Почти 40% всех турпоездок россиян организуют туроператоры

В связи со сложившейся в туризме ситуацией, связанной с коронавирусом COVID-19, Аналитическая служба АТОР приводит ряд цифр и выкладок, свидетельствующих о месте и роли туроператоров в организации отдыха россиян, а также о доле организованного туризма в различных сегментах рынка.

ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ: ДОЛЯ ТУРОПЕРАТОРОВ

Согласно агрегированным данным регионов РФ, в 2019 году Краснодарский Край посетили 17 млн туристов, Крым – 7,4 млн туристов, а регион Кавказских Минеральных вод – 609 тыс. туристов. Совокупно в этих трех южных регионах России отдохнули 25 млн человек.

По оценкам ведущих туроператоров, ни в одном из этих трех регионов доля организованного туризма в 2019 года была как минимум на уровне 20% от общего потока. Соответственно, каждый пятый турист (т.е. 5 млн человек) на курорты Российского Юга в 2019 году был отправлен туроператорами.

С учетом экскурсионного турпотока количество поездок россиян, совершенных через туроператорские компании в 2019 году, по оценкам Аналитической службы АТОР, достигло цифры в 5,5 млн.

Росту доли туроператоров на внутреннем рынке помогают, прежде всего, крупные многопрофильные туроператорские компании, которые масштабируют апробированные «поточные» технологии выездного туризма на Россию.

СКОЛЬКО ПОЕЗДОК РОССИЯН ЗА РУБЕЖ ОРГАНИЗУЮТ ТУРОПЕРАТОРЫ?

Напомним, согласно данным Пограничной службы ФСБ, всего в 2019 году россияне совершено 48 072 285 поездок  в 176 зарубежных государств и территорий (исключая Белоруссию, так как она в пограничной статистике не фигурирует). Это на 7,9% больше, чем в 2018 году (44 551 092).

Общая цифра количества поездок россиян за рубеж, тем не менее, не отражает объем именно туристических поездок за рубеж, то есть совершенных с целью отдыха.

Так, на поездки в страны постсоветского пространства (преобладают визиты с частными целями, в т.ч. поездки граждан РФ из соответствующих национальных диаспор, а также приграничные перемещения с целью шопинга и коммерции) приходится 30,6% всех зарубежных поездок из России. На этих направлениях туроператоры не занимают сколько-нибудь значительной доли, за исключением, разве что, Белоруссии и Абхазии.

Еще 23% от общего объема зарубежных поездок – это в массе своей нетуристические поездки в приграничные с Россией зарубежные страны (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Китай и Монголия). Здесь позиции туроператоров также не сильны, за исключением китайского острова Хайнань.

Основная же масса всех заграничных туристических поездок россиян с целью  отдыха (как пляжного, так и экскурсионно-познавательного) приходится на 30 самых популярных направлений дальнего зарубежья (стран, не граничащих с Россией). В эти 20 стран в 2019 году россиянами (как самостоятельно, так и через туроператоров) было совершено 20 674 000 поездок.

Здесь совокупная доля туроператоров в 2019 году составляет 58,8% от всех совершенных россиянами поездок. То есть, организуя поездку с целью отдыха в популярные зарубежные страны, шесть из десяти россиян обращаются к услугам турагента и туроператора.

Всего по 30 самым популярным зарубежным направлениям отдыха (и «зимним», и «летним», и «пляжным», и «экскурсионным») через туроператоров в 2019 году россиянами было совершено 12,2 млн поездок (см. рис.1).

В лесятку самых массовых по объемам турпотока туроператорских направлений входят Турция, Таиланд, Кипр, Тунис, Греция, ОАЭ, Испания, Вьетнам, Италия и Болгария. 

Рис. 1. Количество отправленных через туроператоров туристов по 30 популярным зарубежным направлениям (тыс. человек)

Источник: Аналитическая служба АТОР

ГДЕ НАИБОЛЕЕ ВЫСОКА ДОЛЯ ТУРОПЕРАТОРОВ

Ключевые для туроператоров направления – направления массового пляжного отдыха. Из-за особенностей климата на большей части территории России, отдых в теплом климате у моря является жизненным приоритетом и насущной, иногда медицински обусловленной, необходимостью для огромного количества россиян – особенно для семей с детьми. 

Неудивительно, что из 12,2  млн поездок через туроператоров 11,5 млн (или 94%) – это поездки с целью пляжного отдыха на море. 76,5% таких поездок совершается в летний сезон (с мая по октябрь), 23,5% - в зимний сезон (с ноября по апрель).

За счет чего высок спрос на услуги туроператоров? Для того, чтобы предоставить россиянам конкурентоспособный по цене турпродукт, туроператорские компании:

- ведут собственный контрактинг отелей на ключевых массовых пляжных направлениях, что дает им возможность иметь преимущество перед глобальными системами бронирования (особенно ярко это проявляется в Турции). Большое количество отелей предлагается только туроператорами, не присутствуя в глобальных системах бронирования.

- создают собственные принимающие компании со штатом гидов, экскурсоводов, транспортным парком (иногда достигающим нескольких тысяч единиц автобусов),

- фрахтуют чартерные рейсы или берут блоки мест у регулярных перевозчиков по специальным туроператорским тарифам, снижая таким образом стоимость перелета в страну отдыха.

Все это дает туроператорским компаниям возможность предоставить россиянам сбалансированный по цене доступный комплексный продукт, включающий перелет, трансфер, проживание и питание.

Туроператоры в России сегодня играют большую социальную роль, позволяя миллионам людей, в том числе семьям с детьми, отдохнуть у моря по приемлемой для них цене. Особенно велика значимость туроператорских предложений в регионах: из множества регионов России добраться до популярных курортов можно только на чартерах, которые ставят туроператоры.

В итоге, доля туроператоров на самых массовых пляжных направлениях колеблется от 50 до 90% (см рис. 2.).

Рис.2. Доля туроператоров в общем выездном турпотоке по 30 популярным зарубежным направлениям.

Оценка: Аналитическая служба АТОР

Как можно видеть из рис.2, наиболее велика доля туроператоров в общем российском турпотоке (70-90% от общего потока) в Тунисе, Турции, Греции, на Кипре, в Иордании, во Вьетнаме, карибских странах (Куба, Доминикана, Мексика), на экзотических островах Индийского океана (Мальдивы, Сейшелы).

Самостоятельное бронирование по этим направлениям в подавляющем большинстве случаев гораздо менее выгодно по цене (яркий пример – регион Антальи в Турции) или, вместе с этим, еще и более сложно осуществимо (островная экзотика).

От 50 до 60% общего турпотока формируют туроператоры и на таких массовых направлениях, как Таиланд, Болгария, ОАЭ, Черногория, Индонезия, Индия (Гоа), Шри-Ланка. Здесь также играет большую роль привлекательность самой идеи «пакета» услуг по приемлемой цене.

Сохраняют значительную долю туроператоры и на западноевропейских направлениях – таких, как Италия, Испания, Хорватия  и др.

В 2020 году рост объемов реализованных турпутевок по зарубежным направлениям, по прогнозам Аналитической службы АТОР, мог составить до 7-10% по сравнению с 2019 годом.

Очевидно, что эти прогнозы уже не сбудутся, а падение объемов рынка будет весьма серьезным. Уже сейчас практически полностью остановлено раннее бронирование лета, спад по I кварталу прогнозируется в районе 50% от значений прошлого года.  

Как бы то ни было, сегодняшний кризис, вызванный коронавирусом и вынужденной приостановкой операций туроператорских компаний из-за эпидемиологической обстановки в мире, заставит отложить, изменить или вовсе отменить планы на отдых, как минимум, у более чем десятка миллионов человек в России.

Совокупная доля туроператоров на российском туристическом рынке (если брать в совокупности и внутренний, и выездной туризм по массовым направлениям) составляет 37,7%. Таким образом, около 40% российских граждан, планируя свой отдых в России или за рубежом, пользуются услугами туроператорских компаний.

ВНИМАНИЕ:

Еще больше интересных материалов от АТОР - в нашем канале на Яндекс.Дзен.см

Читать новости можно, подписавшись на Instagram-аккаунт Ассоциации туроператоров, на канал АТОР в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook.

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Актуальные СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЯ туроператоров по турам за рубеж и по России смотрите в разделе СПО портала АТОР.

 
 

Поделиться

Подпишитесь на рассылку АТОР