Тема будущего туроператорского и агентского бизнеса в последнее время не сходит со страниц СМИ. Мы беседуем на эту тему с человеком, который стоял у истоков отечественной туристической отрасли – главой туроператора «Спектрум» Евгенией Конколь.
Генеральный директор туроператора «Спектрум» Евгения Конколь.
- Евгения Борисовна, в последнее время в СМИ участились публикации на тему «отмирания» туроператорской модели в туризме. На ваш взгляд, что стоит за муссированием этой темы в медиа?
- Тема эта, безусловно, «раздута» СМИ в связи с крахом Thomas Cook и подается, увы, в большинстве случаев непрофессионально.
Конечно, сам по себе туроператорский бизнес в его сегодняшнем классическом понимании (цепочка «производитель-туроператор» – «дистрибьютор-турагент») не умрет ровно до тех пор, пока достаточно большому числу людей нужен будет сервис «живого» консалтинга – а он нужен очень большому количеству людей. И до тех пор, пока ценовые преимущества готового пакета будут весьма значительны.
Туроператорский бизнес в его сегодняшнем классическом понимании не умрет ровно до тех пор, пока людям нужен будет сервис «живого» консалтинга – а он нужен еще очень большому количеству людей. И до тех пор, пока ценовые преимущества готового пакета будут весьма значительны.
Но… не могу не согласиться, что небольшое рациональное зерно в таких тезисах все же есть. Например, для меня очевидно, что «классический» туроператорский бизнес в ближайшие пять лет сократится в объемах.
- Почему? Что или кто повлияет на такое сокращение? Онлайн-системы бронирования? Или авиакомпании-лоукостеры? На рынке высказывались опасения, что став туроператорами, они смогут «отъесть» кусок туроператорского бизнеса….
- Нет. Я считаю, что модель «лоукостера-туроператора» не будет иметь на нашем рынке сколько-нибудь значительного веса. То, что делает сейчас та же Победа – это некая попытка диверсификации этого бизнеса в целях дополнительного привлечения оборотных средств, не более.
Что касается онлайн-систем – то с ними пока туроператоры могут успешно конкурировать по цене в сегменте пляжного отдыха – а он все-таки пока в России основной. Дело не в онлайн-системах как таковых.
Главная опасность для туроператоров, на мой взгляд – это отстать от темпов изменения потребительского поведения и технологий – которые напрямую влияют на предпочтения туристов.
- Как предпочтения туристов сейчас меняются, по каким векторам?
- Во-первых, очевидно, что предпочтения того поколения, которое вступает сейчас в этап сознательного потребления туристических услуг – другие, чему массы их нынешних клиентов. Дело даже не в том, что миллениалы «могут все сами», нет. Им, скорее, уже не нужен такой отдых, который массово предлагается сегодня на рынке в организованном сегменте.
Что сегодня туроператоры предлагают потребителю в 95% случаев? Львиная доля – это пляжный отдых, далее, с большим отрывом – экскурсионные туры, и какие-то комбинации первого и второго. То подрастающее поколение, которое лет через пять станет тратить деньги на туризм, нуждается в более интерактивном отдыхе, не таком «плоском», каким является современный массовый турпродукт.
Дело даже не в том, что миллениалы «могут все сами», нет. Им, скорее, уже не нужен такой отдых. Они, в частности, явно меньше отдают предпочтение чисто пляжному отдыху, они предпочитают ездить компаниями, им даже на пляжном отдыхе нужна какая-то «изюминка» и т.п.
Кстати, оно уже постепенно меняется даже в плане географии – мы видим, как Карибы на рынке сейчас активно теснят Юго-Восточную Азию, и туроператоры подстраивают свой ассортимент к этим изменениям.
Мы наблюдаем и еще одно изменение в потребительском поведении туристов: люди начинают бронировать отдых со все большей глубиной. На мой взгляд, к этому потребителя приучили авиакомпании. Все это требует от туроператоров и более долгосрочного, более «глубокого» контрактинга, и все большего перехода на «динамику».
- Мы с вами плавно подошли и к технологиям. Какие главные технологические вызовы сейчас стоят перед туроператорами?
- Пожалуй, самый важный технотренд, в который, я уверена, нужно будет «вписаться» всем значимым игрокам туроператорского рынка, и уже очень скоро, – это бурное развитие систем искусственного интеллекта и нейросетей, использующих «большие данные».
Я абсолютно уверена, что в три-четыре ближайших года в этой сфере произойдет настоящий, уже коммерческий, прорыв. И нашему потребителю будет достаточно нажать, утрируя, одну кнопку на своем смартфоне, чтобы получить подходящее именно ему, персонализированное, предложение по отдыху.
Такое предложение вполне может быть именно пакетным – но здесь главное, чтобы сами системы туроператоров технологически позволяли интеграцию с такими системами искусственного интеллекта. Масса IT-систем, с которыми работают игроки нашего рынка, требуют смены, либо достаточно масштабных инвестиций в модернизацию.
- По вашему мнению, следует ли ждать на фоне всех этих изменений, укрупнения туроператорского бизнеса, его консолидации?
- Да, я думаю, что консолидация на рынке будет продолжаться. Но – только в виде слияний и поглощений среди крупных туроператоров. Покупка большими игроками мелких и средних, на мой взгляд, сейчас потеряла экономический смысл.
Мелким и средним туроператорским компаниям в ближайшие пять лет придется либо уходить с рынка, либо находить свою четко очерченную рыночную нишу, в которой они будут предлагать свою, уникальную, дополнительную ценность для потребителя.
Я думаю, что консолидация на рынке будет продолжаться. Но – только в виде слияний и поглощений среди крупных туроператоров. Покупка большими игроками мелких и средних, на мой взгляд, сейчас потеряла экономический смысл.
- В таком случае, какие ниши для них, на ваш взгляд, будут наиболее перспективными?
- Их несколько. Безусловно, небольшие и средние туроператоры с командой профессионалов высокого уровня находят себя на экзотических направлениях – от Азии до Южной Америки. Кроме этого, перспективен и событийный туризм, а также MICE. Все те сферы, которые не слишком интересны крупным игрокам в силу небольшого объема.
Но все же, самое большое поле возможностей для них сегодня предоставляет внутренний туризм. Для крупных игроков внутренний туризм всегда будет третьестепенным направлением – просто в силу специфики организации их бизнеса. Поэтому средние и небольшие туроператорские компании могут найти себя именно здесь. Причем развитие может идти сразу по нескольким путям.
Бессмысленно конкурировать с крупными игроками в сегменте пляжного отдыха на российском Юге. Но ведь кроме него есть вся остальная страна, регионы с нераскрытыми еще туристическими жемчужинами. Поэтому первым очевидным путем станет создание новых, неординарных турпродуктов, которые соответствуют все более возрастающей потребности российских путешественников в новых впечатлениях и эмоциях. Это могут быть самые разнообразные туры – от экспедиционных экстремальных путешествий до SPA и релакс-туров, гастротуров, энотуризма.
Второй такой путь, и тоже достаточно очевидный – это интеграция средних туроператоров с гостиничным бизнесом. Мы уже видим, как гостиницы и сети гостиниц становятся туроператорами, туроператоры приобретают или берут в долгосрочную аренду сети гостиниц, развивают отельный бизнес, как параллельный туроператорскому. За счет правильного выбранного формата такой интегрированный бизнес может быть весьма эффективным.
Будет расти интеграция средних туроператоров с гостиничным бизнесом. Мы уже видим, как гостиницы и сети гостиниц становятся туроператорами, туроператоры приобретают или берут в долгосрочную аренду сети гостиниц, развивают отельный бизнес, как параллельный основному.
Ну и наконец, это прием и обслуживание иностранных туристов – введение в 2021 году электронной визы открывает много возможностей для роста туроператорам, которые намерены развивать российские турпродукты. По России можно придумывать новые маршруты бесконечно, и даже с учетом того, что масса иностранцев поедет самостоятельно, 15-20% рынка приема для туроператоров – это большие и хорошие деньги.
- Что, на ваш взгляд, будет происходить с каналами продаж в этом сегменте? Очевидно, что крупные туроператоры весьма консервативно относятся к каналу прямых онлайн-продаж. Но менее крупные нишевые компании менее зависимы от агентского канала?
- Я считаю, что небольшим и средним нишевым туроператорам следует идти в онлайн, развивать прямые продажи. С учетом особенностей их турпродукта это самый прямой и эффективный путь к повышению своей маржинальности. Так, у «Спектрума» уже порядка 80% туров реализуются напрямую клиентам. Насколько я знаю, у многих «продвинутых» туроператоров внутреннего туризма цифры похожи.
И все же, несмотря на тренд ухода в прямые продажи, агентский канал сохранит свою долю и в продажах небольших и средних игроков туроператорского рынка – это сейчас дает им региональный охват.
Но сама специфика бизнеса заставит агентскую схему самоочищаться и трансформироваться. На рынке в конце этого процесса останутся преимущественно профессиональные агентства с глубокой экспертизой, которая нужна современному туристу. Именно на сотрудничество с такими агентствами-лидерами и будут все больше ориентироваться туроператоры в любом сегменте.
Очевидно, что все больше будут меняться и принципы работы турагентств – они все больше будут продавать консультации, а не туры. Будут создавать свои интернет-клубы и сообщества. И даже, может быть, двигаться в сторону блогеров.
Очевидно, что все больше будут меняться и принципы работы турагентств – они все больше будут продавать консультации, а не туры. Будут создавать свои интернет-клубы и сообщества. И даже, может быть, двигаться в сторону блогеров.
В целом же, на мой взгляд, и туроператорам, и агентам сегодня надо осознать, что мы живем в эпоху очень быстрых перемен. Поэтому способность меняться, адаптироваться, чувствовать потребителя – наиболее ценна. Что касается «Спектрума», то мы меняемся тоже, и меняемся кардинально. И вскоре рынок узнает об этих изменениях – надеюсь, они порадуют всех.
ВНИМАНИЕ:Еще больше интересных материалов от АТОР - в нашем канале на Яндекс.Дзен.
Читать новости можно, подписавшись на Instagram-аккаунт Ассоциации туроператоров, на канал АТОР в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook.
Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".
Актуальные СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЯ туроператоров по турам за рубеж и по России смотрите в разделе СПО портала АТОР.