Нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства» дает старт глобальному развитию туризма в стране

По планам нацпроекта к 2030 году туризм в России должен получить четкую, понятную для потребителя структуру. Узнали, какие регионы и сегменты будут затронуты в первую очередь, а также ожидания по росту внутреннего турпотока.

В Москве 29 апреля состоялась презентация национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». В этом мероприятии приняли участие Дмитрий Чернышенко – Заместитель Председателя Правительства РФ; Зарина Догузова – руководитель Федерального агентства по туризму; Сергей Суханов – генеральный директор АО «Корпорация Туризм.РФ».

Более подробно о том, что представляет собой проект «Туризм и индустрия гостеприимства» читайте в ближайших выпусках «Вестника АТОР».

ТУРИЗМ КАК МЕТОД РАЗГОНА ЭКОНОМИКИ

Туризм в России должен стать серьезным рычагом в развитии страны и привлечении инвестиций. По сути это – разгон внутренней экономики и наращивание ее не сырьевого сектора.

«Российский туризм будет развиваться семимильными шагами, – сказал в своем выступлении Дмитрий Чернышенко. – Он станет большим кумулятивном эффектом в экономике, а его стартовые позиции сейчас таковы, что могут показать действительно очень большой рост».

Всего на реализацию нацпроекта до 2030 года планируется потратить 529 млрд руб из федерального бюджета и еще 72 млрд – из региональных средств. Также в планах привлечь не менее 1 700 млрд частных инвестиций.

ОСНОВНОЙ АКЦЕНТ – НА ВНУТРЕННЕГО ТУРИСТА

Предлагаемый нацпроект направлен в первую очередь на развитие внутреннего туризма и увеличение количества поездок по стране.

«Рынок туризма в мире составляет 1,5 трлн долларов США, доля Россия в этом рынке – 1%, а США – 14%», – отметил г-н Чернышенко, подчеркнув, что порядка 60% населения нашей страны не выезжают за пределы своего региона. Для сравнения, в США приходится 7 внутренних поездок в год на человека, а в Китае – 4 поездки.

Причина, по его мнению, в незнании потенциальных туристических возможностей других регионов России и отсутствии привычки ездить по собственной стране. Это создало диспропорцию в соотношении выездного и въездного туризма.

«Мы входим в 5-ку лидеров по выездному туризму, но иностранцы к нам приезжают мало – Россия стоит на 35 месте при выборе туристов со всего мира», – отметил он. При этом россияне тратят в зарубежных поездках порядка 36 млрд долларов США ежегодно, но туристы из дальнего зарубежья приносят нам только 7 млрд долларов США.

ГЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ НАЦПРОЕКТА

По сути, нацпроект – это целый комплекс взаимоувязанных отраслевых мер, каждая из которых является конкурсной. Это три федпроекта – «Совершенствование управления в сфере туризма», «Повышение доступности туристических услуг» и «Развитие туристской инфраструктуры».

Основная цель – совершенствование законодательства (уже в этом году в Правительство будет внесен проект нового закона о туризме), изменение стандартов с учетом современных реалий – в этом году это коснется стандартов для обустройства пляжей, кемпингов, туристических маршрутов, речных круизов, экологических маршрутов и даже в части арктического туризма и т.д. А также развитие всех видов туризма – семейного, пляжного, экологичного, детского, экскурсионного и пр.

Большая роль отведена и цифровизации отрасли – когда составить и забронировать тур по России можно будет в 1 клик. Уже в этом году люди получат доступ к информации о 40 тыс. туробъектов на едином портале, а в дальнейшем платформенные решения портала позволят строить маршруты, выбирать и комплексные туристические продукты, отели, экскурсии и многое другое.

Развитию брендовых туристических маршрутов будет уделено огромное внимание. Так, по словам Зарины Догузовой, до 2024 года планируется аккредитовать более 1000 туристических маршрутов по всей стране. И это не просто направления отдыха, а полноценные маршруты «под ключ», в которых предусмотрено все: объекты показа, гостиницы, пункты питания и т.д.  

«После моря на втором месте у туристов всегда следует поездка за атмосферным туризмом», – отметила г-жа Догузова.

Кроме того, сейчас должно завершиться строительство уже выделенных туристических кластеров, и в рамках программы начнется развитие макротерриторий, которые должны стать туристическим каркасом нашей страны. Всего выделено 12 таких макротерриторий, и уже в этом году работы будут проведены по 3 мастер-планам – Крым (включая Севастополь), Дальний Восток и Золотое кольцо.

Итогом нацпроекта должно стать увеличение количества турпоездок по стране до 140 млн к 2030 г. (в 2019 г. их было 65 млн), увеличение количества рабочих мест (с 2,5 млн в 2019 г. до 4,7 млн в 2030) и увеличение в 2 раза экспорта туристических услуг (с 11 млрд долларов США в 2019 г. до 22,5 млрд. в 2030).

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Наравне с уже действующими мерами поддержки туризма – такими как кешбэк, наращивание внутренних чартерных перелетов и т. д., в рамках реализации будущего проекта должны быть выработаны механизмы по привлечению инвесторов.

Сейчас, по мнению г-на Чернышенко, большая проблема для инвестиций заключается в том, что большая часть отрасли находится в тени, поэтому инвестировать в нее решается только крупный бизнес, который может перекрыть свои риски другими проектами.

Основной акцент в ближайшее время должен быть сделан на устойчивое государственно-частное партнерство, доступные кредиты, выделение больших площадей под развитие и быструю застройку, госинвестиции, а самое главное – так называемое коробочное решение. Это четкий и прозрачный инструмент инвестиций от заявки до воплощения, когда инвестора поддерживают на всех этапах. Такой пример уже есть – это АО «Корпорация Туризм.РФ».

«По сути, наша корпорация становится фаст-треком для инвесторов и способствует быстрому вводу в эксплуатацию объекта», – отметил на встрече Сергей Суханов, генеральный директор АО «Корпорация Туризм.РФ». Основой ее деятельности станет удобная цифровая платформа с подробными планами, информационными лотами и т.д. Часть функций будет доступна уже в этом году, а всего в ближайших планах корпорации – создание 582 новых объектов, 298 гостиниц и санаториев, 284 комплексных проекта с полной инфраструктурой – дорогами, энергоснабжением и т.д.

Помочь в этом должно плотное межотраслевое сотрудничество с ведомствами и региональными программами. Уже сейчас в рамках проекта задействовано более 10 министерств, каждое из которых выполняет свою функцию в создании полноценной туристической инфраструктуры.

Также, по словам г-на Чернышенко, в будущем может быть осуществлен выпуск туристических облигаций по примеру облигаций туристического займа.

Ольга Пегасова

ВНИМАНИЕ:

Еще больше материалов от АТОР  в нашем канале на Яндекс.Дзен. 

Читать новости можно, подписавшись на Instagram-аккаунт Ассоциации туроператоров, на канал АТОР в Telegram, или на обновления нашей странички в Facebook и сообщества АТОР "Вконтакте".

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Новое: подписывайтесь на официальный канал АТОР в YouTube и вступайте в официальную группу АТОР в "Одноклассниках".

 
 

Поделиться

Подпишитесь на рассылку АТОР