Что даст туризму цифровизация водного транспорта

К 2022 году получить лицензию на водные пассажирские перевозки будет намного проще. Узнали у экспертов, как это отразится на росте количества маломерных судов и хаусботов, и почему подобное решение приветствуют круизные операторы.

ЛИЦЕНЗИИ ВОДНОГО ПЕРЕВОЗЧИКА ПОЯВЯТСЯ НА ГОСУСЛУГАХ

В России вскоре станет проще получить лицензию на перевозку пассажиров водным транспортом. Об этом сообщил Заместитель председателя правительства Дмитрий Чернышенко на сайте правительства.

Документы на лицензию можно будет оформить через портал Госуслуг, что значительно сэкономит время и затраты, поскольку избавит заявителей от необходимости лично присутствовать в различных ведомствах.

Это решение появилось в результате совещания по итогам поездки премьера Михаила Мишустина в Карелию. По поручению вице-премьера Дмитрия Чернышенко Минцифры совместно с Минтрансом и подведомственными ему органами власти подготовили новый план перевода госуслуг в транспортной сфере в цифровой вид.

Всего до 2022 года на портале должно появиться не менее 30 подобных электронных госуслуг. Среди них – выдача различных специальных разрешений и лицензий на перевозки, выдача удостоверений личности моряка, свидетельств членам экипажей гражданских воздушных судов и т.д.

В ГОД ОФОРМЛЯЕТСЯ НЕ МЕНЕЕ 500 ЛИЦЕНЗИЙ НА ТУРИСТИЧЕСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ

В первую очередь облегчение процесса получения лицензии повлияет на социально значимые маршруты, особенно в труднодоступных регионах. Но, по словам Дмитрия Чернышенко, это также положительно скажется и на водном туризме в целом, поскольку ежегодно поездки на внутреннем водном и морском транспорте совершают более 17 млн человек в год.

«Важное значение новый сервис по оформлению лицензии через Госуслуги будет иметь и для сферы туристических перевозок. В настоящее время лицензирование проходят как крупные, так и небольшие компании, предоставляющие туристические услуги, – от круизных судов до небольших пассажирских катеров», – сообщил вице-премьер.

По данным Минтранса, за последние три года выдано и переоформлено 1330 лицензий на осуществление такой деятельности. Ежегодно за услугой обращаются более 500 заявителей.

ТУРОПЕРАТОРЫ ХОТЯТ ЕДИНОГО РЕЕСТРА

Подобное нововведение хорошо воспринято на рынке круизных операторов. И, хотя уже сейчас документы на оформление или переоформление лицензии принимаются в электронном виде, этот процесс может затягиваться до 15 дней.

По мнению экспертов, при переводе процессов в электронный вид (на портале Госуслуг) длительность всей процедуры можно сократить до 3-5 дней, то есть, по сути, до 1 рабочей недели, поскольку абсолютно все сопутствующие документы к тому времени также будут подготовлены.

«Мы очень ждем от нововведения удобства оформления, скорости и прозрачности», – рассказала «Вестнику АТОР» Светлана Гончарова, заместитель генерального директора по туризму круизного оператора «Мостурфлот».

Прозрачность, по ее словам, станет важнейшим элементом для рынка речных перевозчиков, поскольку появится единый электронный реестр, и информация о судовладельцах будет в открытом доступе.

Таким образом, узнать о лицензированных судах в конкретном регионе или городе можно будет непосредственно на сайте, не обращаясь к самому судовладельцу, не ведя с ним переписку и не проверяя данные по его лицензии и договору.

В этом году «Мостурфлот» как раз столкнулся с подобными проблемами, когда готовил предложение для своих туристов по дополнительной экскурсии на небольших судах в Ладожских шхерах.

«Мы пробовали искать малые суда для экскурсионных поездок в разных регионах, и было очень трудно выявить действительно лицензированных перевозчиков», – говорит Светлана Гончарова, подчеркивая, что малый бизнес в этой сфере, в сущности, остается «невидимкой» для крупных операторов.

«Любая работа будет намного продуктивнее, если в будущем иметь дело с прозрачной и отлаженной системой», – уверена эксперт.

СТИМУЛ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ФЛОТА В РЕГИОНАХ

Еще одним положительным следствием упрощенной схемы получения лицензии может стать ускоренное развитие малого флота, предназначенного для перевозки пассажиров. По мнению экспертов, в ближайшее время малые речные и озерные суда окажутся одними из весьма востребованных видов транспорта во внутреннем туризме.

Андрей Ермак, министр по культуре и туризму Калининградской области, выступая в июне на туристическом форуме «Путешествуй!», подчеркнул серьезный интерес туристов  в регионе к фрахту небольших яхт для отдыха семьей или компанией друзей.

Сейчас в области запланирован инвестпроект по развитию яхтенных марин и прибрежной инфраструктуры, а также начато строительство чартерного флота, среди которых и так называемые хаусботы. Аренда же действующих малых судов в сезон, по словам министра, расписана минимум на 2 недели вперед, а все речные прогулки на ближайшие даты забронированы на 100%.

Подобный интерес к современным комфортабельным судам и хаусботам отмечается и в других регионах России.

«Принятое решение значительно упростит жизнь тем, кто уже находится в этом бизнесе и создаст хорошие перспективы для развития в будущем», –отметил г-н Ермак в беседе с «Вестником АТОР».

Ольга Пегасова

Фотография предоставлена Depositphotos.com

ВНИМАНИЕ:

Еще больше материалов от АТОР  в нашем канале на Яндекс.Дзен. 

Читать новости можно, подписавшись на Instagram-аккаунт Ассоциации туроператоров, на канал АТОР в Telegram, или на обновления нашей странички в Facebook и сообщества АТОР "Вконтакте".

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Новое: подписывайтесь на официальный канал АТОР в YouTube и вступайте в официальную группу АТОР в "Одноклассниках".

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР