Как будут регулировать цены на отели, и чем «грешат» участники туррынка

Каким быть регулированию стоимости гостиничных услуг, и какие случаи недобросовестной конкуренции встречаются на туристическом рынке? Собрали главное, о чем говорили на спецсессии «ОТДЫХ Leisure» представители ФАС, Ростуризма, субъектов РФ и отраслевых организаций, в нашем обзоре.

ЦЕНЫ НА ГОСТИНИЦЫ ВО ВРЕМЯ КРУПНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРЕДЛАГАЕТСЯ РЕГУЛИРОВАТЬ

Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС) РФ подготовила изменения в ФЗ от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», которые касаются регулирования цен на гостиничные услуги в период проведения особо значимых мероприятий. 

Как сообщил заместитель руководителя ФАС Тимофей Нижегородцев, во время крупных спортивных или деловых событий на локальных территориях на отельном рынке возникает «ценовой шок», который вызывает шквал жалоб потребителей.

«Каждый раз, когда происходит крупное событие, нас отправляют в поход. Мы должны идти и искать сговоры на рынке, пытаться найти доминирующее положение участников рынка. Ценовой шок возникает из-за «залпового» спроса. Мы предлагаем меры, которые позволят нивелировать резкие скачки цен», – отметил г-н Нижегородцев.

По словам г-на Нижегородцева, изменения, которые предлагается внести в закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», вводят несколько новых понятий, например, «особо значимое мероприятие, «лицо, реализующее гостиничные услуги».

Также вводится обязанность лицам, предоставляющим или реализующим гостиничные услуги в городах проведения особо значимых мероприятий, не превышать цены на гостиничные услуги, рассчитанные по специальной методике, и информировать клиентов о предельных ценах на проживание в сутки. 

«Это регулирование не будет постоянным, оно носит срочный характер и завязано на индикативные показатели. Оно будет гибким, административно установленных цен на гостиничные услуги не будет. Для каждого участника рынка методика будет предлагать свой ценовой коридор», – пояснил замглавы ФАС.  

Он также подчеркнул, что предлагаемое регулирование в пиковые периоды не предполагает дополнительных нагрузок и отчетов для отельеров.

«Это будет методика открытого кода. Она будет служить инструментом оценки, если поступает жалоба от потребителя на этом рынке в период проведения мероприятия», – сообщил замруководителя ФАС.

Заместитель руководителя Ростуризма Елена Лысенкова отметила, что гостинично-туристический рынок – это рынок с динамическим ценообразованием, и есть пять факторов, которые влияют на формирование цены и сезонные тарифы. И в том, что отельеры закладывают более высокие цены на пиковые даты, включая событийные мероприятия, нет ничего противозаконного. Это мировая практика.

Председатель Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Сергей Корнеев считает, что нужно более тщательно оценить последствия регулирования цен на гостиничные услуги во время крупных событий.

Как отметил Сергей Корнеев, есть много вопросов, связанных с критериями определения самих мероприятий, механизма работы с их участниками, объектов, которые попадают под регулирование. Он напомнил, что даже в условиях динамического ценообразования во время проведения ПМЭФ в Санкт-Петербурге возникает дефицит мест в отелях 5*.

«Если цена будет отрегулирована, то спрос еще больше будет превышать предложение, и есть риски получить обратный негатив со стороны участников мероприятий», – отметил г-н Корнеев.

КАК ОТЕЛИ И ТУРОПЕРАТОРЫ ПОЛУЧАЮТ СУБСИДИИ ЗА ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ТУРИСТА

Участники сессии рассказали и о случаях недобросовестного поведения участников туристического рынка. Так, Тимофей Нижегородцев сообщил, что при проведении акции детского туристического кешбэка некоторые организации и учреждения повысили цены на путевки в детские лагеря пропорционально размеру кешбэка.

В то же время, согласно наблюдению ФАС, даже в этой ситуации случаев односторонней отмены бронирований было крайне мало. По мнению замглавы ФАС, это можно считать «признаком зрелости туристического рынка».

Заместитель Председателя Совета Ассоциации «Мир без границ» Александр Львов прокомментировал ситуацию с субсидиями в сфере въездного туризма (имеются в виду субсидии по постановлению правительства № 534 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку организаций, обеспечивающих прирост количества посетивших Российскую Федерацию иностранных туристов»). Здесь также, по данным эксперта, встречаются недобросовестные действия участников рынка.

Например, нередко  в качестве туроператора в реестре Ростуризма зарегистрирован отель, который от своего имени подает заявку на субсидию за иностранного туриста и получает ее. Однако параллельно субсидию за этого же иностранца получает и туроператор, который собственно и привез этого зарубежного гостя в указанный отель.

Бывает и следующий расклад: туроператор привозит туриста, однако в отель он его не селит. Но заявленный отель сообщает, что гости заселились.

«В этом случае налицо недобросовестное получение субсидий», – подчеркнул Александр Львов.

По мнению Александра Львова, стоит расширить перечень стран, попадающих под субсидирование, и в условиях пандемии нужно поддерживать туроператоров, которые повезут туристов из стран Европы и КНР. К тому же, как считает г-н Львов, «субсидирование для китайского рынка – это прямой путь к обелению деятельности туркомпаний»: ведь чтобы податься на субсидию, им потребуются официальные документы о приеме туристов.

Обратил внимание г-н Львов и тот факт, что абсолютное большинство иностранных компаний, которые работают на рынке въездного туризма в РФ, по закону не могут этого делать.

«Они самостоятельно бронируют отели, транспорт, покупают экскурсионную программу, пакетируют и реализуют этот продукт на территории РФ. Законом о туризме это запрещено. Эта деятельность запрещена для компаний, которые не включены в реестр Ростуризма. А иностранной компании в реестре по определению быть не может», – подчеркнул г-н Львов.

ТЕКУЩЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРЕГАТОРОВ ДОСТАТОЧНО

Начальник Управления регулирования связи и информационных технологий ФАС России Елена Заева рассказала о ситуации с агрегаторами на рынке гостиничных услуг.

По ее словам, «потребители привыкли доверять агрегаторам, а отели не готовы отказаться от таких платформ, потому что это «колоссальный по значимости канал для связи с потребителем».

Как отметила г-жа Заева, в ФАС поступали инициативы по регулированию деятельности агрегаторов туристических услуг, вплоть до сильного ограничения их деятельности.

«В случае их принятия, агрегаторы стали бы просто досками объявлений. Такие ресурсы не могли бы ни собирать отзывы, ни формировать рейтинги, ни делать ранжирование. Мы считаем, что действующего регулирования деятельности агрегаторов в законе о защите прав потребителей достаточно на текущем этапе развития рынка. Не надо убивать ту практическую пользу, которую агрегаторы приносят как турбизнесу, так и частным потребителям», – резюмировала она.

Елена Мягкова

Фотография на обложке предоставлена Depositphotos.com, в тексте фото АТОР

ВНИМАНИЕ:

Еще больше материалов от АТОР  в нашем канале на Яндекс.Дзен. 

Читать новости можно, подписавшись на Instagram-аккаунт Ассоциации туроператоров, на канал АТОР в Telegram, или на обновления нашей странички в Facebook и сообщества АТОР "Вконтакте".

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Новое: подписывайтесь на официальный канал АТОР в YouTube и вступайте в официальную группу АТОР в "Одноклассниках".

 
 

Поделиться

Подпишитесь на рассылку АТОР