодых людей, путешествующих в одиночку, достаточно значительна – это экскурсионные туры, понемногу (но очень медленно) растет их доля и в санаторно-курортном сегменте. На пляжный отдых российские миллениалы все же предпочитают ехать парами или компаниями.

В то же время, сходство с глобальным трендом у российского рынка есть. И оно гендерное: как и во всем мире, в одиночные путешествия российские женщины ездят заметно чаще мужчин – причем как по России, так и за рубеж.

ВНИМАНИЕ:

Еще больше интересных материалов от АТОР - в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Читать новости можно, подписавшись на Instagram-аккаунт Ассоциации туроператоров, на канал АТОР в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook.

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Актуальные СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЯ туроператоров по турам за рубеж и по России смотрите в разделе СПО портала АТОР.

 
 

Поделиться

Подпишитесь на рассылку АТОР