Как театр и театральные фестивали становятся частью туристического продукта

Туризм и театральное искусство: их интеграцию и новые форматы сотрудничества представители театрального и туристического сообществ обсудили в рамках секции «Культурный туризм», которая состоялась на Международном Культурном форуме в Санкт-Петербурге.

2019 ГОД – ГОД ТЕАТРА В РОССИИ

Театр играет все большую роль в туристической индустрии, помогая развивать существующие или формировать новые туристические продукты. Это касается театрализации экскурсионных программ, интеграции традиционного турпродукта с театральными мероприятиями и фестивалями, разработки тематических туров и экскурсий, связанных с театральным искусством.

Самые интересные кейсы партнерства театров, филармоний, фестивалей с туроператорами были рассмотрены в ходе панельной дискуссии «Театральные фестивали и постановки как часть современного туристического продукта», организованной Ассоциацией туроператоров (АТОР).

ТЕАТР КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ДИВЕРСИФИЦИРОВАТЬ ТУРПРОДУКТ

В Европе накоплен большой опыт привлечения туристов на фестивали и театральные события.  Как рассказал Йоахим Люкс, директор театра «Талия», который также организует театральные фестивали в странах Европы, такие мероприятия традиционно собирают аудиторию постоянных поклонников.

Например, в Германии с организацией событийных поездок заядлым театралам помогают специальные нишевые туроператоры. Тем не менее, театральные представления привлекают и массового туриста, который во время своего путешествия хочет познакомиться и с культурной жизнью места назначения.

С учетом тайминга туриста, как считает г-н Люкс, у него должен быть выбор: театра, времени его посещения и постановки. Одним из самых успешных в такой вариативности является Зальцбургский фестиваль музыкально-театральный фестиваль, который проходит во второй половине лета и длится 35 дней. Каждый день на его площадке проходит не менее 8 мероприятий, так что туристы могут посетить сразу несколько событий.

Маркетинговым службам театров и фестивальных проектов нужно больше работать с туроператорами: заранее предоставлять им афишу событий, билеты со скидками на спектакли и специальные интерактивы для туристов, например, возможность «заглянуть за кулисы» по окончании спектакля

Как считает г-н Люкс, в привлечении туристов большую роль играет маркетинг, так что маркетинговым службам театров и фестивальных проектов нужно больше работать с туроператорами: заранее предоставлять им афишу событий, билеты со скидками на спектакли и специальные интерактивы для туристов, например, возможность «заглянуть за кулисы» по окончании спектакля, что повысит привлекательность именно туристического продукта, сделав его более эксклюзивным.

Театральные постановки дают возможности диверсифицировать и традиционный туристический продукт. Например, в Турции, куда российские туристы едут за солнцем и морем, становятся все более популярные театральные фестивали, куда приезжают и иностранные гости. По мнению Левента Улукута, директора Измирского государственного театра, такой формат знакомства с турецкой культурой будет интересен и российской аудитории, ведь для нее исторически близок культурный туризм.

Как считает эксперт, туроператоры и авиакомпании могут выступать спонсорами театральных фестивалей и приглашать туда своих клиентов. Например, летом это могут быть и комбинированные туры: днем туристы отдыхают на море, а вечером они идут на театральные представления.

РОССИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬНЫЙ БРЕНД, КОТОРЫЙ РАЗВИВАЕТСЯ ПРИ УЧАСТИИ ТУРОПЕРАТОРОВ

Как показала практика, в развитии культурного туризма через театральную составляющую российские регионы накапливают свою уникальную практику, создавая с нуля полноценные событийные бренды. Пример тому музыкальный фестиваль «Ruskeala Symphony», который последние три года проходит в горном парке «Рускеала» в Карелии.

О том, как развивался проект, рассказала Ирина Устинова, директор Карельской государственной филармонии. Главной идеей фестиваля было соединить музыку и уникальные природные пейзажи Карелии. Начав в 2017 году с единственного концерта в Итальянском карьере горного парка «Рускеала», фестиваль «Ruskeala Symphony» уже стал одним из центральных событий туристического сезона в регионе.

По словам г-жи Устиновой, проект с самого старта сотрудничал с туроператорами: например, в 2018 году на их долю пришлось 20% продаж билетов. При этом федеральный туроператор TUI Россия стал генеральным партнером фестиваля и включил это событие в свое туристическое предложение.

Со временем у фестиваля появились сайт, аккаунты в соцсетях, фирменный стиль. Расширилась география участников и программа. В 2019 году фестиваль длился уже три дня, было дано 8 представлений, причем площадки были организованы по всей территории горного парка «Рускеала».

Специально для семейной аудитории с детьми был приглашен кукольный театр. Чтобы привлечь больше посетителей, квота билетов туроператоров была увеличена. Продумали и логистику: специально под фестиваль из Санкт-Петербурга запустили поезда «Ласточка».

За три года в партнерстве с турбизнесом музыкальный фестиваль «Ruskeala Symphony» стал уникальным мероприятием. Экономическую выгоду от фестиваля получает и территория: в дни фестиваля сюда приезжает около 10 тыс. человек, для которых бизнес открывает гостевые дома, точки общепита, продумывает торговлю

Как резюмировала Ирина Устинова, за три года в партнерстве с туристической отраслью было создано уникальное событийное мероприятие, которое «будет жить и развиваться дальше». Экономическую выгоду от фестиваля получает и территория: проект стал точкой роста для Сортавальского района.

«В дни фестиваля сюда приезжает около 10 тыс. человек, для которых местный бизнес открывает гостевые дома, точки общепита, продумывает торговлю», - подчеркнула она.

В 2020 году «Ruskeala Symphony» будет посвящена 100-летию образования Республики Карелия. Фестиваль снова продлится три дня: с 7 по 9 августа. Подготовка у нему уже идет.

МЕТОД СЦЕНИЧЕСКОГО КОЛЛАЖА КАК СПОСОБ ОЖИВИТЬ ЭКСКУРСИОННЫЕ ПРОГРАММЫ

Какие оригинальные приемы и форматы помогут оживить традиционные театральные преставления и потенциально – экскурсионные программы туроператоров - на примере проекта «Библиотечник» рассказал его автор и руководитель Михаил Уманец.

Проект «Библиотечник» был создан три года назад на базе Библиотеки Достоевского в Москве, и с тех пор является постоянным участником фестивалей, гостем театров, и других культурных мероприятий города.

Проект «Библиотечник» был создан три года назад на базе Библиотеки Достоевского в Москве, и с тех пор является постоянным участником фестивалей, гостем театров, и других культурных мероприятий города. Его можно интегрировать в экскурсионные туры по городу

В основе проекта лежит идея объединения под одним заголовком разных, на первый взгляд, несовместимых музыкальных и литературных произведений. Как говорит г-н Уманец, применятся метод сценического коллажа, благодаря которому при совмещении «несовместимых частей» возникает интерес зрителей и «рождаются новые смыслы».

Например, «Библиотечник» создал театрализованный концерт, посвященный жизни Федора Шаляпина. В нем соединилось как исполнение произведений великого русского баритона, так и рассказ о его биографии и интерактивный арт-перфоманс, в ходе которого художник рисовал коллажи, посвященные эпизодам из жизни певца.

«Соединяя разные жанры, мы достигаем максимального контакта с публикой. Это интересно и детям, и взрослым, так как мы используем разные культурные коды.   По существу, реализуется два важных компонента: заинтересовать и погрузить в тему зрителя, или туриста», - говорит Михаил Уманец.

По этой причине, как подчеркивает г-н Уманец, способы и форматы, которые используются в его проекте, можно гармонично интегрировать в культурный туризм.

ПОЛЕЗНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Подводя итоги панельной дискуссии про интеграцию театральных форматов и туризма, эксперты и практики отметили, что у этого сотрудничества большой потенциал.

У театра можно позаимствовать инструменты для завоевания и удержания интереса туристической аудитории, взять «свежие» форматы для организации экскурсионных и развлекательных программы.

Кроме того, практика продвижения театральных событий также может быть полезна туроператорскому сообществу при маркетинге их продуктов.

ВНИМАНИЕ:

Еще больше интересных материалов от АТОР - в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Читать новости можно, подписавшись на Instagram-аккаунт Ассоциации туроператоров, на канал АТОР в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook.

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Актуальные СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЯ туроператоров по турам за рубеж и по России смотрите в разделе СПО портала АТОР.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР