Торговцы и ремесленники курортов Сиде и Аланьи обратились к властям страны с просьбой пересмотреть стандарты All Inclusive и определить районы, где работа отелей в таком формате не будет наносить вред другому бизнесу. Однако эксперты говорят, что дело не во «все включено». А в ценах на туры.
Продолжающееся снижение расходов иностранных туристов в Турции вновь оживили дискуссию о «вредности» для туристического сектора страны системы «все включено». Самые ярые противники All Inclusive предлагают запретить этот формат в центре курортов. Почему?
ТУРИСТЫ СТАЛИ МЕНЬШЕ ПОКУПАТЬ КОВРОВ И ЮВЕЛИРКИ
Турецкий статистический институт (TSI) обнародовал данные о расходах иностранных туристов в первом полугодии 2019 года. Как оказалось, зарубежные гости больше не покупают ковры и дорогие украшения. На эти цели было потрачено всего 52 млн долларов. Охотнее всего интуристы тратят деньги на покупки одежды и обуви. Суммарно на эти цели было потрачено 1,5 млрд долларов.
По информации TSI, на заре становления массового туризма пропорции расходов туристов были иными: в 2002 году туристы потратили на ковры и другие дорогие изделия ручной работы 1,127 млрд долларов, в то время как совокупные расходы на одежду и обувь составили 302,6 млн долларов.
Местные эксперты обращают внимание на тревожную тенденцию. По мере роста въездного потока средние расходы зарубежных путешественников в Турции сокращаются. Так, в 2003 году турист тратил в среднем 850 долларов, в 2015 году – 756 долларов, в 2016 году – 705 долларов, в 2017 году – 681 долларов. В 2018 году расходы снизились до 647 долларов. Таким образом, по сравнению с 2003 годом траты иностранцев упали примерно на 24%. В 2019 году это падение будет еще более заметным: по итогам второго квартала 2019 года средние траты туриста составили 624 доллара.
ТОРГОВЦЫ ВИНЯТ «ВСЕ ВКЛЮЧЕНО»
Как считают представители турецкой торговли, All Inclusive «убивает» их бизнес. По мнению торговцев, стандарты этого формата нужно пересмотреть, чтобы у торговли и отеля была «честная конкуренция» за расходы туриста. Сегодня, как считают в Торгово-промышленной палаты Манавгата (Сиде), система «все включено» вредит туризму и бизнесу Турции: турист сидит в отеле, не путешествует по стране, не тратит деньги на гастрономию и покупки за пределами отеля.
ТПП Манавгата обратилась с письмом в Минтуризма и культуры Турции с просьбой пересмотреть стандарты All Inclusive и определить районы, где работа отелей в таком формате не будет наносить вред другому бизнесу. В письме, что характерно, идет апелляция к тому факту, что Турция взяла курс на качественного туриста, способного потратить не менее 1000 долларов за визит.
Об этом же говорят и ремесленники Аланьи. Президент местной Палаты торговцев и ремесленников Нури Демир заявил, что лавочники Аланьи потеряли надежду на заработки в этом сезоне. По его словам, в то время как «отели полны, магазины стоят пустыми». При этом многие торговцы, чтобы открыть магазин к сезону, брали на эти цели кредит. Но эти заемные средства отдавать не с чего: дохода у предпринимателей нет. Как подчеркнул Нури Демир, «ремесленники плачут кровавыми слезами», поскольку арендная плата и налоги высоки, а бизнеса нет, так как нет клиентов – туристов. По его словам, по сравнению с 2018 годом расходы сектора торговли выросли на 20%.
Торговцы Аланьи ставят вопрос еще более кардинально: не просто «определить районы», а запретить отелям в центре города работать в формате «все включено». «В противном случае не представляется возможным решить проблемы ремесленников», – заявил Нури Демир.
ДЕЛО НЕ ВО «ВСЕ ВКЛЮЧЕНО», А В ДОХОДАХ ТУРИСТОВ И ЦЕНАХ ОТЕЛЕЙ
Напомним, дискуссия о том, быть или не быть All Inclusive на турецких курортах, возникает не первый раз. Разумеется, ни о каком «запрете» или «отказе» от «все включено» речь не идет – в Турции понимают, что курицу, несущую золотые яйца, резать нельзя ни при каких условиях – неудивительно, что государство показательно не вмешивается в публичные обсуждения этой темы. Тем не менее, для турецкого общества и СМИ эта тема вполне насущна и злободневна.
Накал дискуссии – довольно сильный. В этом году один из отельеров уже ответил на критику системы «все включено» аргументом, что туристам «нечего смотреть на улице», так как условия и сервис, которые предлагают уличные торговцы, значительно хуже тех, что турист получает в отеле. Однако это, скорее, эмоциональная реакция. У ситуации есть вполне реальные экономические причины.
Как считают представители турецких принимающих компаний, туристы, в первую очередь, россияне, стали меньше тратить по нескольким причинам. Первая касается всех иностранцев – направление возвратное, то есть многие отдыхают в Турции не в первый раз, так что экскурсии и местный шоппинг им уже «приелись» (поэтому и тех же ковров уже никто не покупает).
Второе – и это касается прежде всего россиян – то есть каждого второго туриста в Анталье – это повышение стоимости отдыха в Турции. В этом году цены в турецких отелях выросли на российском рынке на 20-30%.
«Туристы в этом сезоне есть, и много, но денег «в городе» и на экскурсии они не тратят. 90% своих средств на отпуск они потратили на отель. Отели в этом году слишком дорогие. Если наши гости и не отказываются от отдыха в Турции, то они точно не готовы тратить в отпуске больше», – отметил представитель принимающей компании.
По словам представителя турецкой DMC-компании, об этом говорят конкретные цифры. Так, продажи экскурсий у многих принимающих компаний уже упали на 30%. Более того, несмотря на рост въездного потока, спад наблюдается даже в магазинах duty free в аэропорту Антальи. Сегодня среднедневной оборот продаж косметики и парфюмерии там составляет всего 7-9 тыс. долларов, что в три раза меньше, чем в прошлом году.
ВНИМАНИЕ:Еще больше интересных материалов от АТОР - в нашем канале на Яндекс.Дзен.
Читать новости можно, подписавшись на Instagram-аккаунт Ассоциации туроператоров, на канал АТОР в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook.
Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".
Актуальные СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЯ туроператоров по турам за рубеж и по России смотрите в разделе СПО портала АТОР.