«Для туристического рынка пока есть только один прогноз»

О таком прогнозе, а также о возможных путях решения кризиса в туротрасли рассказала исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе в ходе онлайн-конференции «Как пандемия ударила по рынку пассажирских перевозок?», организованной 16 апреля  сервисом путешествий Tutu.ru.

Все прогнозы по срокам окончания кризисной ситуации и ее последствиям для туризма, отметила г-жа Ломидзе, должны быть основаны на реальных данных.

Сегодняшняя ситуация, которая сложилась на рынке – весьма тяжелая. Так, по данным, которые озвучил в начале онлайн-конференции заместитель генерального директора по развитию бизнеса Tutu.ru Игорь Сивец, на рынке авиаперевозок падение трафика составила более 90%, даже по России остались всего 12% рейсов, все авиаперевозчики прекратили возвраты живыми деньгами. Падение по рынку автобусных перевозок составляет 85%, по железнодорожным перевозкам – около 80%, но в этих сегментах возвраты деньгами продолжаются. Банкротств во всех трех сегментах, несмотря на тяжелую ситуацию, пока нет, отметил г-н Сивец.

Исполнительный директор Ассоциации туроператоров (АТОР) Майя Ломидзе в своем выступлении отметила, что, безусловно, трэвел-сектор пострадал от пандемии и глобальных ограничений на перемещения людей больше любой другой отрасли.

«Да, туроператоры и турагенты – в самой красной зоне риска. Очень важно, что впервые за все время, за все кризисы, которых было множество, на государственном уровне признали, что туризму нужна помощь и что для страны необходимо, чтоб отрасль выжила», - сказала Майя Ломидзе.

«СЕЙЧАС ЕСТЬ ТОЛЬКО ОДИН ДОСТОВЕРНЫЙ ПРОГНОЗ ДЛЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА»

«Что касается прогнозов, когда отрасль выйдет из кризиса и в каком виде, то сейчас я вижу в СМИ и соцсетях множество оценок, которые отражают две основные крайности. Первая, суперпессимистичная – это то, что «туризм похоронен и больше никогда не возродится в прежнем виде», вторая, супероптимистичная – «пандемия - это вызов и новые возможности». Ни одна, ни вторая оценка не релевантны сегодняшнему положению на рынке, они не основываются на реальных данных», - отметила исполнительный директор АТОР.

Как подчеркнула г-жа Ломидзе, сейчас просто бессмысленно спекулировать на тему сроков окончания кризиса в туротрасли и последствий пандемии для турбизнеса. 

«Для того чтобы спрогнозировать эти две вещи, любой эксперт должен сейчас фактически решить уравнение со многими неизвестными.  Во-первых, надо понимать сроки, когда закончится сама пандемия в разных странах мира. Во-вторых, надо знать, что будет на тот момент в России с курсом рубля, объемом безработицы, реальными доходами и платежеспособностью населения – все это будет влиять на спрос. В третьих, нужно знать, какие компании в турсекторе, включая перевозчиков и отели, вообще останутся на рынке и как изменится количество игроков и объем предложения», – пояснила свою точку зрения г-жа Ломидзе.

Пока, подчеркнула исполнительный директор АТОР, практически все эти переменные нам неизвестны или просматриваются очень слабо. Так, например, можно предполагать, что количество игроков организованном туризме сократится – как среди туроператоров, так и среди турагентств – но масштабов такого сокращения не знает сейчас никто. Остальные вводные – в еще большем «тумане».

«Для туротрасли сейчас есть только один достоверный прогноз. Что уже известно, и на что точно можно рассчитывать – так это на колоссальный отложенный спрос на туристические поездки после окончания пандемии. Туристические компании сейчас стоят перед задачей дождаться этой «волны». С этой точки зрения перспективы туристической отрасли – неплохие», – подчеркнула Майя Ломидзе.

РАБОТАЮТ ЛИ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ?

Как подчеркнула исполнительный директор АТОР, несмотря на то, что туризм впервые признан отраслью, которая нуждается в господдержке, пока все уже  предложенные правительством меры оцениваются самими игроками как не слишком эффективные, - если не считать последнего письма Ростуризма, которое «было встречено в отрасли практически аплодисментами».

Пока же, пояснила г-жа Ломидзе, отсрочки вместо полноценных налоговых каникул, мягко говоря, не вызывают энтузиазма у участников рынка, которые много месяцев будут жить в условиях нулевых и отрицательных доходов.

«Встает вопрос, а после отсрочки, из каких средств компании будут возвращать накопленные налоги? Доходности нет. Зарплату платить нужно, так как помогут только компаниям, которые не будут сокращать штат. Обещания по льготным кредитам на зарплаты или иные цели, отсрочки по кредитам на текущий момент остаются декларациями. Банки либо прямо отказывают туркомпаниям, либо ставят слишком много условий, делающих их получение нереальным», – рассказала Майя Ломидзе.

ОТСРОЧКА ВЫПЛАТ – В ИНТЕРЕСАХ САМИХ ТУРИСТОВ

Как подчеркнула исполнительный директор АТОР, сейчас туроператоры работают: они заняты обработкой сотен тысяч переносов и аннуляций туров, при этом ни один из поставщиков после февраля и марта денег туроператорам не возвращает, а авиакомпании уже де-факто перешли на систему депозитов, предлагая перезачет денег за билеты на будущие даты, мили и пр.

«Считаю безответственными звучащие сегодня заявления о том, что туроператоры обязаны «немедленно вернуть все до копейки». Этих денег нет – они уплачены партнерам, и взять их физически просто неоткуда», – заявила г-жа Ломидзе.

Именно поэтому туроператоры вслед за авиакомпаниями предлагают своим клиентам депонирование денежных средств с возможностью их использования после пандемии: нельзя вернуть деньги туристов не получив их от партнеров.

«Мы предлагали правительству присмотреться к европейскому сценарию и официально разрешить туроператорам отсрочку выполнения своих  обязательств если не до 2022 года, то хотя бы хотя бы до мая 2021 года. Де факто такие же условия возврата сейчас уже действуют у перевозчиков. Подчеркну – это в интересах самих же туристов, так как волна возвратов по судебным решениям просто приведет к закрытию туристических компаний, турист потеряет и деньги, и возможность отдыха», – пояснила исполнительный директор АТОР. 

ВНИМАНИЕ:

Еще больше интересных материалов от АТОР - в нашем канале на Яндекс.Дзен.см

Читать новости можно, подписавшись на Instagram-аккаунт Ассоциации туроператоров, на канал АТОР в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook.

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР