Многие из читателей «Вестника АТОР» уже видели разошедшиеся по сети картинки проектов «разреженной» рассадки пассажиров в салоне в «посткоронавирусную» эпоху. Специалисты авиации однозначны в своих оценках – на практике такое «социальное дистанцирование» приведет к двум одинаково плохим сценариям.
В своем недавнем заявлении Международная Ассоциация гражданской авиации (IATA) наряду с поддержкой такой временной меры, как ношение масок на борту самолета пассажирами и членами экипажа, однозначно сообщила, что не поддерживает внедрение мер «социального дистанцирования» в полете, выраженное в оставлении пустыми кресел между пассажирами.
РИСК ПОДХВАТИТЬ ИНФЕКЦИЮ НА БОРТУ САМОЛЕТА – ПРАКТИЧЕСКИ НУЛЕВОЙ
Исследования IATA свидетельствуют, что риски распространения инфекции на борту самолета крайне низки. Так, отслеживание контактов 1 заболевшего COVID-19 среди пассажиров рейса из Китая в Канаду не выявили ни одного инфицированного. Такое же отслеживание контактных персона рейсе из Китая в США с 12 зараженными пассажирами не выявило ни одного подхватившего вирус.
IATA также провела исследование случаев на рейсах 18 крупных авиакомпаний с января по март 2020 года, которое выявило всего три случая заражения коронавирусом COVID-19 (предположительно) в ходе полета – и все они касались заражения пассажирами персонала воздушного судна.
Еще одно исследование IATA включало отслеживание контактов 1,1 тыс. пассажиров на рейсах с января по март, у которых был после полета выявлен коронавирус. Результаты исследования не обнаружили случаев заболевания у более чем 100 тысяч окружавших их других пассажиров этих рейсов. В итоге, ни одного действительно подтвержденного случая передачи вируса от пассажира к пассажиру именно в ходе полета в настоящий момент не выявлено, заключают в IATA.
В IATA считают, что антивирусной безопасности способствуют несколько факторов, уже органически присущих современным салонам воздушных судов:
- Существующая рассадка не позволяет пассажирам тесно общаться «лицом к лицу», а спинки кресел сами по себе – хороший барьер от передачи вируса.
- Воздушный поток в салоне направлен от потолка к полу, и это снижает риск передачи вирусов вдоль салона, «прибивая вниз» частицы и микрокапли.
- В современных самолетах используются при очистке воздуха фильтры HEPA (High Efficiency Particulate Air) которые поддерживают высокое качество циркулирующего воздуха, задерживая бактерии и крупные вирусы (к которым относится и COVID-19.
СВОБОДНЫЕ КРЕСЛА – КОНЕЦ ДОСТУПНЫХ АВИАПЕРЕВОЗОК ИЛИ БАНКРОТСТВА
Поэтому в IATA выступили против предлагаемой практики «свободного среднего кресла» между пассажирами как меры «социального дистанцирования.
«Ношение масок пассажирами и экипажам позволяет снизить и без того низкий риск, одновременно позволяя избежать катастрофического удорожания перелетов, которое неизбежно произойдет, если при полетах будут внедрены меры социального дистанцирования», - отмечают в IATA.
Призывы к введению социального дистанцирования на борту, по оценкам IATA, серьезно ударит по экономике авиакомпаний, сделав возможной максимальную загрузку рейса только на 63%. Это существенно ниже, чем уровень загрузки, позволяющий авиаотрасли сегодня функционировать безубыточно (77%).
Уменьшение количества продаваемых кресел приведет к взлету цен. В сравнении с 2019 годом, средние цены на авиабилеты, в зависимости от региона мира, взлетят от 43% до 54% - и это только минимальный уровень, позволяющий поддерживать хотя бы безубыточное функционирование.
В случае, если авиакомпании будут практиковать рассадку пассажиров с оставлением свободного кресла между ними, повышение средней стоимости авиабилетов в различных регионах мира будет выглядеть так:
|
Загрузка рейса для достижения безубыточности |
Средняя цена авиабилета, 2019 г. |
Средняя цена билета при введении «социального дистанцирования» |
Рост средней цены: |
---|---|---|---|---|
Африка и Ближний Восток |
75% |
$181 |
$259 |
+43% |
Азиатско-Тихоокеанский регион |
81% |
$141 |
$217 |
+54% |
Европа |
79% |
$135 |
$201 |
+49% |
Латинская Америка |
79% |
$146 |
$219 |
+50% |
Северная Америка |
75% |
$202 |
$289 |
+43% |
Северная Азия |
76% |
$135 |
$195 |
+45% |
«Авиакомпании сейчас борются за выживание. Если мы уберем средние кресла из продажи, это резко повысит цены и эпоха доступных полетов безвозвратно уйдет. С другой стороны, если авиакомпании не смогут компенсировать свои расходы за счет поднятия цен, они уйдут с рынка. Ни один из этих сценариев не является позитивным в то время, когда мир будет нуждаться в развитом авиасообщении во время восстановления экономик после пандемии COVID-19», - подчеркнули в IATA.
ЧТО ПРЕДЛАГАЮТ В IATA
В IATA считают достаточным для снижения рисков заражения на борту прежде всего использование масок экипажем и пассажирами. В то же время, в ассоциации полагают, что в зависимости от ситуации, для обеспечения дополнительной безопасности могут быть использованы и такие временные меры, как:
- Регулярный скрининг температуры у пассажиров, команды воздушных судов и работников аэропортов,
- Процедуры посадки и высадки, минимизирующие тесные контакт пассажиров друг с другом,
- Ограничение передвижения пассажиров по салону во время полета,
- Более частая и тщательная уборка и дезинфекция салона самолета,
- Упрощенная процедура питания на борту, предусматривающая менее тесный контакт между экипажем и пассажирами.
- Если будет доказана эффективность и обеспечена доступность тестирования на антитела, внедрение (как временной меру авиабезопасности) «иммунных паспортов» на COVID-19.
В IATA, тем не менее, сомневаются, что доступные «иммунные паспорта» или вакцинирование от COVID-19 повсеместно появятся к тому моменту, когда мировой авиаиндустрии надо будет расти и восстанавливаться, поэтому предлагают ограничиться более доступными и простыми мерами.
ВНИМАНИЕ:Еще больше интересных материалов от АТОР - в нашем канале на Яндекс.Дзен.
Читать новости можно, подписавшись на Instagram-аккаунт Ассоциации туроператоров, на канал АТОР в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook.
Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".