Круизный сезон-2020 завершился падением пассажиропотока на реках России в 2 с лишним раза, а прибыль круизных компаний сократилась минимум в 3 раза. Зато на следующий год туристами забронировано уже 40% от общего объема кают, а туроператоры не повысили цены и предложили топовые новинки.
КАКИМ БЫЛО ПАДЕНИЕ ПАССАЖИРОПОТОКА В 2020 ГОДУ
Как следует из данных «Канала им. Москвы», в этом году пассажиропоток по внутренним водным путям Московского региона составил 632 тыс. человек. Если сравнить эту цифру с данными 2019 года, когда было перевезено 1,4 млн. человек, то становится очевидным, что в 2020 году произошло падение пассажиропотока более, чем в 2 раза.
Такая же картина наблюдается и в отношении круизов: 89 лайнеров и 280 тыс. пассажиров в 2019 году против 58 лайнеров и 108 тыс. человек в 2020 г. При этом часть из этого пассажиропотока – не круизная (паромы, катера, речные трамвайчики и пр.). Круизный турпоток просел еще больше.
«В этом сезоне круизные компании в лучшем случае перевезли треть от обычного объема пассажиров», – сообщила «Вестнику АТОР» Светлана Гончарова, заместитель генерального директора по туризму круизного туроператора «Мостурфлот».
Причина столь серьезного падения – пандемия COVID-19 и позднее начало круизного сезона, когда фактически было потеряно 2 месяца навигации. Кроме того, часть круизов была отменена самими пассажирами или перенесена на следующий сезон. Свою отрицательную лепту внесло и полное отсутствие иностранных туристов в этом году.
Соответственно, и падение доходов речных туроператоров по итогам года ожидается весьма значительным – по предварительным оценкам, прибыль круизных операторов окажется в 3-4 раза меньше, чем планировалось.
Важны не только текущие потери – доля переносов круизов на следующий год по данным экспертов сейчас составляет 20-30% от полной загрузки лайнеров, что уменьшает уже и потенциальный доход от будущего сезона.
НА ПОДДЕРЖКУ КРУИЗНОЙ ОТРАСЛИ НУЖНО НЕ МЕНЕЕ МИЛЛИАРДА РУБЛЕЙ
Сложившуюся в 2020 году ситуацию в отрасли немного исправили 2 фактора – сами туристы и кешбэк.
«Мы очень благодарны нашим туристам, которые буквально «проголосовали» за нас», – говорит Андрей Михайловский, генеральный директор круизного центра «Инфофлот».
По его словам, уже через 2 недели после старта навигации в конце июня 2020 г., на многих теплоходах почти не осталось свободных мест, а в первой половине августа некоторые из них и вовсе оказались на стопе. И это при том, что в тот момент уже не было скидок и каких-то спецпрограмм.
Вторым положительным моментом оказался кешбэк, который значительно простимулировал продажи круизов в конце августа. Но пока это был единичный опыт, поскольку во вторую волну «зимнего» кешбэка речные туроператоры просто не попали.
Тем не менее, эксперты уверены, что отрасли необходима серьезная поддержка, которую круизные компании по сути не получили, хотя и вошли в состав системообразующих предприятий.
«Самое главное сейчас – не растерять штат специалистов, потому что людей с таким уникальным опытом просто неоткуда будет приглашать на работу», – отмечает г-жа Гончарова. Он подчеркивает, что в отрасли уже есть примеры, когда компании не выходили в навигацию в этом году и по сути распускали всю команду.
Говоря о сумме компенсаций, необходимой для поддержки отрасли, эксперты едины во мнении – это 1 млрд рублей для речных круизов и 1,5 млрд для морских. Значительная часть этих денег уйдет на выплату зарплаты и содержание флота. Также у многих компаний есть планы и обязательства по строительству новых кораблей.
Среди других мер поддержки, которую туроператоры хотели бы получить со стороны государства в следующем сезоне, это как минимум еще одна волна кешбэка и частичная компенсация круизов для пенсионеров и людей, потерявших свой доход из-за пандемии.
По мнению экспертов, «компенсационные туры» можно организовать по краям навигации, когда проще найти свободные каюты.
«ЛЮКС» ВЫЙДЕТ В ПОЛНОМ СОСТАВЕ
Несмотря на все трудности, речные туроператоры все же с оптимизмом смотрят в будущее. «Cезон неудачный, но не смертельный», – говорят эксперты. Продажи следующего сезона открылись уже в июне, а часть расписания была полностью «отзеркалена», чтобы люди могли перенести круизы на тех же условиях.
Ни о какой консервации флота на будущий год речи не идет, а лайнеры ведущих туроператоров выйдут на реки России практически в полном составе. Более того, для российских пассажиров теперь будут доступны теплоходы, которые раньше работали исключительно с иностранцами.
«На следующий год мы ориентируемся только на российский рынок и выводим на него весь сегмент «люкса», где будем предлагать новые форматы обслуживания, новые проекты, маршруты и программы», – говорит г-жа Гончарова.
Она подчеркивает, что для «перезапуска» иностранного рынка после снятия ограничительных мер, потребуется не меньше 2-х лет, чтобы с одной стороны выполнить все отмененные обязательства, а с другой – снова восстановить турпоток. Впрочем, российские туристы от этого только выиграют.
В КРУИЗЫ ПРИШЛИ НОВИЧКИ
Ограничительные меры и закрытые границы повлияли на привычный состав круизных туристов: произошел значительный приток новичков – людей, которые никогда до этого не отправлялись в российские круизы.
Так, эксперты «Инфофлота» отметили, что на коротких круизах в этом году было 95% новых пассажиров, хотя обычно их доля составляет примерно 40-50%.
В основном они отправлялись в поездки выходного дня, максимум на 5 дней, выбирая города Золотого кольца при отправлении из Москвы, и Валаам и Кижи при отправлении из Санкт-Петербурга. Впоследствии часть этих туристов «вернулась», чтобы забронировать путешествие в следующем году.
«Оказалось, что наш круизный продукт понравился многим туристам, так что тренд на речной отдых в России уже пошел», – отмечает г-н Михайловский. Он говорит, что пока рано называть точный процент новых туристов в следующем году, но их прирост очень заметен.
Эксперты «Мостурфлота» также отмечают прирост новых клиентов, правда, в основном на топовых лайнерах.
«Мы заметили, что на «Княжне Виктории» и «Александре Грине» люди покупали следующий рейс, находясь на борту, или заказывали продление текущего, чтобы не сходить на берег», – говорит г-жа Гончарова.
«Среди них как раз было много новых туристов, для которых наш пятизвездочный лайнер стал заменой люксовых отелей, только еще с возможностью путешествовать», – поясняет она.
СТАВКА – НА ТОПОВЫЕ ЛАЙНЕРЫ И НОВЫЕ МАРШРУТЫ
В целом, по оценкам экспертов, продажи следующего сезона сейчас идут активно, хотя и не дотягивают до темпа предыдущих лет.
К началу декабря было реализовано примерно 30-40% общего объема, правда, с учетом переносов. Глубина продаж осталась такой же – люди в первую очередь планируют свой летний отпуск. Цены компании не повышали, чтобы не отпугнуть туристов, которые и так не слишком уверены в перспективах будущего года.
Уже сейчас можно проследить некоторые тенденции будущего сезона, а именно – ставку туристов на топовые лайнеры и интересные маршруты.
Так, в судоходной компании «ВодоходЪ» безусловным лидером продаж является новейший лайнер «Мустай Карим», который в будущем сезоне будет выполнять самые востребованные маршруты до Санкт-Петербурга и по Волге. Судя по данным, представленным на сайте компании, на некоторых рейсах он загружен уже почти на 70%.
Другим популярным предложением компании можно считать топовую Енисейскую экспедицию на теплоходе «Максим Горький». В этом году, например, за время рейсов из Красноярска в Дудинку он 6 раз пересек полярный круг.
«Мостурфлот» также предоставил несколько ярких новинок будущего года – это уникальные круизы по Ладожским шхерам и единственное в России сценическое плавание. Круизы пройдут на люксовых лайнерах «Александр Грин» и «Россия», которые, как сообщают эксперты, в период белых ночей загружены уже на 50-70%.
ВНИМАНИЕ:
Еще больше материалов от АТОР - в нашем канале на Яндекс.Дзен.
Читать новости можно, подписавшись на Instagram-аккаунт Ассоциации туроператоров, на канал АТОР в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook.
Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".