Сколько туристов потеряет Краснодарский край в августе и бархатном сезоне из-за ограничений

Расчет властей Краснодарского края на то, что ради отдыха в самом популярном месяце летнего сезона все туристы вакцинируются, не оправдался. Об этом говорит статистика туроператорских компаний. Допандемийные объемы в августе недостижимы и «смажут» всю картину сезона, претендовавшего на рекорд, считают эксперты.

Аналитическая служба АТОР изучила данные о бронированиях трех крупных туроператоров по внутреннему туризму в России («Дельфин», АЛЕАН, «Мультитур») за период с июня по сентябрь в 2019 году (до пандемии), в 2020 и 2021 году (срез данных о бронированиях – 27 июля).  

ИЮНЬ ПРЕВЗОШЕЛ ДОПАНДЕМИЙНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ БЛАГОДАРЯ КЕШБЭКУ И ОТСУТСТВИЮ ОГРАНИЧЕНИЙ

Согласно статистике трех указанных компаний (благодаря большой выборке она может считаться релевантной для всего рынка), июнь 2021 оказался для Краснодарского края действительно рекордным по объемам организованного турпотока. Допандемийные показатели бронирований были существенно превышены – в среднем на 85%.

Так, у «Дельфина» количество бронирований туров на курорты Краснодарского края в июне 2021 года оказалось на 57% больше, чем в июне 2019 года (до пандемии).  У Национального туроператора АЛЕАН прирост составил и вовсе 110%, а у туроператора «Мультитур» +93% к июню 2019 года.

Скорее всего, такого успешного июня в крае не было за всю постсоветскую историю, полагают наблюдатели. Эксперты перечислили (по степени значимости для туристов) три основных фактора, повлиявших на рекордный рост организованного турпотока: это отсутствие ковидных ограничений, влияние акции Ростуризма с кешбэком за туры по России, а также закрытые массовые зарубежные направления.

Рекорд июня на курортах Кубани примечателен еще и тем, что до пандемии, в «стандартном» режиме, на него никогда не приходился пик бронирований. Так, согласно репрезентативной статистике туроператора «Дельфин», на июнь в 2019 году пришлось 25,4% от всех бронирований периода июнь – сентябрь, а на июль и август – по 30-31% всех бронирований.  

ИЮЛЬ С ПЦР-ТЕСТАМИ ПОКАЗАЛ СНИЖЕНИЕ ТЕМПОВ ПРИРОСТА

Рекорд июня в июле туроператорам не удалось повторить (по стандартному ходу сезона прирост должен был быть больше). Картина оказалась уже иной. Как считает Сергей Ромашкин из «Дельфина» и его коллеги по рынку, в снижении темпов роста турпотока сыграли роль два фактора.

Первое и основное – введение властями региона требования о заселении в отели края с  1 июля с ПЦР-тестами (которое хотя и многократно корректировалось, но с самого начала испугало семейных туристов с детьми). Второе – отсутствие кешбэка (на высокий сезон программа не распространяется).

Однако так как множество бронирований были сделаны заранее, весной, а туристы в целом привыкли к ПЦР-тетам, то допандемийные показатели все еще перекрывались. Действительно массовых аннуляций на июль игроки не наблюдали, хотя они были – и преимущественно в бюджетном сегменте, где стоимость ПЦР-тестов на семью могла приближаться к стоимости дешевого тура в отель 2-3* .

В итоге в июле 2021 года количество бронирований курортов Краснодарского края приросло у ведущих игроков рынка внутреннего туризма в среднем только на 15-20%.

АВГУСТ: РЕЗКОЕ СНИЖЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БРОНИРОВАНИЙ ИЗ-ЗА ТРЕБОВАНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ВАКЦИНАЦИИ

Максимальные (и беспрецедентные в истории российских курортов) ограничения, введенные для невакцинированных туристов в Краснодарском крае с 1 августа, привели к существенному падению объемов бронирований отелей курортов Кубани организованными туристами.

Расчеты властей Краснодарского края на то, что туристы будут приезжать на курорты края, специально для этого привившись (или, согласно последнему варианту – чтобы потратить первые дни отдыха на прививку в Сочи или Анапе) не оправдались.

Части премиальных отелей удалось в основном сохранить старые бронирования, но средний и бюджетный сегмент, в котором глубина продаж существенно меньше, серьезно просели.

Аннуляции туров на август у туроператоров приобрели устойчивый характер, а количество бронирований (а они на август делаются в основном в июле) просело в разы. Многие туристы предпочитали снять бронь без штрафов и либо забронировать проживание в частном секторе курортов Краснодарского края, где сертификаты вакцинации не проверяют, либо поменять регион отдыха (например, на Крым, в котором не вводили ограничения).

Об этом убедительно свидетельствуют цифры динамики бронирований у ведущих туроператоров по внутреннему туризму. Так, у туроператора «Дельфин по состоянию на 27 июля бронирований туров в Краснодарский край по сравнению с августом 2019 года оказалось меньше на 34%, у туроператора «Мультитур» – на 28%, у туроператора АЛЕАН – на 15%.  

НОВЫЕ БРОНИРОВАНИЯ НА АВГУСТ «СЪЕДАЮТСЯ» НОВЫМИ АННУЛЯЦИЯМИ

При этом, в сравнении с показателями августа 2020 года, динамика падения еще больше, так как именно на последний летний месяц в 2020 году у туроператоров пришлись беспрецедентные 40-45% всех бронирований с июня по сентябрь).

«Характерно, что если на август в 2020 году у нас пришлось 43% всех броней летнего сезона, в 2021 году – только 19,8%», – приводит пример Сергей Ромашкин, генеральный директор «Дельфина». По его расчетам, прогнозная цифра падения объема бронирований в 34% не должна серьезно измениться за август.

«Основной объем бронирования туров в Краснодарский край делается в июле.  Однако за весь месяц количество броней на август вообще не изменилось: да, есть и новые заявки на туры от вакцинировавшихся туристов, но они тут же «съедаются» постоянным потоком аннуляций от тех, кто не желает ехать на Кубань с таким условием. Поэтому количество реальных броней не меняется вот уже несколько недель», – рассказывает г-н Ромашкин.

БАРХАТНЫЙ СЕЗОН ТАКЖЕ В МИНУСЕ

Описанный тренд, судя по статистике туроператоров, продолжается и в бархатном сезоне – на фоне упорного нежелания властей смягчать ограничения и низкой глубины бронирований, характерной для ковидного периода. Здесь объемы бронирований у трех ведущих игроков не дотягивают до показателей сентября 2019 года на 46%, 31% и 27%. При этом более всего падение продаж характерно для отелей бюджетного и среднего сегмента. Новых продаж здесь крайне мало.

В целом, исходя из статистики туроператоров, можно считать, что в августе и сентябре Краснодарский край не досчитается как минимум 30% бронирований, которые могли бы случиться, если бы ограничения в виде указания «селить только с прививкой» не вводились. Это, по минимально возможным оценкам, не менее 1,6 млн туристов. 

ВНУТРЕННИХ ТУРИСТОВ ПОДАРЯТ ЧАСТНОМУ СЕКТОРУ И МАССОВЫМ ЗАРУБЕЖНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ

Около половины этих туристов выберут зарубежные направления, считают эксперты. Прежде всего Турцию, которая предлагает лояльный режим въезда, не предполагающий обязательную вакцинацию,  и комфортные цены для среднебюджетных семейных туристов.

При этом вероятное открытие чартеров в Египет в сентябре тоже будет фактором, который сработает против политики кубанских властей, усилив тренд на сокращение новых бронирований отелей в крае в бархатный сезон.

Другая же часть туристов, не желающих мириться с жесткими ограничениями и неудобствами в виде прививки на отдыхе, вероятно, либо откажется от отпуска в Краснодарском крае, проведя его в домашнем регионе, или все же поедет на Кубань, оставив деньги у неподконтрольных санитарным и фискальным властям частников.

Все это хорошо понимают и в Ростуризме, глава которого, Зарина Догузова, неоднократно призывала губернатора Краснодарского края смягчить ограничительные меры и дать невакцинированным туристам альтернативу для заселения в отели региона в виде справки с отрицательным ПЦР-тестом.

Ранее с таким же предложением обращалась к губернатору и Ассоциация туроператоров. Отсутствие публичной реакции краевых властей на эти обращения выглядит странно, считают наблюдатели. 

Редакция "Вестника АТОР"

Фотография предоставлена Depositphotos.com

ВНИМАНИЕ:

Еще больше материалов от АТОР  в нашем канале на Яндекс.Дзен. 

Читать новости можно, подписавшись на Instagram-аккаунт Ассоциации туроператоров, на канал АТОР в Telegram, или на обновления нашей странички в Facebook и сообщества АТОР "Вконтакте".

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Новое: подписывайтесь на официальный канал АТОР в YouTube и вступайте в официальную группу АТОР в "Одноклассниках".

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР