В Санкт-Петербурге назвали самые частные причины, по которым иностранным гражданам, оформившим электронные визы, отказывают во въезде. Эксперты считают, что инструкции по оформлению визовых заявлений должны быть более подробными, а отношение пограничников к интуристам – более гибким.
3% ИНОСТРАНЦЕВ ОШИБАЮТСЯ
По данным комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга, в течение первого месяца действия e-visa (запущена 1 октября 2019 года) Петербург и Ленинградскую область посетили порядка 16 тысяч иностранных туристов. В общей сложности на получение электронной визы подано более 29 тысяч заявок гражданами 50 государств. Среди них наибольшее количество виз выдано жителям Эстонии, Латвии, Финляндии, Германии и Франции. Интереса к путешествиям в Санкт-Петербург пока не проявили представители только трех стран: Андорры, Ватикана и КНДР.
По данным петербургских властей, около 3% интуристов совершают ошибки в оформлении электронных виз: наиболее часто это несоответствие номера паспорта данным, указанным в визе, неверно указанная дата рождения и окончание срока действия визы. Есть путаница и в выборе региона въезда: несколько человек посчитали возможным прибыть в Петербург по электронной визе, выданной для посещения Калининградской области и Владивостока.
ИНСТРУКЦИИ НЕ ТОЛЬКО НА АНГЛИЙСКОМ
По информации Пограничного управления ФСБ России по Петербургу и Ленинградской области, в первый месяц на границе во въезде было отказано около 800 иностранцам. Чаще всего не везет гражданам, которые ошиблись в написании своего имени, пренебрегая диакритическими значками — символами над, под и между буквами. Зарубежные путешественники при оформлении визы в РФ просто «опускают» умляуты, как привыкли это делать при оформлении авиабилета. Однако российская сторона подобных «упрощений» не принимает: написание имени и фамилии в визовой заявке интуриста должно быть таким, как в его паспорте.
Как говорят представители петербургского турбизнеса, этот «тонкий» момент российской стороне надо все-таки проработать: оформление электронной визы в настоящее время возможно только на русском и английском языках. Так что финские или немецкие умляуты интурист поставить не может.
Проблему с диакритическими значками МИД РФ предлагает решать по-другому. Для этого есть специальная инструкция. В ней говорится, что «если в написании фамилии или имен представлены знаки национального языка, не входящие в латинский алфавит (такие как N, E, U или C), то при заполнении заявления необходимо указывать транслитерированные значения, представленные в первой машиночитаемой строке вашего паспорта». И приведен пример: если в визуальной зоне паспорта турист записан как Seo Turre, то при заполнении заявления ему надо использовать написание Seo Tuerre.
Согласно разъяснениям Погранслужбы РФ, при любом несоответствии данных, указанных в электронной визе и в документе, удостоверяющем личность, иностранный гражданин в соответствии с действующим российским законодательством пропуску на территорию Российской Федерации не подлежит. В этом случае иностранцу объясняют причину «не въезда» и предлагают купить обратный билет.
УЧЕСТЬ ИНОСТРАННЫЙ МЕНТАЛИТЕТ
Эксперты, с которыми пообщался «Вестник АТОР», называют проблемы при оформлении виз, «болезнью роста», однако обращают внимание, что при более массовом турпотоке в высокий сезон случаев отказов может быть и больше.
«Иностранные граждане в большинстве своем не привыкли оформлять визы, читать инструкции, написанные на чужих для них языках – русском или английском. Возможно, если накопилась какая-то практика в отказах во въезде из-за фонетических ошибок гражданам Финляндии и других стран, стоит составить инструкцию именно на финском языке. Конечно, только английского языка для оформления виз мало. По-хорошему, нужен итальянский, французский и испанский. Тем более, что туристы из стран Южной Европы наиболее активно интересуются поездками в Россию», – говорит представитель одной из петербургских принимающих компаний.
Кроме того, как отмечает эксперт, сам факт, что интуристу на почту приходит e-visa, вводит зарубежных гостей в заблуждение: многие из них считают, что раз пришло подтверждение, где написано слово «visa», то все с их документами в порядке и въезд в РФ гарантирован.
БЫТЬ БОЛЕЕ ЛОЯЛЬНЫМИ К ТУРИСТУ
Другие наблюдатели считают, что инструкции российским пограничникам могут быть и более «гибкими».
«Задача пограничника – удостовериться, что лицо, подавшее заявку на визу, то же самое, что предъявляет документы на въезд. Это подтверждается медицинским полисом, данными бронирования отеля, обратными авиабилетами, где указаны паспортные данные туриста, наконец, его загруженной при оформлении электронной визы фотографией. Почему всех этих документов недостаточно, чтобы подтвердить личность человека, не совсем понятно. Если нельзя подтвердить личность программными средствами, то почему нельзя это сделать вручную? Ведь по существу отказ во въезде оформляется как раз вручную. Т.е. пограничник все равно делает эту работу, только пока инструкции говорят «не пускать». Подобный сценарий должен быть более человечным. Лояльность к нашим гостям, особенно на первом этапе, очень важна. А мы пока подходим строго и формально», – говорит один из представителей турбизнеса.
Как считают наблюдатели, в любом случае опыт Санкт-Петербурга, как и других пилотных регионов участвующих в эксперименте с e-visa, идет в «копилку» и создает основу для формирования механизма въезда интуристов во все регионы РФ с 2021 года. Тем более, что через год с небольшим визовый эксперимент закончится, и электронная виза в РФ станет платной.
ВНИМАНИЕ:Еще больше интересных материалов от АТОР - в нашем канале на Яндекс.Дзен.
Читать новости можно, подписавшись на Instagram-аккаунт Ассоциации туроператоров, на канал АТОР в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook.
Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".
Актуальные СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЯ туроператоров по турам за рубеж и по России смотрите в разделе СПО портала АТОР.