Как перенесут туры, не состоявшиеся из-за коронавируса, и как вернут деньги

Опубликовано подписанное Михаилом Мишустиным Положение о порядке переноса и возмещения стоимости туров, не состоявшихся из-за коронавируса. В проекте Положения учтены многие предложения АТОР. Все подробности, как будут переноситься туры и осуществляться возвраты - в нашем обзоре. 

Опубликованный 24 июля документ содержит условия так долго обсуждаемого переноса и возврата туров, не состоявшихся из-за пандемии.

Положение касается туров за границу или туров по России по договорам, заключенным с туроператором или турагентом, реализующим туры туроператора, в период до 31 марта 2020 года включительно.

То есть на возврат денег или предоставление равнозначного турпродукта смогут рассчитывать только туристы с договорами, заключенными до этой даты.

В течение 60 дней с момента утверждения Положения туроператор может направить туристу, у которого не состоялся тур по договору, заключенному до 31 марта 2020 года, уведомление об «обязательстве» по предоставлению туристу в срок не позднее 31 декабря 2021 года равнозначного туристского продукта. Если такой договор заключал турагент – то уведомление направляется агентом туристу в течение 1 рабочего дня.

После направления уведомления, туроператор подписывает с туристом дополнительное соглашение к договору, по которому он в сроки, согласованные с туристом, обязуется предоставить ему равнозначный тур вместо не состоявшегося из-за пандемии - но не позднее 31 декабря 2021 года.

При этом туроператор для предоставления такого обязательства должен иметь фингарантии,  действующие в течение всего срока обязательства.

КАК ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ «РАВНОЗНАЧНЫЙ ТУР»

Под «равнозначным туристским продуктом», согласно тексту Положения, понимается тур, в котором программа пребывания, маршрут и условия путешествия, условия проживания (место нахождения средства размещения, категория гостиницы) и питания, услуги по перевозке туриста в месте временного пребывания, а также дополнительные услуги соответствуют условиям договора по не состоявшемуся из-за пандемии туру.  

БУДУТ ЛИ ДОПЛАТЫ

Согласно проекту Положения, туроператор не вправе требовать доплату за равнозначный туристский продукт в случае оплаты заказчиком в полном объеме общей цены туристского продукта, предусмотренной договором.

Также, если турист и туроператор в доп.соглашении к договору договорились об изменении потребительских свойств равнозначного туристского продукта – например, повысили категорию отеля, заменили направление на более дорогое и пр, то доплаты могут иметь место.

МОЖНО ЛИ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ТУРА И ВЕРНУТЬ ДЕНЬГИ

Согласно Пункту 5 Положения, в случае расторжения договора по требованию самого туриста, в том числе если он отказывается от равнозначного туристского продукта, туроператор обязан вернуть ему денежные средства. Срок выплаты – не позднее 31 декабря 2021 года, то есть на срок действия обязательства.

Точно так же, туроператор обязан выплатить туристу деньги до 31 декабря 2020 года в случае, если он не направил в течение 60 дней с момента утверждения постановления правительства туристу уведомление о своем обязательстве предоставить равнозначный тур.

Однако есть ряд исключений, по которым туроператор должен выплатить туристу деньги ранее обозначенного выше срока, а именно в течение 90 дней с момента поступления требования о возврате.

Так, на такие «досрочные» выплаты полной стоимости тура могут претендовать граждане старше 65 лет или «находящиеся в трудной жизненной ситуации, наступившей в период действия Положения.

ЧТО ТАКОЕ «ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ»

Под трудной жизненной ситуацией заказчика тура (туриста) понимается любое из следующих обстоятельств:

  • наличие у заказчика инвалидности, подтвержденной в установленном порядке;
  • временная нетрудоспособность заказчика сроком более 2 месяцев подряд;
  • регистрация заказчика в качестве безработного гражданина, который не имеет заработка, в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы.

Если туроператор не уведомил надлежащим образом туриста о предоставлении взамен несостоявшегося тура равнозначного турпродукта (в течение 2 месяцев), то он должен вернуть ему уплаченные средства до 31 декабря 2020 года.

ДЕНЬГИ ВЕРНУТ С ПРОЦЕНТАМИ

Если туроператор возвращает туристу деньги из-за того, что не уведомил его о предоставлении обязательства, из-за расторжения договора по инициативе туриста, из-за отказа воспользоваться обязательством по предоставлению равнозначного тура, или из-за нахождения туриста в трудной жизненной ситуации, то возврат осуществляется с процентами.

Так, согласно Положению, в этих случаях туроператор обязан будет уплатить туристу сверх суммы по договору еще и «проценты за пользование указанными денежными средствами в размере одной триста шестьдесят пятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату вступления в силу настоящего Положения, за каждый календарный день пользования».

При этом проценты начисляются со дня предъявления заказчиком соответствующего требования до дня возврата заказчику уплаченной за туристский продукт денежной суммы.

ВНИМАНИЕ:

Еще больше интересных материалов от АТОР - в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Читать новости можно, подписавшись на Instagram-аккаунт Ассоциации туроператоров, на канал АТОР в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook.

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР