В АТОР рассказали, где будут отдыхать туристы зимой и на Новый год

Какие меры государственной поддержки помогут туристической индустрии России устоять в пандемию, как изменилось поведение потребителей, и когда можно ожидать всплеска продаж туров на Новый год, в ходе пресс-конференции в РИА «Новости» рассказала исполнительный директор Ассоциации туроператоров (АТОР) Майя Ломидзе.

ОТРАСЛЬ НУЖДАЕТСЯ В БОЛЕЕ ДЕЙСТВЕННЫХ МЕРАХ ПОДДЕРЖКИ

Туристическая отрасль по-прежнему находится в кризисе из-за пандемии COVID-19. Как отметила Майя Ломидзе, благоприятные прогнозы о том, что туристический сектор начнет восстановление весной и летом, не сбылись. По ее словам, сегодня туристическая индустрия сосредоточена на внутреннем продукте, и в этом сегменте положение в российском туризме более выигрышное, чем в Германии, Франции или Испании. При этом, если в европейских странах турбизнесу оказывается материальная поддержка, то в России анонсированная масштабная программа помощи турбизнесу по существу «не вылилась ни во что».

«Большая часть господдержки была направлена на малое и среднее предпринимательство. Крупные туроператоры, крупные отели, сфера речных круизов – никто из этих сегментов отрасли и представителей бизнеса в сферу среднего и малого предпринимательства не входит», - подчеркнула Майя Ломидзе.

Она напомнила, что в список системообразующих вошли не все компании, и участие в списке тоже не дает дополнительных льгот и материальной помощи, которые позволили бы пережить кризисный период.

«Отрасль выживает, как может. Системных мер поддержки, направленных на предпринимателей, не относящихся к МСП, по сути нет. Среди тех, что заявлены, в сфере туризма наиболее востребованы оказались субсидии либо кредиты на зарплату в размере 12130 р. По предварительным оценкам, этой мерой поддержки по всей стране воспользовалось до 3% предпринимателей. У банков, которые уполномочены выдавать эти субсидии и кредиты, деньги закончились быстрее, чем список тех, кто стремился эту помощь получить. К тому же условия кредитования или субсидирования менялись часто на ходу. Конечно, хорошо, что такая мера поддержки была, но она больше носила косметический характер», - считает г-жа Ломидзе.

По оценке АТОР, по-настоящему действенными мерами поддержки туриндустрии стали постановление правительства РФ об отсрочке обязательств туроператоров по турам, а также запуск акции по возврату туристического кешбэка за туры по России.

По словам Майи Ломидзе, турбизнес надеется, что отсрочка уплаты налогов, о которой недавно говорил Президент РФ, коснется и туриндустрии. АТОР направил соответствующее письмо в адрес премьер-министра Михаила Мишустина.

«Отсрочку всех налоговых платежей до конца 2020 года, при том, что обороты не восстановились совершенно, не стоит рассматривать как меру поддержки. Мы надеемся, что это отсрочка будет хотя бы до конца первого квартала. В идеале – на 6 месяцев, до конца первого полугодия 2021 года», - заявила она.

Как подчеркнула исполнительный директор АТОР, стоит продумать более существенные меры налогового послабления для туротрасли. Например, снижение налоговых ставок или отмену ряда налогов.

КАКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСТРЕБОВАНЫ ЭТОЙ ЗИМОЙ

По оценкам АТОР, в топе спроса на новогодние праздники будут отечественные горнолыжные курорты и семейные путешествия к Дедам Морозам.

«Дело не только в том, что закрыты Альпы и другие горнолыжные курорты Европы, но и в целом в конъюнктуре спроса. Мы видим повышенный интерес к горнолыжному отдыху в этом сезоне. Спрос высокий и распределяется неравномерно. Хитом продаж зимы 20/21 ожидаемо будет Красная Поляна. В этом году там будет просто аншлаг», - рассказала Майя Ломидзе.

Она подчеркнула, что без горнолыжного отдыха россияне не останутся. Туроператоры ставят чартеры на региональные горнолыжные курорты, в частности, на Шерегеш и Хибины.

«Это достойные курорты с хорошим качеством снега и инфраструктурой. В этом году за счет чартеров из Москвы и Санкт-Петербурга региональная аудитория этих курортов будет разбавлена. Благодаря чартерам стоимость тура на будет на 20-25% ниже, чем стоимость тура на регулярном перелете. Горнолыжные курорты у нас по всей стране, так что мест хватит всем», - отметила Майя Ломидзе.

По данным АТОР, у семейных путешественников есть спрос на визиты к Дедам Морозам, где традиционным лидером является Великий Устюг. Также на новогодний период бронируются отели 3-4* в Краснодарском крае и Крыму.  По прогнозам АТОР, в ТОП-5 новогодних направлений войдут Санкт-Петербург и Калининград.

ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ИЗМЕНИЛОСЬ

Майя Ломидзе обратила внимание, что из-за информационного фона и ситуации с коронавирусом изменилось поведение потребителей. Россияне опасаются планировать поездки в глубину, что привело к заметному сокращению глубины бронирований.

«Продажи в массовом ценовом сегменте на новогодние праздники есть, но они пока очень аккуратные. Быстрее, чем средний ценовой сегмент, определяются с выбором потребители в дорогом и люксовом сегментах. Такая же картина наблюдалась и в летнем сезоне, дорогие объекты размещения бронировались в первую очередь», - рассказала она.

Как считает исполнительный директор АТОР, картина по бронированию туров на Новый год станет более понятной во второй половине ноября. «Подавляющее число туристов пока думают. Большинство бронирований сейчас идут с глубиной в 2-3 недели», - сообщила она.

По ее мнению, стимулированию спроса на туры по России в новогодний период помогает акция с возвратом туристического кешбэка. Подборку таких акционных туров с кешбэком, сформированных туроператорами, входящими в АТОР, можно найти на сайте Ассоциации.

Что касается выездных направлений, то пока лидером продаж остается Турция. В бронированиях зимнего сезона востребован Занзибар, куда туроператоры ставят чартерные программы из регионов. Мальдивы для большинства туристов остаются дорогим направлением, по ОАЭ при большом спросе не хватает перевозки. Также туроператоры ждут нормализации авиасообщения с Кубой.

СТРОИТЬ ПРОГНОЗЫ О РАЗВИТИИ СЕКТОРА ДО ОКОНЧАНИИ ПАНДЕМИИ РАНО

Как считает Майя Ломидзе, строить прогнозы о том, как будет выглядеть туротрасль после пандемии, преждевременно. «Отрасль еще не вышла из этого клинча. Все, что связано с обслуживанием людей, в пандемию пострадало очень сильно, в том числе и туризм. Сократилось количество потребителей. Только когда станут понятны перспективы завершения пандемии и появятся некие протоколы поведения, только после этого можно будет сказать, как поменяется отрасль», - подчеркнула Майя Ломидзе.

«Люди хотят путешествовать. Они готовы тратит на это деньги. Это значит, что туризм будет востребован», - резюмировала она.

 

ВНИМАНИЕ:

Еще больше материалов от АТОР - в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Читать новости можно, подписавшись на Instagram-аккаунт Ассоциации туроператоров, на канал АТОР в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook.

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

 
 

Поделиться

Подпишитесь на рассылку АТОР