«Cоциальное дистанцирование» пассажиров в самолете – конец эпохи доступных полетов

Многие из читателей «Вестника АТОР» уже видели разошедшиеся по сети картинки проектов «разреженной» рассадки пассажиров в салоне в «посткоронавирусную» эпоху. Специалисты авиации однозначны в своих оценках – на практике такое «социальное дистанцирование» приведет к двум одинаково плохим сценариям.

В своем недавнем заявлении Международная Ассоциация гражданской авиации (IATA) наряду с поддержкой такой временной меры, как ношение масок на борту самолета пассажирами и членами экипажа, однозначно сообщила, что не поддерживает внедрение мер «социального дистанцирования» в полете, выраженное в оставлении пустыми кресел между пассажирами.  

РИСК ПОДХВАТИТЬ ИНФЕКЦИЮ НА БОРТУ САМОЛЕТА – ПРАКТИЧЕСКИ НУЛЕВОЙ

Исследования IATA свидетельствуют, что риски распространения инфекции на борту самолета  крайне низки. Так, отслеживание контактов 1 заболевшего COVID-19 среди пассажиров рейса из Китая в Канаду не выявили ни одного инфицированного. Такое же отслеживание контактных персона рейсе из Китая в США с 12 зараженными пассажирами не выявило ни одного подхватившего вирус.

IATA также провела исследование случаев на рейсах 18 крупных авиакомпаний с января по март 2020 года, которое выявило всего три случая заражения коронавирусом COVID-19 (предположительно) в ходе полета – и все они касались заражения пассажирами персонала воздушного судна.

Еще одно исследование IATA включало отслеживание контактов 1,1 тыс. пассажиров на рейсах с января по март, у которых был после полета выявлен коронавирус. Результаты исследования не обнаружили случаев заболевания у более чем 100 тысяч окружавших их других пассажиров этих рейсов. В итоге, ни одного действительно подтвержденного случая передачи вируса от пассажира к пассажиру именно в ходе полета в настоящий момент не выявлено, заключают в IATA.

В IATA считают, что антивирусной безопасности способствуют несколько факторов, уже органически присущих современным салонам воздушных судов:

  • Существующая рассадка не позволяет пассажирам тесно общаться «лицом к лицу», а спинки кресел сами по себе – хороший барьер от передачи вируса.
  • Воздушный поток в салоне направлен от потолка к полу, и это снижает риск передачи вирусов вдоль салона, «прибивая вниз» частицы и микрокапли.
  • В современных самолетах используются при очистке воздуха фильтры HEPA (High Efficiency Particulate Air) которые поддерживают высокое качество циркулирующего воздуха, задерживая бактерии и крупные вирусы (к которым относится и COVID-19.

СВОБОДНЫЕ КРЕСЛА – КОНЕЦ ДОСТУПНЫХ АВИАПЕРЕВОЗОК ИЛИ БАНКРОТСТВА

Поэтому в  IATA выступили против предлагаемой практики «свободного среднего кресла» между пассажирами как меры «социального дистанцирования.  

«Ношение масок пассажирами и экипажам позволяет снизить и без того низкий риск, одновременно позволяя избежать катастрофического удорожания перелетов, которое неизбежно произойдет, если при полетах будут внедрены меры социального дистанцирования», - отмечают в IATA.

Призывы к введению социального дистанцирования на борту, по оценкам IATA, серьезно ударит по экономике авиакомпаний, сделав возможной максимальную загрузку рейса только на 63%. Это существенно ниже, чем уровень загрузки, позволяющий авиаотрасли сегодня функционировать безубыточно (77%).

Уменьшение количества продаваемых кресел приведет к взлету цен. В сравнении с 2019 годом, средние цены на авиабилеты, в зависимости от региона мира, взлетят от 43% до 54% - и это только минимальный уровень, позволяющий поддерживать хотя бы безубыточное функционирование.

В случае, если авиакомпании будут практиковать рассадку пассажиров с оставлением свободного кресла между ними, повышение средней стоимости авиабилетов в различных регионах мира будет выглядеть так:

 

Загрузка рейса для достижения безубыточности

Средняя цена авиабилета, 2019 г.

Средняя цена билета при введении «социального дистанцирования»

Рост средней цены:

Африка и Ближний Восток

75%

$181

$259

+43%

Азиатско-Тихоокеанский регион

81%

$141

$217

+54%

Европа

79%

$135

$201

+49%

Латинская Америка

79%

$146

$219

+50%

Северная Америка

75%

$202

$289

+43%

Северная Азия

76%

$135

$195

+45%

 

«Авиакомпании сейчас борются за выживание. Если мы уберем средние кресла из продажи, это резко повысит цены и эпоха доступных полетов безвозвратно уйдет. С другой стороны, если авиакомпании не смогут компенсировать свои расходы за счет поднятия цен, они уйдут с рынка. Ни один из этих сценариев не является позитивным в то время, когда мир будет нуждаться в развитом авиасообщении во время восстановления экономик после пандемии COVID-19»,  - подчеркнули в IATA.

ЧТО ПРЕДЛАГАЮТ В IATA

В IATA считают достаточным для снижения рисков заражения на борту прежде всего использование масок экипажем и пассажирами. В то же время, в ассоциации полагают, что в зависимости от ситуации, для обеспечения дополнительной безопасности могут быть использованы и такие временные меры, как:

  • Регулярный скрининг температуры у пассажиров, команды воздушных судов и работников аэропортов,
  • Процедуры посадки и высадки, минимизирующие тесные контакт пассажиров друг с другом,
  • Ограничение передвижения пассажиров по салону во время полета,
  • Более частая и тщательная уборка и дезинфекция салона самолета,
  • Упрощенная процедура питания на борту, предусматривающая менее тесный контакт между экипажем и пассажирами.
  • Если будет доказана эффективность и обеспечена доступность тестирования на антитела, внедрение (как временной меру авиабезопасности) «иммунных паспортов» на COVID-19.

В IATA, тем не менее, сомневаются, что доступные «иммунные паспорта» или вакцинирование от COVID-19 повсеместно появятся к тому моменту, когда мировой авиаиндустрии надо будет расти и восстанавливаться, поэтому предлагают ограничиться более доступными и простыми мерами.

ВНИМАНИЕ:

Еще больше интересных материалов от АТОР - в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Читать новости можно, подписавшись на Instagram-аккаунт Ассоциации туроператоров, на канал АТОР в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook.

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР